Главная страница

Ход урока. Эпиграф к уроку



Скачать 120.03 Kb.
НазваниеХод урока. Эпиграф к уроку
Дата12.02.2016
Размер120.03 Kb.
ТипУрок


Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть. Мы одни ,раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней к друг другу, подобрее.».


Предполагаемые ответы учащихся, записи в тетрадях.

1.Оргмомент.(1 мин)

-Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества известного писателя В.М.Шукшина. Поэтому я приветствую вас словами, когда-то так

просто сказанными самим автором: «Люди, милые, здравствуйте!»

слайд №1 (Портрет Шукшина, тема урока




Тема: «Люди , милые, здравствуйте!»

2. Сообщение цели: (1 мин.)

-Мне очень хочется ,чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного писателя и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными. И на уроке мы будем решать задачи…

Слайд №2 (цели и задачи урока)


Зачитывают проблемные задачи.

3. «Индуктор» ( 5 мин)

- Первое впечатление о Василии Шукшине предлагаю высказать вам.

(На доске запись: Василий Шукшин

( Звук образ Звук образ)

Работа с материалом.

-Какие образные и звуковые ассоциации у вас возникают при произношении имени и фамилии автора?

(ответы учащихся)

-Сравните ваши записи, дополните примерами, которые вам наиболее понравились.

« Социализация»

-Какое первое впечатление складывается о писателе?

Слайд №3(годы жизни и вывод)

4.Разрыв. (1 мин.)

- Трудно не согласиться с тем, что Шукшин «похож на свою родину». Но чтобы воедино слиться с этим образом ,давайте «посетим его родные места»

Работа с материалом.(2 мин)

Слайд №4-14 (родина Шукшина)

На фоне песни «Тихая река» учитель читает стихотворение "Разметалось…")

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это сёло.

 

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки -

Это родина Шукшина.

Социализация. ( 5 мин)

-Какими словами вы могли бы передать свои впечатления ?

-Какие новые сведения из биографии вам открылись?

- Напишите первое слово о В.Шукшине. Каким он вам представился в начале урока?

Используйте записанный материал.

5.Разрыв. (1 мин)

- А теперь обратимся к словам Е.Евтушенко.

Слайд №15

В искусстве уютно быть свободною булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ.


Е. Евтушенко.

Работа с материалом. (3 мин)

-Объясните значение этих строк.

–Что значит «свободною булкой французской» и «горбушка с калиной красной вприкуску»?

-Какие выразительные средства использует автор?

Социализация. (2 мин)

-Как они характеризуют писателя? Запишите несколько слов.

6.Разрыв.(1 мин)

-Пришло время поближе познакомиться с Шукшиным. Мы привыкли видеть в нем простого деревенского героя, порядочного и приветливого, такого же веселого и наивного, как его герои из рассказов. А каким он был на самом деле ? Послушаем факты из его биографии.

Работа с материалом. (4 мин)

(индивидуальные сообщения)

1 ученик: Воспоминания матери.

Помню, как появилась у Васи "болезнь" - увлекся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: карасину нальет, в картошку фитилечек вставит, под одеялом закроется и почитывает. Ведь, что думаете, - однажды одеяло прожег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет - стал из школьного шкапа брать тайно от меня. Ох, и помаялась я с ним, не знала уж, как отвадить от чтения-то!

Частенько мне говорили: "Ну что ты, Мария, генерала, что ль, хочешь вырастить из него?" - "Выше", - отшучивалась от них я, но сердцем все же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим!

Дитенок милый был у меня стройный, как свечечка, а губки-то у Васи моего были вечно бантиком. Редкозубенький мой, уж как он любил и Сростки, и дом наш. Дом стоит вроде маленько на горке, вроде на отшибе. Зеленый, глазастый! Крапивный переулок называется, а номер 31"...("Дитё моё милое..." - из воспоминаний М.С. Шукшиной-Куксиной.)

Слайд № 16-17 (дом-музей и здание школы)

«Социализация» (1 мин)

- Какие ключевые слова можно выделить из сообщения?

2 ученик. "...Особого чего-то в нем не было, но остряк он был, остряк! Он был такой острый на язычок, как скажет-скажет, бывало! Это чувствуется и в его рассказах. Я когда их читаю, узнаю героев-то - я же их в жизни знаю, - и его самого узнаю по языку. Он таким языком и говорил..." ("Я всегда жила им" - из воспоминаний Н.М. Зиновьевой, сестры В.М. Шукшина.)
-Охарактеризуйте героя одним словом.
3 ученик.

Леонид Куравлев вспоминал: «По ночам пели песни, он очень любил песни Б.Окуджава, а на зорьке рыбачили. Он пел ,и лицо его становилось то грустным, то вдруг совершенно менялось, и весь он будто выпрямлялся, посылая в ночную бесконечность чистый и сильный звук. После песни он умолкал. Потом говорил: А теперь эту…»- и первым начинал петь.

Социализация. (1 мин)

-Какие новые сведения из жизни Шукшина вам открылись? Поделитесь мнениями.

7.Разрыв. (1 мин)

-Предлагаю для анализа отрывок из рассказа В.Шукшина « Первое знакомство с городом».

Работа в группах. (3 мин)

(тексты на партах)

“ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.”

1 группа: Почему обратный путь домой – великое блаженство?

2 группа: Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком?

3 группа: Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением?

4 группа: Какие черты характера автора обнаруживаются в данном отрывке?

«Социализация.» (5 мин)

-Обобщите свои выводы по группам.

Метод «Если бы…»

-Если бы вы были известным писателем, художником или композитором, как бы вы назвали свое произведение искусства, посвященное Василию Шукшину?

8.Разрыв.(2 мин)

-Мы сегодня рассмотрели жизнь и творчество Василия Шукшина с разных точек зрения. Но не стоит забывать ,что Шукшин прежде всего писатель, романист, актер и режиссер.

Слайд №18-19 (Писатель. Романист.)

Слайд №20-21 (эпизоды из к/ф)

-Неудивительно , что он был дважды удостоен Государственной премии, и Ленинской премии посмертно, награжден орденом трудового Красного Знамени .

Слайд № 22 (Премии и награды)- гиперссылки из Интернета

Работа с материалом. (1 мин)

-Однако внутренний мир писателя остается для нас загадкой. А поможет нам раскрыть истину эпизод из к/ф «Калина красная»

Просмотр эпизода из к/ф «Калина красная»

Слайд №23

«Социализация» (2 мин)

-Какое впечатление произвел на вас эпизод?

-Каким самым главным качеством обладал Шукшин?

9.Рефлексия. (3 мин)

- Какие новые сведения вы получили на уроке? Что вас обрадовало, огорчило? Что вам особенно запомнилось?

Слайд №24-25

10.Домашнее задание. (1 мин)

-Ваше домашнее задание- написать «второе слово» о писателе, сравнив первоначальные впечатления, используя записи в тетради.


(в тетрадь)

Василий Шукшин

Звук / образ Звук / образ

Шелест/дом шепот /природа

Шорох/кот журчание /лес

Шуршание/печка

(в тетрадь)

-Олицетворение домашнего уюта, деревенского пейзажа, простоты.

(в тетрадь)

(Река Катунь, голубое небо, подсолнухи ,зеленое платье степи, деревенская ограда, деревня)

(устно) Перед нами раскинулись зеленые просторы степей с пестрыми цветами . Голубые разливы реки Катунь манят вдаль. А подсолнухи за деревенской оградой так близки и понятны нам.

(предполагаемые ответы в тетрадях)

-В.Шукшин олицетворяется с образом ласкового кота, символом домашнего уюта.

-Для меня писатель-образ деревенской природы и красоты родного края.

-Мне открываются в авторе черты простоты ,любви к ближним и окружающей природе. Пока Шукшин мне более понятен как человек, чем писатель.

(устно) В искусстве можно быть первым, замечая только ее красоту и изящество. Однако Шукшин умело выделял «горькую правду»,без которой не мог обходиться простой народ.

-Развернутая метафора

(в тетрадь)

(забота о ближнем, правда жизни,

народность, «горбушка с калиной красной вприкуску»)

(в тетрадь)

-«болезнь» книгами, настоящий человек, дите милое…

-остряк (в тетрадь)

-душевность(в тетрадь)

(устно)

-Душевный человек, остряк, ценитель искусства…

(устно)

Любой путь утомляет, несмотря на испытанное «великое блаженство»;невозможность вернуть детские годы .

-Только здесь он чувствовал себя самостоятельным , «настоящим»,

способным на испытания судьбы.

-Невозможность возврата былых лет, утрата духовных ценностей.

-упорство, народность, хозяйственность, решимость.

(предполагаемые ответы)

-был «настоящим человеком».

(предполагаемые ответы)


Конкурс педагогических инициатив

«Дидактическая модель проведения уроков

с применением Интернет-технологий»

Урок литературы в 11 классе

по теме: «Люди, милые, здравствуйте!»

(по творчеству В.М.Шукшина)



Оренбургская область

Северный район

с Северное

https://school-collection.edu.ru/

https://shukshin.museum.ru/founds.

https://altairegion22.ru/gallery/gener/

https://festival.1september.ru

https://stihi/pics/2009/07/25/3549.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/Шукшин,_Василий_Макарович
Конспект урока литературы в 11 классе.
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа» Богданова О.Н.( телефон: (35354) 2 11 64, адрес электронной почты: [email protected])

Учебник:Литература-11, В.П.Журавлев, М.: Просвещение, 2004г

Тема урока: « Люди, милые, здравствуйте!» (по творчеству Шукшина).

Тип урока: мастерская построения знаний и творческого письма.

Цели урока:

  • Образовательные: Исследовать жизненный и творческий путь Шукшина, выработать навыки построения собственных знаний и смыслов в рамках данной темы .

  • Развивающие:

  • Обучение выражению собственной самооценки и критического отношения к полученным сведениям.

  • Обучение художественному анализу текста, определению выразительных средств.

  • Развитие внимания, взаимоуважения, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу.

  • Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между литературой и окружающей жизнью.

  • Формирование умения работы в группах, творческого мастерства.

  • Отработка грамотности речи (устной и письменной).

  • Воспитательные:

  • Воспитание уважения к чужому мнению и умения общаться в непринужденной обстановке .

  • Привлечение интереса к творческой деятельности Шукшина, доброго и чуткого отношения друг к другу.

Логика построения урока: Индуктор – Работа с материалом-«Социализация»-Разрыв- Работа с материалом-«Социализация»-Рефлексия.

Доска: Число, эпиграф

Цель создания и использования медиапродукта на занятии: экономия времени на уроке, создание творческой атмосферы, возможность виртуального знакомства с памятными местами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты для групповой работы, карточки с заданием для анализа текста, выставка книг писателя, портрет.

Подготовительная работа: заранее дать 3 учащимся задание: подобрать материал и подготовить эпизоды-воспоминания о писателе, затем вместе с детьми подготовить слайды по их работе.

Используемая литература :

«Актуальные проблемы преподавания литературы» под ред. С.Н.Полькиной: Изд-во ОГПУ,2008

Аннотация к уроку: Урок –обобщение материала в форме педагогической мастерской, предполагает работу в подготовленном классе с использованием ИКТ и дополнительных заданий к уроку. Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, сообщения учащихся.

Богданова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»