Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть. Мы одни ,раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней к друг другу, подобрее.».
| Предполагаемые ответы учащихся, записи в тетрадях.
| 1.Оргмомент.(1 мин)
-Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества известного писателя В.М.Шукшина. Поэтому я приветствую вас словами, когда-то так
просто сказанными самим автором: «Люди, милые, здравствуйте!»
слайд №1 (Портрет Шукшина, тема урока
|
Тема: «Люди , милые, здравствуйте!»
| 2. Сообщение цели: (1 мин.)
-Мне очень хочется ,чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного писателя и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными. И на уроке мы будем решать задачи…
Слайд №2 (цели и задачи урока)
| Зачитывают проблемные задачи.
| 3. «Индуктор» ( 5 мин)
- Первое впечатление о Василии Шукшине предлагаю высказать вам.
(На доске запись: Василий Шукшин
( Звук образ Звук образ)
Работа с материалом.
-Какие образные и звуковые ассоциации у вас возникают при произношении имени и фамилии автора?
(ответы учащихся)
-Сравните ваши записи, дополните примерами, которые вам наиболее понравились.
« Социализация»
-Какое первое впечатление складывается о писателе?
Слайд №3(годы жизни и вывод)
4.Разрыв. (1 мин.)
- Трудно не согласиться с тем, что Шукшин «похож на свою родину». Но чтобы воедино слиться с этим образом ,давайте «посетим его родные места»
Работа с материалом.(2 мин)
Слайд №4-14 (родина Шукшина)
На фоне песни «Тихая река» учитель читает стихотворение "Разметалось…")
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.
Социализация. ( 5 мин)
-Какими словами вы могли бы передать свои впечатления ?
-Какие новые сведения из биографии вам открылись?
- Напишите первое слово о В.Шукшине. Каким он вам представился в начале урока?
Используйте записанный материал.
5.Разрыв. (1 мин)
- А теперь обратимся к словам Е.Евтушенко.
Слайд №15
В искусстве уютно быть свободною булкой французской, Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой С калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ.
Е. Евтушенко.
Работа с материалом. (3 мин)
-Объясните значение этих строк.
–Что значит «свободною булкой французской» и «горбушка с калиной красной вприкуску»?
-Какие выразительные средства использует автор?
Социализация. (2 мин)
-Как они характеризуют писателя? Запишите несколько слов.
6.Разрыв.(1 мин)
-Пришло время поближе познакомиться с Шукшиным. Мы привыкли видеть в нем простого деревенского героя, порядочного и приветливого, такого же веселого и наивного, как его герои из рассказов. А каким он был на самом деле ? Послушаем факты из его биографии.
Работа с материалом. (4 мин)
(индивидуальные сообщения)
1 ученик: Воспоминания матери.
Помню, как появилась у Васи "болезнь" - увлекся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: карасину нальет, в картошку фитилечек вставит, под одеялом закроется и почитывает. Ведь, что думаете, - однажды одеяло прожег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет - стал из школьного шкапа брать тайно от меня. Ох, и помаялась я с ним, не знала уж, как отвадить от чтения-то!
Частенько мне говорили: "Ну что ты, Мария, генерала, что ль, хочешь вырастить из него?" - "Выше", - отшучивалась от них я, но сердцем все же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим!
Дитенок милый был у меня стройный, как свечечка, а губки-то у Васи моего были вечно бантиком. Редкозубенький мой, уж как он любил и Сростки, и дом наш. Дом стоит вроде маленько на горке, вроде на отшибе. Зеленый, глазастый! Крапивный переулок называется, а номер 31"...("Дитё моё милое..." - из воспоминаний М.С. Шукшиной-Куксиной.)
Слайд № 16-17 (дом-музей и здание школы)
«Социализация» (1 мин)
- Какие ключевые слова можно выделить из сообщения?
2 ученик. "...Особого чего-то в нем не было, но остряк он был, остряк! Он был такой острый на язычок, как скажет-скажет, бывало! Это чувствуется и в его рассказах. Я когда их читаю, узнаю героев-то - я же их в жизни знаю, - и его самого узнаю по языку. Он таким языком и говорил..." ("Я всегда жила им" - из воспоминаний Н.М. Зиновьевой, сестры В.М. Шукшина.) -Охарактеризуйте героя одним словом. 3 ученик.
Леонид Куравлев вспоминал: «По ночам пели песни, он очень любил песни Б.Окуджава, а на зорьке рыбачили. Он пел ,и лицо его становилось то грустным, то вдруг совершенно менялось, и весь он будто выпрямлялся, посылая в ночную бесконечность чистый и сильный звук. После песни он умолкал. Потом говорил: А теперь эту…»- и первым начинал петь.
Социализация. (1 мин)
-Какие новые сведения из жизни Шукшина вам открылись? Поделитесь мнениями.
7.Разрыв. (1 мин)
-Предлагаю для анализа отрывок из рассказа В.Шукшина « Первое знакомство с городом».
Работа в группах. (3 мин)
(тексты на партах)
“ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.”
1 группа: Почему обратный путь домой – великое блаженство?
2 группа: Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком?
3 группа: Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением?
4 группа: Какие черты характера автора обнаруживаются в данном отрывке?
«Социализация.» (5 мин)
-Обобщите свои выводы по группам.
Метод «Если бы…»
-Если бы вы были известным писателем, художником или композитором, как бы вы назвали свое произведение искусства, посвященное Василию Шукшину?
8.Разрыв.(2 мин)
-Мы сегодня рассмотрели жизнь и творчество Василия Шукшина с разных точек зрения. Но не стоит забывать ,что Шукшин прежде всего писатель, романист, актер и режиссер.
Слайд №18-19 (Писатель. Романист.)
Слайд №20-21 (эпизоды из к/ф)
-Неудивительно , что он был дважды удостоен Государственной премии, и Ленинской премии посмертно, награжден орденом трудового Красного Знамени .
Слайд № 22 (Премии и награды)- гиперссылки из Интернета
Работа с материалом. (1 мин)
-Однако внутренний мир писателя остается для нас загадкой. А поможет нам раскрыть истину эпизод из к/ф «Калина красная»
Просмотр эпизода из к/ф «Калина красная»
Слайд №23
«Социализация» (2 мин)
-Какое впечатление произвел на вас эпизод?
-Каким самым главным качеством обладал Шукшин?
9.Рефлексия. (3 мин)
- Какие новые сведения вы получили на уроке? Что вас обрадовало, огорчило? Что вам особенно запомнилось?
Слайд №24-25
10.Домашнее задание. (1 мин)
-Ваше домашнее задание- написать «второе слово» о писателе, сравнив первоначальные впечатления, используя записи в тетради.
| (в тетрадь)
Василий Шукшин
Звук / образ Звук / образ
Шелест/дом шепот /природа
Шорох/кот журчание /лес
Шуршание/печка
(в тетрадь)
-Олицетворение домашнего уюта, деревенского пейзажа, простоты.
(в тетрадь)
(Река Катунь, голубое небо, подсолнухи ,зеленое платье степи, деревенская ограда, деревня)
(устно) Перед нами раскинулись зеленые просторы степей с пестрыми цветами . Голубые разливы реки Катунь манят вдаль. А подсолнухи за деревенской оградой так близки и понятны нам.
(предполагаемые ответы в тетрадях)
-В.Шукшин олицетворяется с образом ласкового кота, символом домашнего уюта.
-Для меня писатель-образ деревенской природы и красоты родного края.
-Мне открываются в авторе черты простоты ,любви к ближним и окружающей природе. Пока Шукшин мне более понятен как человек, чем писатель.
(устно) В искусстве можно быть первым, замечая только ее красоту и изящество. Однако Шукшин умело выделял «горькую правду»,без которой не мог обходиться простой народ.
-Развернутая метафора
(в тетрадь)
(забота о ближнем, правда жизни,
народность, «горбушка с калиной красной вприкуску»)
(в тетрадь)
-«болезнь» книгами, настоящий человек, дите милое…
-остряк (в тетрадь)
-душевность(в тетрадь)
(устно)
-Душевный человек, остряк, ценитель искусства…
(устно)
Любой путь утомляет, несмотря на испытанное «великое блаженство»;невозможность вернуть детские годы .
-Только здесь он чувствовал себя самостоятельным , «настоящим»,
способным на испытания судьбы.
-Невозможность возврата былых лет, утрата духовных ценностей.
-упорство, народность, хозяйственность, решимость.
(предполагаемые ответы)
-был «настоящим человеком».
(предполагаемые ответы)
|
Конкурс педагогических инициатив
«Дидактическая модель проведения уроков
с применением Интернет-технологий»
Урок литературы в 11 классе
по теме: «Люди, милые, здравствуйте!»
(по творчеству В.М.Шукшина)
Оренбургская область
Северный район
с Северное
https://school-collection.edu.ru/
https://shukshin.museum.ru/founds.
https://altairegion22.ru/gallery/gener/
https://festival.1september.ru
https://stihi/pics/2009/07/25/3549.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шукшин,_Василий_Макарович Конспект урока литературы в 11 классе. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа» Богданова О.Н.( телефон: (35354) 2 11 64, адрес электронной почты: [email protected])
Учебник:Литература-11, В.П.Журавлев, М.: Просвещение, 2004г
Тема урока: « Люди, милые, здравствуйте!» (по творчеству Шукшина).
Тип урока: мастерская построения знаний и творческого письма.
Цели урока:
Образовательные: Исследовать жизненный и творческий путь Шукшина, выработать навыки построения собственных знаний и смыслов в рамках данной темы .
Развивающие:
Обучение выражению собственной самооценки и критического отношения к полученным сведениям.
Обучение художественному анализу текста, определению выразительных средств.
Развитие внимания, взаимоуважения, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу.
Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между литературой и окружающей жизнью.
Формирование умения работы в группах, творческого мастерства.
Отработка грамотности речи (устной и письменной).
Воспитание уважения к чужому мнению и умения общаться в непринужденной обстановке .
Привлечение интереса к творческой деятельности Шукшина, доброго и чуткого отношения друг к другу.
Логика построения урока: Индуктор – Работа с материалом-«Социализация»-Разрыв- Работа с материалом-«Социализация»-Рефлексия.
Доска: Число, эпиграф
Цель создания и использования медиапродукта на занятии: экономия времени на уроке, создание творческой атмосферы, возможность виртуального знакомства с памятными местами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты для групповой работы, карточки с заданием для анализа текста, выставка книг писателя, портрет.
Подготовительная работа: заранее дать 3 учащимся задание: подобрать материал и подготовить эпизоды-воспоминания о писателе, затем вместе с детьми подготовить слайды по их работе.
Используемая литература :
«Актуальные проблемы преподавания литературы» под ред. С.Н.Полькиной: Изд-во ОГПУ,2008
Аннотация к уроку: Урок –обобщение материала в форме педагогической мастерской, предполагает работу в подготовленном классе с использованием ИКТ и дополнительных заданий к уроку. Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, сообщения учащихся.
Богданова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»
|