|
«Игра как средство обучения на уроках математики» Выступление на тему « Игра как средство обучения на уроках математики» Трудности в усвоении учебного материала учащимися с отклонениями в развитии нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным предметом становится математика. Для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся с отклонениями в развитии резко снижены. Для успешного обучения этих детей я и выбрала тему по самообразованию « Игра как средство обучения на уроках математики». Я изучила литературу по этому вопросу.
В.В. Эк. « Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
М. Н. Перова. «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».
Т. М. Андрианова. « Игра – один из важнейших приёмов работы с шестилетними детьми».
Л. Чилингирова . « Играя, учимся математике».
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения учебных и воспитательных задач.
Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
Эдуард Сеген, Мария Монтессори, А.И.Сорокина и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в обучении и воспитании детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей и возможностей.
Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Э. Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось внимание, наблюдательность, память детей. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности.
Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребёнка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на них развивающее. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.
Исследования показали, что детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие.
Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом.
У детей с отклонениями в развитии ограниченный запас наблюдений, бедный словарный запас, отмечается общее недоразвитие речи, отклонения в развитии зрительно - двигательной координации, в развитии мелкой моторики. Преодолевать указанные отклонения в их развитии мне помогают специальные коррекционные упражнения, задания, дидактические игры.
Дидактические игры позволили мне индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности. Благодаря использованию дидактических игр я добилась более прочных знаний, умений и навыков, хотя и не у всех детей.
Известные русские олигофренопедагоги и психологи А. Н. Граборов, Г. Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Игру они считали самым точным показателем
проявления детских способностей и возможностей. « Степень отсталости ребёнка характеризуется теми играми, на которые он бывает способен» ,- писал А. Н. Граборов.
Далее я приведу подбор дидактических игр и упражнений, которые использую на уроках математики.
1.Подбери по величине.
Материал игры: геометрические фигуры двух размеров – большие и маленькие.
Содержание игры. Учитель кладёт на стол большой круг. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант, Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее их число.
2.Что в руке.
Материал игры: природный материал (шишки, камешки, жёлуди)
Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребёнку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.
3.Достань из мешочка.
Материал игры: мешочек, в котором сложены жёлуди, пуговицы, орехи
или другие мелкие предметы.
Содержание игры. Не глядя в мешочек, достань много орехов, один орех. Возьми в левую руку много орехов из мешочка, а в правую – мало. Если ребёнок неверно выполняет условие игры, то он кладёт орешки обратно в мешочек; если верно, то получает фант.
4.Сделай так, как я скажу.
Материал игры: у учащихся конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги; у учителя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.
Содержание игры. Учитель предлагает учащимся положить перед собой чистый лист бумаги. Круг (учитель показывает ) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.
Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.
5.Зрительный диктант.
Материал игры: наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур у каждого ученика.
Содержание игры. Учитель расставляет на наборном полотне слева направо несколько геометрических фигур. Учащиеся по образцу расставляют свои фигуры на партах в том же порядке.
6.Слуховой диктант.
Материал игры: конверты с набором геометрических фигур.
Содержание игры. Учитель называет геометрические фигуры, а учащиеся должны положить их в той же последовательности, в какой назвал фигуры учитель.
7.Составь поясок.
Материал игры: красные квадраты, зелёные треугольники, жёлтые круги ( у каждого ученика по три ).
Содержание игры. Учащимся предлагается положить друг за другом квадрат, треугольник, круг. Затем в такой же последовательности они
должны разложить следующие три такие же фигуры, затем ещё раз повторить. В результате должен получиться разноцветный поясок из трёх геометрических фигур, расположенных в определённом порядке. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся при составлении пояска.
8. Кто внимательнее?
На наборном полотне учитель строит домик из геометрических фигур, проговаривая, какие фигуры он берёт и как располагает друг относительно друга. « Беру квадрат, сверху ставлю треугольник (крышу ) , в середине квадрата – прямоугольник – окошечко. Домик готов. Построй такой же сам».
9. Числовая улица.
Счёт в игре будет до 100.
От 1 до 100 – далёкий путь. Побежим по числовой улице и будем останавливаться через каждые 10 шагов около дома с номером, обозначенным круглым десятком.
Первый ученик считает от 1 до 10 и показывает первый дом с номером10. Второй ученик считает от 11 до 20 и показывает дом с номером 20 и так далее.
« У домов с какими номерами мы останавливались?»
Ученики считают десятками, пользуясь иллюстрацией.
10 . Кто больше и верно?
Кто составит примеры верно и больше всех:
- с ответом 48 на сложение;
- с ответом 19 на вычитание;
- с ответом 6 на деление;
- с ответом 24 на умножение.
11. Найди примеры с одинаковыми ответами.
28+34 85−60 54−29
5 х 5 75−50 0 х 5
12. Вставь нужную цифру.
29 ‹ … 17 › … 34 ═ … 56 › …
60 ›… 100 ‹ … 81 ‹ … 90 ‹ … |
|
|