Главная страница


А. С. Пушкина «Борис Годунов» Тезисы



Скачать 96.77 Kb.
НазваниеА. С. Пушкина «Борис Годунов» Тезисы
>А. С. Пушкина «Борис Годунов»)<><><><>Тезисы
Дата09.03.2016
Размер96.77 Kb.
ТипТезисы

«Гармония проверяется геометрией»

(математические вариации в трагедии

А. С. Пушкина «Борис Годунов»)

Тезисы работы

«Пушкин – это гений возвышения, гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, в дружбе, печали и в радости, в военной доблести.

Во всем он создавал творческое напряжение, на которое только способна жизнь».

Лихачев Д. С. Пушкин // Лихачев Д. С.

Раздумья о России. СПб., 1999. – с. 155

Актуальность проблемы:

Казалось бы, менее неизведанной темы в литературоведении, чем творчество русского гения Александра Сергеевича Пушкина, не существует. Написано и опубликовано множество работ, посвященных исследованию как отдельных произведений, так и творчества поэта в целом. Непреложным и не подлежащим сомнению является мировое признание исключительности уникального национального автора. Не ошибусь и, наверное, не отличусь особой оригинальностью, если скажу, что фамилия Пушкина является своеобразной визитной карточкой нашей страны, а иностранцы, если им приходится оценить культурное наследие России, сразу же называют этого представителя России, считая его непревзойденным эталоном истинной гениальности. Россия немыслима без Александра Сергеевича так же, как и он, наверное не стал бы ПУШКИНЫМ вне России. Определяя масштабность гения поэта, в статье «О Пушкине» Дмитрий Сергеевич Лихачев признавался: «Я думаю, что Пушкин – автор всех возрастов. Его можно читать и в раннем детстве, в старости, причем одни и те же тексты»[1].

Однако, на мой взгляд, уникальность гения такого масштаба, каким является личность Александра Сергеевича, заключается в неисчерпаемости его творчества. Никто никогда не сможет утверждать, что Пушкин исследован и раскрыт полностью; каждый раз, читая его произведения, мы обнаруживаем новое и неизведанное в личности не столько поэта и прозаика, но в большей степени человека. В работах академика Лихачева, посвященных культурологи, целостность культурного мира разворачивается в многообразии включаемых в это понятие явлений, в богатстве их взаимосвязей. Именно в этом и заключается универсальность лихачевского метода познания культуры. И именно этим методом я и буду руководствоваться, приступая к попытке заново открыть для себя «тайны» творчества А. С. Пушкина, потому что работы русского академика о сущности исследования открыли для меня главное: исследование – это извлечение нового знания как результат сопоставления изучаемых объектов.

Александр Сергеевич неисчерпаем, как не может быть исчерпана Вселенная и сама человеческая жизнь, полная загадок и неоткрытых чудес.

Разработанность в литературе:

При подготовке и проведении исследования мы проработали большое количество критической литературы, посвященной изучению творчества Александра Сергеевича Пушкина (работы В. Турбина, А. Горшкова, А. Макогоненко, В. Баевского и др.). Анализу трагедии «Борис Годунов» посвящен ряд исследований, в которых это произведение (великое, как и все созданное Пушкиным) рассматривается с разных точек зрения (работы Васютинского М., Гессена С., Куланина Е., Турбина В. и др.). Мы ни в коей мере не пытаемся посягать на выдвинутые и подтвержденные раннее гипотезы, наша работка – это попытка взглянуть на одно из гениальных творений поэта с новой, может быть, не столь широко, как прочие, распространенной точки зрения.

На исследование нас натолкнули работы ученых Нижегородского Университета, конкретно, книга Шикина Е. «Математика для гуманитариев», в которой автор устанавливает связь некоторых произведений (романа «Евгений Онегин», драмы «Пиковая дама») с математическими законами (закон «золотой пропорции»)

Цель исследования:

Попытка доказать, что трагедия А. С. Пушкина (а точнее, ее композиционная структура) подчинена геометрическим законам симметрии.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать композиционную структуру трагедии «Борис Годунов»

2.  Доказать, что композиция трагедии построена согласно геометрическим законам симметрии путем выявления аналогий в построении обрамляющих сцен.

3.  Доказать, что композиционная структура периферийных глав произведения построена на основе приема тройного ограничения.

4.  Анализируя центральные главы трагедии, выявить принцип ритмичности, то есть последовательного чередования.

Теоретическая основа исследования:

Отправной точкой для работы послужили слова самого А. С. Пушкина: «Вдохновенье нужно в поэзии, как в геометрии». Александр Сергеевич считал, что писатель должен иметь «чувство сообразности», обладать «силой ума, располагающего части в отношении к целому».

Сам он обладал этим «чувством» и этой «силой ума» в высшей степени. И когда он композиционно организовывал свои произведения, «строил» их, он, конечно же, руководствовался этой внутренней «математикой» – безошибочно точным глазомером и непогрешимо верной рукой величайшего мастера-художника: не по заранее подготовленным математическим формулам располагал «части в отношении к целому», но само это расположение оказывалось в полном с ними соответствии, было удивительно математично

Нам представляется возможным взглянуть на один из шедевров пера великого мастера с новой точки зрения.

. Вглядываясь в математически строгие и точные композиции крупнейших пушкинских произведений (и здесь немалую роль играет трагедия «Борис Годунов»), начинаешь по-новому осмыслять всю неслучайность утверждения великого поэта.

Объект исследования:

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Предмет исследования:

Композиционная структура трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Этапы исследования:

I этап – разработка программы исследования, изучение литературы по теме

II этапа – аналитический, анализ полученных результатов

II этап – оформление данных, описание исследования

Гипотеза исследования

Если проанализировать композиционную структуру трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», то возможно выявить геометрический принцип симметрии.

Трагедия состоит из 23-х сцен, каждая из которых – закономерное и вместе с тем необходимое звено в цепи развертывающегося действия трагедии.

В то же время композиционная структура произведения отличается не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью и уравновешенностью частей. Возьму на себя смелость предположить, что композиция трагедии построена согласно геометрическим законам симметрии.

Симметричность композиции проявляется также и в том, что три первые сцены трагедии, действие которых связано с подготавливающимся воцарением Бориса, и три последние сцены его, связанные с подготавливающимся воцарением Самозванца, построены практически идентично.

Таким образом, три первые сцены начала и три последние сцены конца обрамляют пьесу как трагедию народную.

Совсем иначе обстоит дело с 4-ой сценой от начала и соответственно 4-ой сценой от конца (т. е. 20-ой). Они контрастно обрамляют трагедию царя Бориса, начинают и замыкают собой всю – с первых и до последних шагов – историю его царствования. 4-ая сцена от начала трагедии – первая, в которой впервые перед нами появляется сам Борис Годунов.

Григорий появляется в трагедии впервые в 5-ой от начала сцене, в 5-ой сцене от конца трагедии мы в последний раз встречаемся с ним (сцена 19-ая). Данные сцены симметрично обрамляют собой круг действий Самозванца.

Таким образом, композиционная структура произведения построена на основе приема тройного ограничения, она состоит из трех концентрических кругов, вписанных друг в друга: «круг» народа, замыкаемый тремя начальными и тремя конечными сценами, «круг» Бориса, замыкаемый четвертыми сценами от начала и от конца трагедии, «круг» Самозванца, столь же равномерно замыкаемый пятыми сценами от начала и конца.

-  Возникает вопрос, а как же расположены остальные тринадцать сцен, которые находятся внутри этой тройной рамы. Оказалось, что и они расположены строго симметрично и композиционно уравновешены.

Таким образом, особенностью композиционного построения трагедии «Борис Годунов» является ее ритмичность, то есть последовательное чередование сменяющих друг друга сцен. Развертывая действие своей трагедии в полном и точном соответствии с движением самих исторических событий, А. С. Пушкин вместе с тем строил ее как строго продуманное организованное художественное целое, в котором все симметрично уравновешено, все части гармонически соединены, где ни одну сцену нельзя «вынуть» из своего места без того, чтобы не нарушалась целостность всего художественного произведения.

Соответствуют ли принципу симметричного соответствия начала и конца пролог и эпилог трагедии?

Композиционное построение пролога и эпилога трагедии соответствует принципу симметрии: оба они находятся на равном расстоянии от центра трагедии, состоят из четырех сцен; пролог открывается и закрывается беседой Шуйского и Воротынского, эпилог открывается смертью царя Бориса и заканчивается гибелью его сына – круг замкнулся.

Заканчивая работу, хочется еще раз подчеркнуть, что в своем исследовании, посвященном связи композиционной структуры трагедии А. С. Пушкина с принципом геометрического закона симметрии, я ни в коей мере не пыталась посягать на выдвинутые и подтвержденные ранее гипотезы; моя работа – это попытка взглянуть на одно из гениальных творений поэта с новой, может быть, не столь широко, как прочие, распространенной точки зрения.

Именно такую точку зрения на сущность научного исследования открыл для меня Д. С. Лихачев, который считал, что не «наука ради науки», не удовлетворение своего личного любопытства должны определять деятельность исследователя. В основе научного поиска, прежде всего, должно быть заложено нравственное ядро, именно оно и позволит открыть нечто новое. Перефразируя Дмитрия Сергеевича, писавшего, что «…история культуры есть не только история изменений, но и история накопления ценностей, остающимися живыми и действенными… в последующем развитии»[2], хочется сказать: «Творческий потенциал исследования определяется неразрывным единством традиций и новаций».

Таким образом, результаты проведенной работы можно обобщить в следующих выводах:

1.  Создавая трагедию « Борис Годунов», А. С. Пушкин руководствовался принципами «внутренней математики», которая проявилась не в следовании строго выверенным геометрическим формулам, а в логическом расположении частей трагедии.

2.  Композиционная структура произведения отличается не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью и уравновешенностью частей, удивительной симметрией:

· полное гармоническое соответствие начала и конца трагедии (начинается и заканчивается в Московском Кремле, нет ни одного из основных антагонистов трагедии – ни Бориса, ни Григория),

· «линия ограничения» (периферия) «Бориса Годунова» построена в композиционном отношении приемом тройного ограничения, представляет собой три вписанные друг в друга концентрические «круга»: «круг» народа, замыкаемый тремя начальными и тремя конечными сценами, «круг» Бориса, замыкаемый четвертыми сценами от начала и конца и «круг» Самозванца, столь же равномерно замыкаемый пятыми сценами от начала и конца трагедии.

3.  Строго симметричны, композиционно уравновешены в трагедии не только ее периферия, но и все остальные 13-ть глав.

4.  Тематическое содержание тринадцати центральных глав (борьба Самозванца за власть) определяется чередованием сцен, своеобразным композиционным ритмом (сцены, в которых появляются Борис или Самозванец последовательно сменяют друг друга).

5.  Развертывая действие трагедии в полном и точном соответствии с движением самих исторических событий, Пушкин строил ее как строго продуманное и организованное художественное целое, в котором все симметрично уравновешено, все части гармонически соединены, где ни одну сцену нельзя «вынуть…из своего места и поставить в другое» без того, чтобы не нарушалась жизнь всего художественного организма.

6.  Строя пролог и эпилог трагедии, автор следовал структурному принципу кругового оформления, достигаемого симметричным соответствием начала и конца (оба находятся на равном расстоянии от центра трагедии, состоят из 4-х глав, пролог открывается и закрывается беседой Шуйского и Воротынского, эпилог открывается смертью царя Бориса и закрывается гибелью его сына – круг замкнулся).

7.  Таким образом, принцип строго и четко продуманного, полного глубокого внутреннего смысла расположения «частей в отношении к целому», соотнесенности симметрично по отношению друг к другу расположенных сцен, стройности, округлости, достигаемых перекличкой начала и конца, пронизывает собой всю структуру трагедии.

Список использованной литературы

1.  Баевский В. С. История русской поэзии. Смоленск: «Русич», 1994

2.  Васютинский М. Золотая пропорция. М.: «Молодая гвардия», 1990 г.

3.  Гессен С., Модзалевский Л. Разговоры Пушкина. М.: «Федерация», 1929 г.

4.  Горшков А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. М: «Просвещение», 1993

5.  Куланин Е. Пушкин и математика.\\ «Математика», 1998г.

6.  ЛихачевД. С. О Пушкине // Д. С. Лихачев – университетские встречи. СПб, 2006

7. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда// Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006

8. Лихачев Д. С. Избранные работы в 3 т., М. : «Худ. лит.», 1987

9.  Макогоненко Г. П. Творчество А. Пушкина в 30 – е годы. М: «Просвещение», 1979

10.  Мревлишвили Т. Н. О языке русских писателей. Тбилиси: «Изд-во Тбилисского Университета», 1972

11.  Пушкин А. С. Сочинения т. 2. М.: Художественная литература, 1962

12.  Турбин В. «Пушкин. Гоголь. Лермонтов». М.,Просвещение, 1978 г.

13.  Шикин Е. «Математика для гуманитариев; ч.2-3». Издательство Нижегородского Университета, 1998 г.

[1] Д. С. Лихачев. О Пушкине// Лихачев Д. С. – университетские встречи. СПб, 2006

[2] Лихачев Д. С. Культура как целостная среда// Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006