Предмет: алгебра 7.
Тема: Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Метод обучения: эвристический (постановка учебной задачи).
УМК под редакцией А.Г.Мордковича
Класс: 7а, 2012-2013 учебный год.
Учитель Белогородцева Елена Александровна.
Цели урока:
Образовательная: систематизировать, расширить и углубить знания и умения применять различные способы разложения многочлена на множители и познакомиться с комбинацией различных приемов.
Воспитательная: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.
Развивающие: развивать УУД: наблюдение, анализ, сравнение, умение делать выводы, контроль и коррекция.
Оборудование: проектор, экран, набор карточек для сбора заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы. Характеристика исходных умений и навыков, необходимых для усвоения новой темы и постановки учебной задачи.
Учащиеся знают:
формулы сокращенного умножения;
разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки;
разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения;
разложение многочлена на множители способом группировки.
Учащиеся умеют:
применять формулы сокращенного умножения при решении задач;
раскладывать многочлены на множители способом вынесения общего множителя за скобки;
раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения;
раскладывать многочлен на множители способом группировки.
Структура урока.
Проверка домашнего задания (проводится с помощью проектора) (1 мин).
Актуализация опорных знаний (16 мин).
Постановка темы и целей урока (1 мин).
Изучение нового материала (15 мин).
Первичное осмысление и закрепление нового материала (10 мин).
Подведение итогов урока (1мин).
Постановка домашнего задания (1 мин).
Ход урока.
Проверка домашнего задания: на экран проецируется слайд с домашним заданием, учащиеся проводят самооценку.
Актуализация опорных знаний.
Тест 1.(работа в парах)
(2 б.) Соединить линиями соответствующие части определения:
(2 б.) Завершить утверждение:
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется вынесением общего множителя за скобки.
(2 б.) Восстановить порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:
__3__ вынести общий множитель (в виде многочлена) за скобки;
__1__ сгруппировать его члены так, чтобы слагаемые в каждой группе имели общий множитель;
__2__ вынести в каждой группе общий множитель в виде одночлена за скобки.
(4 б.) Отметить знаком «+» верные равенства:
_+__ а) a²+b²-2ab=(a-b)²;
___ б) m²+2mn-n²=(m-n)²;
___ в) 2pt-p²-t²=(p-t)²;
_+__ г) 2cd+c²+d²=(c+d)². Проверка правильности выполнения теста организуется с помощью проектора, учащиеся заносят полученное количество баллов в личную карточку.
Задание 2 (8 баллов). 2 учащихся у доски с помощью карточек (8 карточек у каждого) собирают таблицу: Метод разложения на множители.
Вынесение общего множителя за скобки
| Формулы сокращенного умножения
| Способ группировки
| 20x³y²+4x²y
| а4–b8
| 2bx-3ay-6by+ax
| b(a+5)-c(a+5)
| 27b3+a6
| a²+ab-5a-5b
| 15a³b+3a²b³
| x²+6xy+9
| 2an-5bm-10bn+am
| 2y(x-5)+x(x-5)
| 49m4-25n²
| 3a²+3ab-7a-7b
|
В это время остальные учащиеся решают тест 2.
Тест 2 (8 баллов)
Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Вариант 1 Вариант 2 20x3y2+4x²y
4a²-5a+9
2bx-3ay-6by+ax
a4-b8
9x²+y4
27x³+a6
a2+ab-5a-5b
b(a+5)-c(a+5)
Вынесение общего множителя Формулы сокращенного умножения Не раскладывается на множители Способ группировки 15a3b+3a²b³
9x²+5x+4
2an-5bm-10bn+am
x²+6x+9
4a4+25b²
49m4-25n²
3a²+3ab-7a-7b
2y(x-5)+x(x-5)
Организуется взаимопроверка в парах с помощью составленной таблицы, учащиеся получают по 1 баллу за каждое верное соединение. На экран выводится характеристика каждого способа разложения многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобкиИз каждого слагаемого, входящего в многочлен, выносится некоторый одночлен, входящий в качестве множителя во все слагаемые. Таким общим множителем может быть не только одночлен, но и многочлен. Способ группировкиОбъединяем члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена и выносим этот общий множитель за скобки. Применение формул сокращенного умноженияГруппа из двух, трех (или более) слагаемых, которая образует выражения, входящие в одну из формул сокращенного умножения, заменяется произведением многочленов. Задание 3 (8 баллов). «Математическая эстафета» (по рядам). На последней парте каждого ряда находится листок с 8 заданиями (по 2 задания на парту). Эти же задания проецируются на экран. Учащиеся, получившие листок, выполняют первые два задания (можно совместно), передают листок впереди сидящим ребятам, после чего подключаются к работе всего класса. Проверка осуществляется с помощью экрана, эксперты оценивают работу учащихся своего ряда. 1 ряд
3a+12b
2a+2b+a²+ab
9a²-16b²
7a²b-14ab²+7ab
m²+mn-m-mq-nq+q
4a²-4ab+b²
2(3a²+bc)+a(4b+3c)
25a²+70ab+49b²
2 ряд
16a²+8ab+b²
3m-3n+mn-n²
5a-25b
4a²-3ab+a-aq+3bq-q
9a²-30ab+25b²
2(a²+3bc)+a(3b+4c)
144a²-25b²
9a³-18ab²-9ab
3 ряд
10a+15c
4a²-9b²
6xy-ab-2bx-3ay
4a²+28ab+49b²
b(a+c)+2a+2c
5a³c-20acb-10ac
x²-3x-5x+15
9a²-6ac+c² Постановка темы и цели урока.
Учитель предлагает учащимся разложить на множители следующий многочлен: 12a 7b 2-36a 5b 3+27a 3b 4. Учащиеся приходят к выводу о том, что ни один из способов разложения на множители здесь не подходит. С аналогичными примерами они столкнулись при решении заданий математической эстафеты. Таким образом, учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока. Тема «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов»; Цель урока: научиться использовать комбинации различных способов разложения многочленов на множители. Изучение нового материала.
У доски по очереди учащиеся выполняют по одному примеру с комментированием тех способов разложения на множители, которые применяются при решении данного задания. Пример 1. 12a 7b 4-36a 5b 3+27a 3b 4 =3a 3b 2(4a 4-12a 2b+9b 2)=3a 3b 2(2a 2-3b) 2Применялись следующие способы разложения многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобку;
формулы сокращенного умножения.
Пример 2. (№1067а,34.13а) x 2-2xc+c 2-d 2=(x 2-2xc+c 2)-d 2=(x-c) 2-d 2=(x-c-d)(x-c+d) Применялись следующие способы разложения многочлена на множители: способ группировки;
формулы сокращенного умножения.
Пример 3. a 3+a 2b-ab 2-b 3=(a 3-b 3)+(a 2b-ab 2)=(a-b)(a 2+ab+b 2)+ab(a-b)= =(a-b)(a 2+ab+b 2+ab)=(a-b)(a 2+2ab+b 2)=(a-b)(a+b) 2Применялись следующие способы разложения многочлена на множители: способ группировки;
формулы сокращенного умножения.
Учащиеся рассматривают другие варианты группировки членов многочлена. a 3+a 2b-ab 2-b 3=(a 3+a 2b)-(ab 2+b 3)=a 2(a+b)-b 2(a+b)=(a+b)(a 2-b 2)=(a+b)(a-b)(a+b)= =(a+b) 2(a-b); a 3+a 2b-ab 2-b 3=(a 3-ab 2)+(a 2b-b 3)=a(a 2-b 2)+b(a 2-b 2)=(a 2-b 2)(a+b)=(a-b)(a+b)(a+b)= =(a-b)(a+b) 2 . Пример 4. b 4+4b 2-5=b 4+4b 2+4-9=(b 4+4b 2+4)-9=(b 2+2) 2-3 2=(b 2+2-3)(b 2+2+3)=(b 2-1)(b 2+5)=(b-1)(b+1)(b 2+5) Применялись следующие способы разложения многочлена на множители: метод выделения полного квадрата;
формулы сокращенного умножения.
Оценивается по одному баллу за каждый самостоятельно выполненный пример. Вырабатывается алгоритм разложения многочлена на множители, обсуждается, затем демонстрируется слайд с алгоритмом. Вынести общий множитель за скобки (если он есть).
Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения.
Применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели).
Попытаться применить предварительное преобразование (если первые три способа не дали результата).
Пример 5. Решить уравнения: а) x 2-15x+56=0; б) x 2+10x+21=0; x 2-7x-8x+56=0; x 2+10x+25-4=0; x(x-7)-8(x-7)=0; (x+5) 2-2 2=0; (x-7)(x-8)=0; (x+5-2)(x+5+2)=0; x-7=0, x-8=0; (x+3)(x+7)=0; x=7, x=8. x+3=0, x+7=0; Ответ: х 1=7, х 2=8. х=-3, х=-7. Ответ: х 1=-3, х 2=-7. Первичное осмысление и закрепление нового материала.
Учащиеся самостоятельно решают задачи по вариантам с последующей взаимопроверкой в парах, затем правильное решение демонстрируется на экран. 1 вариант (5 б.)
5a3-125ab2;
a2-2ab+b2-ac+bc;
(c-a)(c+a)-b(b-2a);
x2-3x+2;
x4+5x2+9. 2 вариант (5 б.)
63ab3-7a2b;
m2+6mn+9n2-m-3n;
(b-c)(b+c)-a(a+2c);
x2+4x+3;
x4+3x2+4. Подведение итогов урока.
1) Учащиеся повторяют алгоритм разложения многочлена на множители. 2) Учащиеся подсчитывают количество набранных за урок баллов, заносят результат в личную карту, переводят количество баллов в отметку: отметка «5» ставится, если ученик набрал за урок 30 баллов и более; отметка «4» ставится, если ученик набрал от 25 до 30 баллов; отметка «3» ставится, если ученик набрал от 20 до 25 баллов; отметка «2» ставится, если ученик набрал менее 20 баллов. Постановка домашнего задания.
Домашнее задание дается дифференцированно, в зависимости от той отметки, которую ученик получил на уроке: §34; «5» - №1080(в,г), 1082(а,б); «4» - №1079; «3», «2» - 1068; творческое задание для всех: составить 8 примеров для математической эстафеты по теме урока. |