|
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; •проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; •активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; •построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: •действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; •действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: •целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; •планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; •прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; •контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; •коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; •оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. •волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: •общеучебные, •логические, •действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; •поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; •структурирование знаний; •осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; •выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; •постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: •моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); •преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Универсальные логические действия включают в себя: •анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) •синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; •выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; •подведение под понятия, выведение следствий; •установление причинно-следственных связей, •построение логической цепи рассуждений, •доказательство; •выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблем это: •формулирование проблемы; •самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных действий: •планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; •постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; •управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; •умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: •как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; •какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; •какие методы и средства обучения выбрать; •как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. •как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик: •вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; •основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; •далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; •в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Пример. Формирование универсальных учебных действий на одном из уроков геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников». Цель урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с примерами решения различных типов задач по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач. Задачи: Обучающие: •формирование первоначальных представлений о решении треугольников; •приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения треугольников. Развивающие: •умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Воспитательные: •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; •формирование целостного мировоззрения; •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Время
| 1
| Организа-ционный момент
|
| Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока
| Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания
| Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
| 2 мин
| 2
| Актуали-зация знаний
| Презентация «Теорема косинусов».ЭОР информацион-ного типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике»,
| Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы
| Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока
| Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство
| 5мин
| 3
| Постано-вка целей урока
| ЭОР практического типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике»,
| Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока
| Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
| Целеполагание, подведение под понятия
| 3 мин
| 4
| Новый материал
| Презентация «Решение треугольни-ков». ЭОР практического типа Воспроизведение на экране
| Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников
| Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя
| Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| 7 мин
| 5
| Первичная проверка знаний
| ЭОР контрольного типа. Воспроизведение на экране
| Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы
| Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи
| Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей
| 3 мин
| 6
| Закрепление знаний
| ЭОР контрольного типа. Выполнение теста на компьютере в программе Excel
| Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения
| Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. Выполняют тест на компьютере в программе Excel
| Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
| 18 мин
| 7
| Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
| Авторская презентация
| Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации. Поясняет домашнее задание
| Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание
| Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия
| 2 мин
| Приложение к плану-конспекту урока «Решение треугольников» Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике
| Информационный модуль
| Видеофрагменты
| https://fcior.edu.ru/card/6067/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html
| 2
| Теорема косинусов
| Мультимедиа
| Презентация
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db-629d-4ef6-967c-abe3f9b60fcd/view/
| 3
| Решение треугольников
| Мультимедиа
| Презентация
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7-adb9-4167-ad92-8d6144207eb9/view/
| 4
| Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике
| Практический модуль
| Видеофрагменты
| https://fcior.edu.ru/card/12744/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html
| 5
| Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике
|
| Видеофрагменты
| https://fcior.edu.ru/card/11810/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html
| 6
| Тест к уроку
| Интерактивное задание
| Тест
| https://schools.keldysh.ru/bb-12/test.zip
| |
|
|