|
Работа с одаренными детьми на уроках математики Работа с одаренными детьми на уроках математики
Выявление одаренных детей, организация системной работы с такими учащимися – одна из главных задач любой современной школы и образовательной практики.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими яркими, очевидными, иногда даже выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, что нам необходимо выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться у детей. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает его интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с такими детьми, тем полнее, шире раскрываются их таланты.
Методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.
В урочной деятельности развивать математические способности помогают разноуровневые домашние задания, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках занимательные вопросы, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности. Применяю на уроках математические софизмы (умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного). Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает ее от повторения в других математических рассуждениях. Разбор таких софизмов, помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Примеры упражнений:
луч, интервал, отрезок, прямая;
умножение, квадрат, деление, сложение;
одночлен, многочлен, модель, множитель;
функция, уравнение, корень, неизвестная;
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов.
Большим подспорьем в работе с одаренными детьми является учебный курс «Решение нестандартных задач по математике», на который отводится 1 час в неделю. В 5 классе на таких уроках мы разбирали и решали задачи, развивающие логическое мышление, смекалку, наблюдательность. В 6 классе стали рассматривать задачи геометрического содержания, которые являются хорошей пропедевтикой к изучению геометрии в 7 классе. Уже в 7 классе рассматривали дополнительные главы учебника алгебры и геометрии.
Большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Это кружок «Занимательная математика» для учащихся 5 классов, который я вела три года назад. Ребята с удовольствием посещали занятия кружка. В этом учебном году кружок «За страницами учебника математики» для учащихся 8 классов. Целью кружковой работы является не только овладение учащимися умениями и навыками, но и развитие в них математических способностей, различных качеств ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения. В работе кружка я использую такие методы, как игровой, групповой, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы учащихся.
Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Это способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Сознание ребенка находится на стадии становления, и поэтому, необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал его не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Благодаря системной работе одаренные дети становятся более успешными. И естественно такая работа дает свои результаты. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, межрегиональных предметных олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру».
Результаты такой работы за последние три года представлены в таблице.
I (школьный) этап
Всероссийской олимпиады школьников
| II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников
| Международный математический конкурс «Кенгуру»
(школьный тур)
| Межрегиональная заочная олимпиада по математике
| 2010-2011 учебный год
| Спиридонов Никита (5Б класс) - I место
Черенова Ирина (5Б класс) - II место
| Спиридонов Никита (5Б класс) - призер
| Асыркина Светлана (9Е класс) - I место
Колесникова Мария (9Е класс) - II место
| -
| 2011-2012 учебный год
| Каплина Екатерина (6В класс) - II место
Спиридонов Никита (6Б класс) - III место
Черенова Ирина (6Б класс) - III место
| Спиридонов Никита (6Б класс) - призер
| Спиридонов Никита (6Б класс) - I место
Каплина Екатерина (6В класс) - III место
| Черенова Ирина (6Б класс) - диплом I степени
Каплина Екатерина (6В класс) - диплом I степени
Спиридонов Никита (6Б класс) - диплом II степени
Русяев Иван (5Д класс) - диплом II степени
| 2012-2013 учебный год
| -
| Спиридонов Никита (7Б кл.) - призер
| Спиридонов Никита (7Б класс) -
I место
2) Русяев Иван (6Д класс) - II место
3) Каплина Екатерина (7В класс) - III место
| Баландин Денис (6Д класс) - диплом I степени
Русяев Иван (6Д класс) - диплом II степени
| |
|
|