Главная страница

Формирование навыка универсальных учебных действий



НазваниеФормирование навыка универсальных учебных действий
страница1/4
Дата12.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Формирование навыка

универсальных учебных действий

(общеучебных умений)

при работе с таблицами

на уроках русского языка

по программе М.М.Разумовской

в 6-8 классах.

Разработка темы по самообразованию

Долговой О.В., ГОУ СОШ № 1112,

2009-2010, 2010-2011 учебные годы.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, в частности,

  • работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, диаграмма),

  • овладение первоначальными умениями преобразования информации из одного вида в другой.

Одним из видов работы с информацией является работа с таблицами:

  • преобразование табличного материала в текстовой (письменный или устный рассказ по приведённой таблице) ,

  • преобразование информации из сплошного текста в таблицу.

С простейшим табличным материалом на уроках русского языка учащиеся сталкиваются ещё в начальной школе при изучении таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» (таблицы окончаний). Эти таблицы представлены в учебных пособиях в готовом виде и являются справочным материалом.

В 5 классе возможности работы с таблицами с целью обучения преобразованию информации из одного вида в другой ограничиваются составлением таблицы «НЕ с существительными» и таблицей «Части речи и их признаки»:

«НЕ с существительным»:

слитно

раздельно

  1. Если без «не» не употребляется: неряха, невежа, нелепость

При противопоставлении с союзом «а»:

Не правда, а ложь,

Не друг, а враг

  1. Если заменяется синонимом без «не»:

Неприятель, недруг – враг

Неправда - ложь

Части речи:

Часть речи

признаки

существительное

прилагательное

глагол

вопрос

кто? что?

какой? каков? чей?

что делать?

что сделать?

значение

предмет или явление

признак предмета

действие

Постоянные признаки

  • род,

  • одушевлённость-неодушевлённость,

  • собственное или нарицательное,

  • тип склонения

Разряд:

  • качественные,

  • относительные,

  • притяжательные

  • вид,

  • тип спряжения

Непостоянные признаки

  • число.

  • падеж

  • род,

  • число,

  • падеж

  • форма (для качественных)




  • наклонение:

изъявительное:

  • время:

прошедшее:

  • род,

  • число;

настоящее, будущее:

  • лицо,

  • число;

условное:

  • род,

  • число;

повелительное:

  • лицо (в основном 2-ое),

  • число

Роль в предложении

чаще подлежащее, дополнение

определение, сказуемое (краткая форма)

сказуемое

Составление таких таблиц происходит исключительно под руководством учителя и носит характер иллюстрации того, как текстовой материал может быть представлен в табличном виде. Кроме того, составление подобных таблиц способствует структурированию и обобщению материала учебной программы.

6 класс является временем предварительной подготовки к активному формированию навыка работы с информацией.

Эта подготовка

  • закрепляет первичное представление о возможности оформления учебного материала в разных видах (текстовом и табличном),

  • закрепляет представление о структурировании учебного материала при помощи таблицы,

  • фиксирует внимание учащихся на необходимых элементах содержания таблиц (группы, разряды, условия, примеры и т.п.).

в 6 классе эта работа может представлять собой

  • совместную работу учителя и учащихся при табличном оформлении ряда орфографических правил («НЕ с прилагательными, с причастиями):

слитно

раздельно

1)

2)

1)

2)




  • совместную работу учителя и учащихся при табличном оформлении сведений по теме «Образование причастий»:


Образование причастий.

причастия

время

Действительные

Страдательные

Настоящее

Только от глаголов несовершенного вида




Только от переходных глаголов

От основы настоящего времени (3 л., мн. ч.)

1 спр. 2 спр.

-УЩ- -АЩ-

-ЮЩ- -ЯЩ-

Мяться мнутся(1) кричать кричат(2)



мнущийся кричащий
Вить вьют ловить ловят (2)



вьющий ловящий

1 спр. 2 спр.

-ОМ- -ИМ-

-ЕМ-

Вести ведут(1)



Ведомый

Собирать собирают(1) любить любят (2)



собираемый любимый

Исключение: движимый (от глагола 1 спр.)

Прошедшее

От глаголов совершенного и несовершенного вида




Только от переходных глаголов

От основы инфинитива

-ВШ- (после основ на гласные)

Собирать собиравший

Увидеть увидевший
-Ш- (после основ на согласные)

Нести нёсший

Беречь берёгший

-НН- (после основ на –А, –Я, -Е)

Услышать услышанный

Засеять засеянный

Увидеть увиденный

-ЕНН- (-ЁНН-) (после основ на –И)

Посвятить посвящённый

Кормить кормленный

-Т- (после основ на гласные)

Мять мятый , гнуть гнутый, колоть колотый,

пропеть пропетый, сжать сжатый, шить шитый


Программа 7 класса содержит материал, позволяющий активно заниматься формированием навыка универсальных учебных действий, связанных с работой над таблицами. Это темы «Степени сравнения наречия» и «Служебные части речи».

Работа с таблицами в этой параллели уже может быть представлена её основными видами:

  • преобразование табличного материала в текстовой (письменный или устный рассказ по приведённой таблице) ,

  • преобразование информации из сплошного текста в таблицу.

Наиболее рациональная последовательность формирования навыка преобразования информации соответствует и последовательности изучения тем в курсе русского языка в 7 классе:

преобразование табличного материала в текстовой («Степени сравнения наречия»)



преобразование информации из сплошного текста в таблицу («Служебные части речи»).
Изучение темы «Степени сравнения наречия» невозможно без сопоставления с уже известным учащимся материалом о степенях сравнения прилагательных. Предложение учащимся на уроке рассмотреть предлагаемую таблицу и рассказать об образовании степеней сравнения частей речи, сходстве и различии их форм, различии признаков данных частей речи даёт возможность

  • углубить и расширить их представление о структурировании таблицы;

  • обучать таким видам УУД, как сопоставление, классификация и т.п.;

  • обучать таким видам УУД, как приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

  • развивать монологическую речь учащихся;

  • учащимся сделать вывод о рациональной форме отражения информации при соотнесении таблицы с теоретическим материалом в учебнике.


Следует также заметить, что, согласно исследованиям психологов, лучше запоминается материал, напечатанный на бумаге жёлтого цвета. Поэтому предложить учащимся таблицу на жёлтой бумаге будет не лишним.

Степени сравнения частей речи.


Часть речи


Имя прилагательное

Наречие

степень

формы

Сравнительная степень

Простая

Основа начальной формы + суффиксы –ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ

Красивый красивее (красивей)

сладкий слаще

тонкий тоньше

красиво красивее (красивей)

сладко слаще

тонко тоньше

Составная

Начальная форма + более, менее

красивый более красивый

сладкий менее сладкий

тонкий более тонкий

красиво более красиво

сладко менее сладко

тонко более тонко

степень

формы

Превосходная степень

Простая

Основа начальной формы + суффиксы –ЕЙШ, -АЙШ

красивый красивейший

сладкий сладчайший

тонкий тончайший



покорно покорнейше
Употребление ограничено архаичными (устаревшими) словосочетаниями,

Ех: покорнейше благодарю

Составная

Начальная форма + наиболее, наименее, самый

Форма сравнительной степени + всех, всего

красивый самый красивый

сладкий наиболее сладкий

тонкий наименее тонкий


красивее красивее всех

слаще слаще всего

тоньше тоньше всего

Форма сравнительной степени + всех, всего

Красивый - красивее красивее всех


ПРИЗНАКИ

Различие

Значение

признак предмета

признак действия

Вопрос

каков?

как?

Соотнесённость с другими словами

относится к имени существительному (подлежащему)

Относится к глаголу (сказуемому)

Роль члена предложения

сказуемое

обстоятельство

Следующим этапом формирования навыка преобразования информации является заполнение на основе текстового материала в учебнике подготовленной учителем структурированной таблицы при изучении темы «Союзы»:


Союзы.

Разряды союзов по значению







Смысловые группы

Примеры

Смысловые группы

Примеры



























































































Результатом этой работы может быть следующая таблица:

Союзы.

Разряды союзов по значению

Сочинительные

Подчинительные

Смысловые группы

Примеры

Смысловые группы

Примеры


Соединительные

И, да, ни …, ни …,

не только …, но и …,

как …, так и

Изъяснительные

Что, чтобы, как, ли


Присоединительные

Тоже, также, да и

Временные

Когда, когда …, то; в то время как и т.д.


Разделительные

Или, либо, то …, то…,

Не то …, не то

Целевые

Чтобы, для того чтобы и т.п.


Противительные

А, но, да, зато, однако, же

Условные

Если, когда, если …, то и т.п.






Уступительные

Хотя, хотя…, но; пусть, пускай …, но;

несмотря на то что






Сравнительные

Как, будто, словно, как будто, подобно тому как, чем…, тем






Причинные

Потому что, оттого что, так как, ибо






Следственный

Так что

В ходе работы по её заполнению учащиеся учатся соотносить структуру таблицы с фактическим учебным материалом, располагать его в таблице.

Следующим более сложным по уровню видом работы может быть структурирование предложенной готовой формы таблицы на основе материала параграфа «Частицы». При этом необходимы наводящие вопросы учителя:

  • Почему первая строчка таблицы единая? Что она должна отразить?

  • Сколько основных столбцов в таблице? Почему?

  • Какая информация о частицах должна быть отражена в таблице и что можно внести в качестве заголовков в 3 столбика внутри каждого из столбцов?

  • В какой из столбцов должны быть внесены формообразующие, модальные частицы? Почему именно так?

Частицы.

















































































































  1   2   3   4