|
Класс: 4 Тип урока : урок изучения нового материала Учитель: Куликова Ж. Ф. Тема Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Цель Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: урок изучения нового материала
Учитель: Куликова Ж. Ф.
Тема
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
| Цель
| На основе наблюдения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам. Развитие умения правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
| Задачи
| Образовательные:
Закрепить умение определять части речи;
Закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;
Формировать умение определять число и род у глаголов прошедшего времени,
Закрепить умение составлять словосочетания и предложения;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;
- Развивать культуру общения на уроке; Развивающие:
Развитие личности учащихся: его познавательных потребностей, опыта познавательной деятельности;
Формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и навыков;
Развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;
| Технологии, методы, приёмы
| Метод решения учебных задач
| Основные понятия термины
| Время глаголов (настоящее, будущее, прошедшее), род, число.
| Планируемые результаты
| Предметный:
- распознавать глагол определять его признаки ( как изменяется глагол),
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-создание условий для отработки учащимися умения определять род глаголов прошедшего времени, правильного письма окончаний глаголов;
- включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
| Личностный:
- целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметный:
– ставить и решать учебную задачу под руководством
учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять
учебные действия в материализованной, громкоречевой
и умственной форме (р.);
– ориентироваться в структуре учебника, выделять
и осмысливать необходимую информацию, представлять ее
в знаково-символической форме; осуществлять анализ
с выделением существенных признаков, проводить сравнение
по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить
факты под понятие (п.);
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов,
высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять
и контролировать друг друга; делиться своими открытиями,рассказывать о своих достижениях (к)
| Формы работы
| Фронтальная, работа в паре, индивидуальная
| Оборудование
| Интерактивная доска, интернет ресурс SMART Exchanqe,
учебник «Русский язык» А. В. Полякова 4 класс, нетбуки
|
Технология обучения
| Этапы
урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Оформление доски, наглядность
| Формируемые умения
| Организационный
Момент. Мотивация
Время: 1 мин
| Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Здравствуйте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Очень важно начать урок с хорошего настроения. На уроке мы открываем этот мир и себя в этом мире.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Слайд 1
| УУД:
– осуществлять
самоконтроль (р.);
– слушать и понимать речь
других; строить
рассуждение (к.)
| Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний.
( 6 мин)
Выявление места и причины затруднения.
(2 мин.)
Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин.)
| Вспомнили о правильной посадке, открыли тетради, запишите число.
Догадайтесь какую букву мы сегодня будем писать?
- Пропишите О заглавную и о строчную по образцу, правильно соединяя буквы между собой.
-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.
Оцените свою работу. (!, +,-) Создание ситуации успеха.
-Разминка для Умников и Умниц. Работа в группе. Каждая группа записывает свой фразеологизм и объясняет его. Вспомните правила работы в группе.
Оцените свою работу.(+,-)
Прочитайте слова. Какая это часть речи?
Вовлечение детей в диалог.
Какие слова относятся к глаголу?
Закончите предложение.
Глагол обозначает….,
в предложении чаще всего бывает …,
изменяется по… ,
в настоящем и будущем времени изменяется по….
Проверка. Первый вариант
Запишите эти глаголы в настоящем времени в 1 –ом лице единственном числе, второй вариант эти же глаголы в будущем простом времени в единственном числе 1-ом лице.
Работа на интерактивной доске тест (по цепочке)
Создание проблемной ситуации.
Прочитайте отрывок стихотворения. Выпишите глаголы. Что можете сказать про эти глаголы? (Организовать помощь в формулировке учебной задачи). Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени.
Задачи: Научиться определять род глаголов прошедшего времени. Правильно задавать вопросы. Правильно записывать окончания у глаголов прошедшего времени.
|
Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Самостоятельно оценивают свою работу.
Объясняют значение фразеологизма.
По одному ученику от каждой группы (проверка на интерактивной доске) Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы.
Работа в паре, вставляют пропущенные слова, анализируют (устно). Записывают глаголы в два столбика (настоящее, будущее время)
Дети должны увидеть ошибку при проверке, исправить её.
Делят глаголы в два столбика (настоящее, будущее время)
Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, определяют время глагола,
Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.
| Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
| Предметные :
- включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма;
- актуализация знаний о глаголе.
УУД
- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование предложений(п)
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.(р)
-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;(к)
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками(л)
| Реализация построенного проекта
(3 мин.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)
| Задайте вопрос и вставьте подходящий по смыслу глагол.
-Что показывает прошедшее время глаголов?
- На какие вопросы отвечают?
- Что изменилось у глагола?
- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?
Наблюдение за родовыми окончаниями. Работа на интерактивной доске (по цепочке)
Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени в единственном числе и правописании окончаний.
|
Один ученик работает у доски. Дети делают вывод. Написание окончаний глаголов в прошедшем времени зависит от рода.
Работают у доски по очереди. Ставят вопрос. Определяют род глагола в прошедшем времени. Наблюдают за родовым окончанием. Делают вывод, отвечают на вопросы учителя.
| Слайд 9
Слайд 10
| Предметные:
Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;
УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(п)
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.(р)
-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;(к)
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками(л)
| Физминутка
Время: 2 мин
Этапы:
Слушают задание
Выполняют упражнения Отвечают на вопрос
| Предлагает выполнить физические упражнения с заданием.
- Встали все ровненько. Мы не просто будем выполнять упражнения, а я вам даю задание. Когда вы сядите, то скажите мне сколько глаголов прошедшего времени вы услышали в физминутке. Посмотрим, кто у нас внимательный!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
- Итак, сколько глаголов прошедшего времени вы услышали? Кто был внимательным и посчитал?(5)
| Слушают внимательно, выполняют физические упражнения, отвечают на вопрос учителя.
| Слайд 11
| Развитие внимания, памяти
Регулятивные - планирование, оценка, коррекция собственных действий;
использование результатов действий, Коммуникативные – выступление,
фиксация хода коллективной/личной коммуникации.
| Самостоятельная работа с саморпроверкой по эталону. Работа по учебнику
( 6 мин.)
Включение в систему знаний и повторение.
(10 мин.)
| Откройте учебник,
прочитайте задание №80 на странице 60
- Что нужно сделать?
-Выпишите выделенные существительные и глаголы.
-Выделите окончания глаголов.
Выполните самостоятельно.
- Помните о посадке во время письма
Поменяйтесь тетрадями
- Проверьте, если все верно поставьте на полях знак плюс. Самостоятельная работа.
На рабочем столе найдите ярлык «Академия младшего школьника», орфографический экзамен № 170. Выполните задание. Оценку за работу покажите соседу по парте, перенесите себе в тетрадь. Следующая работа №123.
Покажите мне на руке ваши оценки.
| Открывают учебник, Работают с упражнениями, читают задание, самостоятельно выполняют упражнения.
Отвечают на вопросы учителя, проводят взаимопроверку.
Первый выполнивший задание работает у доски.
Дети выполняют самостоятельную работу, наблюдают за родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени в единственном числе.
|
Слайд 12 нетбуки
| Предметные:
Развитие внимания, интереса к учёбе
УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата(л)
- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде(к)
- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;(п)
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;(р)
| Рефлексия
Время: 2 мин
| Ответили ли мы с вами на вопросы, которые поставили себе в начале урока?
- Как определить род и число глаголов в прошедшем времени?
Подводят итог урока. Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние. Покажите мне на руке, как вы поняли сегодняшнюю тему урока.
| Получают позитивный настрой от урока
|
| УУД:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;(р
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (л)
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.(к)
| Домашнее задание. Итог урока.
Время: 2 мин
| Рассмотрите упр. 82. Прочитайте задание. Как нужно выполнять?
Стр. 61 правило
- Это домашнее задание для тех кому надо потренироваться. Кто усвоил тему напишите мини сочинение «Октябрь», используя глаголы в прошедшем времени.
| Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания. Задаёт вопросы по итогу урока.
|
| Предметные:
Развивать способность воспроизводить правило в памяти, отвечать на вопросы.
УУД:
-развитие самостоятельности(л)
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, (р)
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.(п)
- постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске. (к)
| |
|
|