|
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся В. А. Григорьева
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Основными видами работ, развивающими речь учащихся, являются сочи-нения и изложения. «Это комплексные работы, с помощью которых проверя -ются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
1) коммуникативные умения, т.е. умения раскрывать тему высказывания, передавать основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить для нее соответственную композиционную и языковую форму;
2) языковые навыки, или соблюдение в речи норм литературного языка...»2. (с. 171).
Естественно, в сочинениях и изложениях учащихся встречаются отклоне- ния от норм литературного языка. Ошибки, их характер и число – это и пока-затель уровня речевого развития школьника, и средство педагогической диаг-ностики, позволяющей ликвидировать эти ошибки. Чтобы успешно вести ра-боту над ними, нужно определиться с классификацией и условным обозначе-нием ошибок, что было сделано, опираясь на методические рекомендации пособий по развитию речи.
В 5ом классе, когда дети имеют ограниченный уровень знаний по русскому языку, им дается простая таблица с условным обозначением речевых ошибок. Эта таблица была составлена на основе таблиц с более сложной классифика-цией ошибок, данных в нескольких пособиях по развитию речи. Ее помещаем на доску, анализируя ошибки в первом изложении, которое пишут дети в на-чале учебного года (обычно это изложение «Хитрый заяц» См. Русский язык: 5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская и др. Упр. 58, С. 28.). На второй части доски пишем примеры предложений с данной ошибкой и исправленный вариант.
После работы с таблицей дети читают предложения с аналогичными ошибками из собственных изложений и коллективно мы их редактируем.
Ниже приводится содержание адаптированной таблицы и примеры к ней.
-
Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях
| 1. П – неоправданное повторение слов
| 1. Люда была веселая девочка с веселыми глазами. (Люда была веселая девочка с карими глазами).
| 2. Л – неправильное употребление слов
| 2. Деревня заимела красочный вид. (Деревня приобрела красочный вид).
| 3. Г – грамматическая ошибка
| 3. Хорошо потрудилась Люся и Люда. (Хорошо потрудились Люся и Люда).
| 4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей
| 4. Ты сделала для меня и для людей радость.
Они такие были хорошие, как в сказке. (Вы-растив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.)
| 5. Ф – фактическая ошибка
| 5. Возле колонки распустились наши цветы.
(Около колодца распустились наши цветы).
| 6. [ ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения
| 6. Однажды пришла ко мне Люся с рассадой
цветов и предложила мне Люся рассаду цветов посадить. (Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила ее посадить).
| 7. V – пропуск слова или части предложения
| 7. Но я шла и сомневалась. (Но я шла и сомневалась в успехе дела).
| 8. Z – не выделен абзац
|
| Просим детей содержание этой таблицы перенести на карточку и требуем, чтобы на каждом уроке русского языка при выполнении домашнего задания она была у них перед глазами, ведь, работая над орфографическими и пункту-ационными ошибками, в составленных предложениях они, к сожалению, допускают речевые недочеты. Таблица помогает и предупредить эти недочеты, и исправить их после проверки работы над ошибками учителем.
Таким образом, работа над всеми ошибками, в том числе и над речевыми, грамматическими ведется не от случая к случаю, а систематически.
В начале шестого класса, когда дети освоили содержание вышепреведен-ной таблицы, она расширяется за счет условных обозначений недочетов, взя-тых из методического пособия под редакцией Т. А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV – VIII классы)» (Москва, «Просвещение», 1978). Дети переносят ее на вторую сторону той карточки, которая была дана им в пятом классе.
Условные обозначения недочетов
-
Условные знаки
| Что обозначает
| 1. >
| Расширить, развернуть
| 2. ≠
| Несоответствие основной мысли
| 3. B
| Неудачное слово, выражение
| 4. M
| Неправильное употребление местоимений
| 5. 1, 2, 3
| Неудачный порядок слов
| 6. Пр.
| Неудачно построенное предложение
| Современные требования к изучению русского языка нацеливают учителя уделять большое внимание работе по развитию речи. Методика, изложенная в докладе, способствует достижению этой цели.
Доклад содержит методические рекомендации для работы над речевыми ошибками. Автор показывает этапы работы над этими ошибками при помо-щи усложнения таблиц с условным обозначением недочетов в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов. Эта методика позволяет формиро-вать коммуникативную компетенцию учащихся.
Литература
1. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М.: «Просвещение», 1974.
2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 класс. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроке русского языка (IV-VIII классы). – М.: «Просвещение», 1978.
4. Никитина Е. И. Русская речь. – М.: «Просвещение», 1991. |
|
|