ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ:
ставится
| не ставится
| В том случае если
| примеры
| В том случае если
| примеры
| 1) оба главных члена – имена существительные в именительном падеже (при нулевой связке)
| Моя мама – врач.
Подлежащее – главный член предложения.
| 1) подлежащее выражено личным местоимением
| Мы восьмиклассники.
| 2) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – числительное в именительном падеже.
| Сто гусениц в час – норма кукушкиной еды.
Двадцать лет – ничтожный срок в жизни народов.
| 2) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз.
| Наш двор как сад.
Утром на полях одуванчики словно живое золото.
| 3) оба главных члена – имена числительные в именительном падеже.
| Дважды два – четыре.
| 3) между подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица
| Сердце не камень.
Бедность не порок.
| 4) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – инфинитив.
| Хорошо учиться – наша задача.
| 4) сказуемое выражено кратким прилагательным
| Жизнь прекрасна и удивительна.
| 5) оба главных члена – инфинитивы
| Жить – Родине служить.
| 6) между главными членами стоят указательные частицы вот, это
| Сострадание – вот прекрасная способность, данная человеку.
Дополнение – это второстепенный член предложения.
|
Эта работа может быть предложена как закрепление изученного на уроке материала с использованием структурированной таблицы* (при выполнении домашнего задания с привлечением в качестве примеров материалов упр. 74-75).
Пунктуация при однородных членах:
Запятая ставится,
| Запятая не ставится,
| в случае если
| пример
| в случае если
| пример
| однородные члены связаны бессоюзно, при помощи перечислительной интонации
| Красные, синие, жёлтые шары взлетели в воздух.
| однородные члены связаны одиночным соединительным союзом
| Кругом заросли малины да ежевики.
На уроках мы пишем и читаем.
| однородные члены связаны противительным союзом.
| Мал золотник, да дорог.
| однородные члены связаны одиночным разделительным союзом
| Цветы лучше срезать утром или под вечер.
| однородные члены связаны присоединительным союзом
| Он хорошо пел, да и играл на рояле неплохо.
| Во фразеологических выражениях: ни то ни сё, ни два ни полтора, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо и т.п. (однородными членами они не являются)
| Он поднялся ни свет ни заря.
Пожелайте мне ни пуха ни пера.
| однородные члены связаны повторяющимся союзом
| За окном то дождь, то снег.
Ни звёзд, ни луны на небе не было.
Он собирал марки, и значки, и открытки.
| однородные члены связаны двойным союзом.
| Мы не только читали, но и анализировали это произведение.
Как девочки, так и мальчики приняли участие в конкурсе флористов.
|
Обособление второстепенных членов предложения. Работа с таблицами по этой теме может проводиться двумя способами:
1) составление таблиц, содержащих правила обособления по отдельным темам (обособление определений и приложений, обособление обстоятельств, обособление уточняющих членов предложения),
2) составление сводной таблицы «Обособление второстепенных членов предложения» как завершающий, повторительно-обобщающий этап изучения большой темы.
При любом варианте работы желательно, как и в случае с вводными словами, предложить учащимся, помимо материалов М.М.Разумовской, ознакомиться с параграфами аналогичного содержания из учебников С.А.Бархударова; В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. следует заметить, что данный материал наиболее глубоко представлен в учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, т.к. В.В.Бабайцева – специалист по синтаксису простого предложения.
Наиболее продуктивным способом работы видится составление сводной таблицы, позволяющей не только структурировать материал по правилам обособления второстепенных членов, но и сопоставить условия обособления различных второстепенных членов предложения (позиция в предложении, значение и т.п.)
Целесообразно, чтобы такая работа велась под руководством учителя, задающего наводящие вопросы: «Какие случаи обособления остались за пределами внимания автора нашего учебника? Какие общие случаи обособления существуют для определений и приложений? Как зависит обособление второстепенных членов от их позиции в предложении, от их значения?» Вариант сводной таблицы:
Второстепенный член предложения
| обособляется в случае, если
| Примеры
| не обособляется в случае, если
| Примеры
| Согласованное определение
| является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова
| Еловые ветви, похожие на огромные лапы, склонились над тропинкой.
Ветер, дувший с моря, усилился.
| стоит перед определяемым словом-существительным и не имеет добавочного обстоятельственного значения
| Похожие на огромные лапы еловые ветви склонились над тропинкой.
Дувший с моря ветер усилился.
| два или несколько однородных согласованных определений стоят после определяемого слова.
| В июне пионы распускают свои цветы, крупные и душистые.
| два или несколько однородных согласованных определений стоят перед определяемым словом.
| В июне пионы распускают свои крупные и душистые цветы.
| имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)
| Оглушённый тяжким гулом, никнет Тёркин головой.
Потрясённые случившим-ся, люди, тем не менее, не покинули помещения.
| относится к личному местоимению
| А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
| Несогласованное определение
| относится к личному местоимению
| А он, в шапке, в валенках, так и стоял у двери.
| относятся к нарицатель-ному существительному
| Девушка в шляпе и шали вышла на крыльцо.
| относится к имени собственному и стоит после него.
| Варя, в шляпе и шали, вышла на крыльцо.
| такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят перед согласованными определениями.
| Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.
| Такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят после них.
| Аквариум, большой, с множеством диковинных рыб, поразил его воображение.
| Приложение
| относится к личному местоимению
| Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
| стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельст-венного значения
| Спутники войск орлы поднялись над рекой.
| является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова
| Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
| приложение с союзом как имеет значение «в качестве»
| Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
| два или несколько однородных согласованных приложения стоят после определяемого слова
| Одноклассники, мои друзья и спутники школьных лет, до сих пор вспоминаются мною с теплотой.
|
|
| имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)
| Разумные звери, бобры зимуют организованно.
Обычно хороший организа-тор, в этот раз директор не смог собрать народ на субботник.
| стоит после имени собственного
Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела на крылечке.
|
| приложение с союзом как имеет причинное значение
Юрию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к сибирским морозам.
| приложение является уточняющим и связано с определяемым словом словами например, или, даже и т.п.
| Некоторые приматы, например шимпанзе, могут научиться говорить.
Дикая коза, или косуля, водится и в средней полосе России.
Все в нашем классе, даже девчонки, интересуются футболом.
| В остальных случаях
|
| Обстоятельство
| является сравнительным оборотом и имеет значение образа действия, степени признака
| Остап выносил все пытки, как исполин.
На чёрном, как тушь, небе не мелькает ни одна звезда.
| выражено фразеологичес-ким оборотом, включающим деепричастие
| Мальчик бежал сломя голову.
| выражено деепричастным оборотом
| Лось стоял на дороге, гордо подняв свою красивую голову.
| выражено наречием деепричастного происхождения молча или одиночным деепричастием, имеющим значение простого наречия – обстоятельства образа действия (обычно стоящим после глагола).
| Он молча терпел все насмешки.
Яков шёл не торопясь (= медленно).
О прогулке он рассказывал смеясь (= весело).
| выражены одиночными деепричастиями, не имеющими наречного значения (чаще всего, стоящими перед сказуемым)
| Пошумев, река успокоилась.
Грохот, не умолкая, катится дальше.
Степь побурела и задымилась, подсыхая.
| выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., но не является распространённым или стоит после сказуемого.
| Цель достигнута благодаря нашим общим усилиям.
Он не пошёл в кино за неимением времени.
В силу болезни он не присутствовал на контрольной.
| выражено существитель-ным с предлогами несмотря на, вопреки и имеет значение уступки
| Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
Погода, вопреки предска-заниям синоптиков, установилась сухая и жаркая.
|
| выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., является распростра-нённым и стоит перед сказуемым.
| За неимением на станции комнаты для проезжающих, нам отвели ночлег в дымной сакле.
Цель, благодаря нашим общим усилиям, достигнута.
| обстоятельство является уточняющим, стоит после уточняемого обстоятельст-ва (чаще – уточнение места, времени, реже – образа действия)
| В 1961 году, 12 апреля, состоялся первый полёт человека в космос.
Там, в домике, мерцал огонёк.
Во время сильных дождей речка разливается по-весеннему, бурно и шумно, и тогда даёт себя знать.
| Дополнение
| выражено существительным с предлогами помимо, включая, за исключением, кроме, сверх, наряду с, исключая, вместо и является уточняющим (называющими предметы, исключаемые из ряда других, включённые в такой ряд или предметы, замещающие другие предметы)
| Самолёт, наряду с пассажирами, захватил и почту.
Я взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском, увидел совершенно другие, незнакомые места.
Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить за заре по кустам?
| предлог вместо употреблён в значении за
| Николай вышел на работу вместо ( = за) заболевшего товарища.
| во всех остальных случаях
|
| Выводы:
Работа на уроках и самостоятельная работа учащихся с таблицами
формирует умения
преобразовывать информацию из одного вида в другой,
классифицировать и сопоставлять изучаемые объекты,
развивает
монологическую речь учащихся при устном изложении содержания табличного материала, сопоставлении информации из различных источников
обеспечивает
компактность представления материала и удобство хранения для дальнейшего использования при необходимости его повторения. |