ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ:
         ставится
  |    не ставится
  |       В том случае если
  |    примеры
  |    В том случае если
  |    примеры
  |       1) оба главных члена – имена существительные в именительном падеже (при нулевой связке)
  |    Моя мама – врач.
  Подлежащее – главный член предложения.
  |    1) подлежащее выражено личным местоимением
  |    Мы восьмиклассники.
  |       2) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – числительное в именительном падеже.
  |    Сто гусениц в час – норма кукушкиной еды.
  Двадцать лет – ничтожный срок в жизни народов.
  |    2) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз.
  |    Наш двор как сад.
  Утром на полях одуванчики словно живое золото.
  |       3) оба главных члена – имена числительные в именительном падеже.
  |    Дважды два – четыре.
  |    3) между подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица
  |    Сердце не камень.
  Бедность не порок.
  |       4) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – инфинитив.
  |    Хорошо учиться – наша задача.
  |    4) сказуемое выражено кратким прилагательным
  |    Жизнь прекрасна и удивительна.
  |       5) оба главных члена – инфинитивы
  |    Жить – Родине служить.
  |       6) между главными членами стоят указательные частицы вот, это
  |    Сострадание – вот прекрасная способность, данная человеку.
  Дополнение – это второстепенный член предложения.
  |      
  Эта работа может быть предложена как закрепление изученного на уроке материала с использованием структурированной таблицы* (при выполнении домашнего задания с привлечением в качестве примеров материалов упр. 74-75).
 
  Пунктуация при однородных членах:
         Запятая ставится,
  |    Запятая не ставится,
  |       в случае если
  |    пример
  |    в случае если
  |    пример
  |       однородные члены связаны бессоюзно, при помощи перечислительной интонации
  |    Красные, синие, жёлтые шары взлетели в воздух.
  |    однородные члены связаны одиночным соединительным союзом
  |    Кругом заросли малины да ежевики.
  На уроках мы пишем и читаем.
  |       однородные члены связаны противительным союзом.
  |    Мал золотник, да дорог.
  |    однородные члены связаны одиночным разделительным союзом
  |    Цветы лучше срезать утром или под вечер.
  |       однородные члены связаны присоединительным союзом
  |    Он хорошо пел, да и играл на рояле неплохо.
  |    Во фразеологических выражениях: ни то ни сё, ни два ни полтора, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо и т.п. (однородными членами они не являются)
  |    Он поднялся ни свет ни заря.
  Пожелайте мне ни пуха ни пера.
  |       однородные члены связаны повторяющимся союзом
  |    За окном то дождь, то снег.
  Ни звёзд, ни луны на небе не было.
  Он собирал марки, и значки, и открытки.
  |       однородные члены связаны двойным союзом.
  |    Мы не только читали, но и анализировали это произведение.
  Как девочки, так и мальчики приняли участие в конкурсе флористов.
 
 
  |      
 
  Обособление второстепенных членов предложения. Работа с таблицами по этой теме может проводиться двумя способами:
  1) составление таблиц, содержащих правила обособления по отдельным темам (обособление определений и приложений, обособление обстоятельств, обособление уточняющих членов предложения),
  2) составление сводной таблицы «Обособление второстепенных членов предложения» как завершающий, повторительно-обобщающий этап изучения большой темы.
  При любом варианте работы желательно, как и в случае с вводными словами, предложить учащимся, помимо материалов М.М.Разумовской, ознакомиться с параграфами аналогичного содержания из учебников С.А.Бархударова; В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. следует заметить, что данный материал наиболее глубоко представлен в учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, т.к. В.В.Бабайцева – специалист по синтаксису простого предложения. 
  Наиболее продуктивным способом работы видится составление сводной таблицы, позволяющей не только структурировать материал по правилам обособления второстепенных членов, но и сопоставить условия обособления различных второстепенных членов предложения (позиция в предложении, значение и т.п.) 
  Целесообразно, чтобы такая работа велась под руководством учителя, задающего наводящие вопросы: «Какие случаи обособления остались за пределами внимания автора нашего учебника? Какие общие случаи обособления существуют для определений и приложений? Как зависит обособление второстепенных членов от их позиции в предложении, от их значения?» Вариант сводной таблицы:
          Второстепенный член предложения
  |    обособляется в случае, если
  |    Примеры
  |    не обособляется в случае, если
  |    Примеры
  |       Согласованное определение 
  |    является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова
  |    Еловые ветви, похожие на огромные лапы, склонились над тропинкой.
  Ветер, дувший с моря, усилился.
  |    стоит перед определяемым словом-существительным и не имеет добавочного обстоятельственного значения
  |    Похожие на огромные лапы еловые ветви склонились над тропинкой.
  Дувший с моря ветер усилился.
  |       два или несколько однородных согласованных определений стоят после определяемого слова.
  |    В июне пионы распускают свои цветы, крупные и душистые.
  |    два или несколько однородных согласованных определений стоят перед определяемым словом.
  |    В июне пионы распускают свои крупные и душистые цветы.
  |       имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)
  |    Оглушённый тяжким гулом, никнет Тёркин головой.
  Потрясённые случившим-ся, люди, тем не менее, не покинули помещения.
  |       относится к личному местоимению
  |    А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
  |       Несогласованное определение
  |    относится к личному местоимению
  |    А он, в шапке, в валенках, так и стоял у двери.
  |    относятся к нарицатель-ному существительному
  |    Девушка в шляпе и шали вышла на крыльцо.
  |       относится к имени собственному и стоит после него.
  |    Варя, в шляпе и шали, вышла на крыльцо.
  |    такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят перед согласованными определениями.
  |    Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.
  |       Такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят после них.
  |    Аквариум, большой, с множеством диковинных рыб, поразил его воображение.
  |       Приложение
  |    относится к личному местоимению
  |    Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
  |    стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельст-венного значения
  |    Спутники войск орлы поднялись над рекой.
  |       является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова
  |    Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
  |    приложение с союзом как имеет значение «в качестве»
  |    Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
  |       два или несколько однородных согласованных приложения стоят после определяемого слова
  |    Одноклассники, мои друзья и спутники школьных лет, до сих пор вспоминаются мною с теплотой.
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)
  |    Разумные звери, бобры зимуют организованно.
  Обычно хороший организа-тор, в этот раз директор не смог собрать народ на субботник.
 
  |       стоит после имени собственного
  Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела на крылечке.
  |      
 
 
  |    приложение с союзом как имеет причинное значение
  Юрию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к сибирским морозам.
  |       приложение является уточняющим и связано с определяемым словом словами например, или, даже и т.п.
  |    Некоторые приматы, например шимпанзе, могут научиться говорить.
  Дикая коза, или косуля, водится и в средней полосе России.
  Все в нашем классе, даже девчонки, интересуются футболом.
  |    В остальных случаях
  |   
 
 
  |       Обстоятельство 
  |    является сравнительным оборотом и имеет значение образа действия, степени признака
  |    Остап выносил все пытки, как исполин.
  На чёрном, как тушь, небе не мелькает ни одна звезда.
  |    выражено фразеологичес-ким оборотом, включающим деепричастие
  |    Мальчик бежал сломя голову.
  |       выражено деепричастным оборотом
  |    Лось стоял на дороге, гордо подняв свою красивую голову.
  |    выражено наречием деепричастного происхождения молча или одиночным деепричастием, имеющим значение простого наречия – обстоятельства образа действия (обычно стоящим после глагола).
  |    Он молча терпел все насмешки.
  Яков шёл не торопясь (= медленно).
  О прогулке он рассказывал смеясь (= весело).
 
  |       выражены одиночными деепричастиями, не имеющими наречного значения (чаще всего, стоящими перед сказуемым)
  |    Пошумев, река успокоилась.
  Грохот, не умолкая, катится дальше.
  Степь побурела и задымилась, подсыхая.
  |    выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., но не является распространённым или стоит после сказуемого.
 
 
  |    Цель достигнута благодаря нашим общим усилиям.
  Он не пошёл в кино за неимением времени.
  В силу болезни он не присутствовал на контрольной.
  |       выражено существитель-ным с предлогами несмотря на, вопреки и имеет значение уступки
  |    Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
  Погода, вопреки предска-заниям синоптиков, установилась сухая и жаркая.
  |      
 
 
  |    выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., является распростра-нённым и стоит перед сказуемым.
  |    За неимением на станции комнаты для проезжающих, нам отвели ночлег в дымной сакле.
  Цель, благодаря нашим общим усилиям, достигнута. 
  |       обстоятельство является уточняющим, стоит после уточняемого обстоятельст-ва (чаще – уточнение места, времени, реже – образа действия)
  |    В 1961 году, 12 апреля, состоялся первый полёт человека в космос.
  Там, в домике, мерцал огонёк.
  Во время сильных дождей речка разливается по-весеннему, бурно и шумно, и тогда даёт себя знать.
  |       Дополнение 
  |    выражено существительным с предлогами помимо, включая,  за исключением, кроме, сверх, наряду с, исключая, вместо и является уточняющим (называющими предметы, исключаемые из ряда других, включённые в такой ряд или предметы, замещающие другие предметы)
  |    Самолёт, наряду с пассажирами, захватил и почту.
  Я взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском, увидел совершенно другие, незнакомые места.
  Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить за заре по кустам?
  |    предлог вместо употреблён в значении за
  |    Николай вышел на работу вместо ( = за) заболевшего товарища.
  |       во всех остальных случаях
  |   
 
 
  |       Выводы:
  Работа на уроках и самостоятельная работа учащихся с таблицами
  формирует умения
   преобразовывать информацию из одного вида в другой,
  классифицировать и сопоставлять изучаемые объекты,
    развивает  
  монологическую речь учащихся при устном изложении содержания табличного материала, сопоставлении информации из различных источников
  обеспечивает  
  компактность представления материала и удобство хранения для дальнейшего использования при необходимости его повторения. |