Главная страница


Формирование навыка универсальных учебных действий



НазваниеФормирование навыка универсальных учебных действий
страница4/4
Дата12.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ:

ставится

не ставится

В том случае если

примеры

В том случае если

примеры

1) оба главных члена – имена существительные в именительном падеже (при нулевой связке)

Моя мамаврач.

Подлежащее – главный член предложения.

1) подлежащее выражено личным местоимением

Мы восьмиклассники.

2) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – числительное в именительном падеже.

Сто гусениц в часнорма кукушкиной еды.

Двадцать летничтожный срок в жизни народов.

2) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз.

Наш двор как сад.

Утром на полях одуванчики словно живое золото.

3) оба главных члена – имена числительные в именительном падеже.

Дважды двачетыре.

3) между подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица

Сердце не камень.

Бедность не порок.

4) один из главных членов – существительное в именительном падеже, другой – инфинитив.

Хорошо учиться – наша задача.

4) сказуемое выражено кратким прилагательным

Жизнь прекрасна и удивительна.

5) оба главных члена – инфинитивы

Жить – Родине служить.

6) между главными членами стоят указательные частицы вот, это

Сострадание – вот прекрасная способность, данная человеку.

Дополнение – это второстепенный член предложения.


Эта работа может быть предложена как закрепление изученного на уроке материала с использованием структурированной таблицы* (при выполнении домашнего задания с привлечением в качестве примеров материалов упр. 74-75).


Пунктуация при однородных членах:

Запятая ставится,

Запятая не ставится,

в случае если

пример

в случае если

пример

однородные члены связаны бессоюзно, при помощи перечислительной интонации

Красные, синие, жёлтые шары взлетели в воздух.

однородные члены связаны одиночным соединительным союзом

Кругом заросли малины да ежевики.

На уроках мы пишем и читаем.

однородные члены связаны противительным союзом.

Мал золотник, да дорог.

однородные члены связаны одиночным разделительным союзом

Цветы лучше срезать утром или под вечер.

однородные члены связаны присоединительным союзом

Он хорошо пел, да и играл на рояле неплохо.

Во фразеологических выражениях: ни то ни сё, ни два ни полтора, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо и т.п. (однородными членами они не являются)

Он поднялся ни свет ни заря.

Пожелайте мне ни пуха ни пера.

однородные члены связаны повторяющимся союзом

За окном то дождь, то снег.

Ни звёзд, ни луны на небе не было.

Он собирал марки, и значки, и открытки.

однородные члены связаны двойным союзом.

Мы не только читали, но и анализировали это произведение.

Как девочки, так и мальчики приняли участие в конкурсе флористов.





Обособление второстепенных членов предложения.
Работа с таблицами по этой теме может проводиться двумя способами:

1) составление таблиц, содержащих правила обособления по отдельным темам (обособление определений и приложений, обособление обстоятельств, обособление уточняющих членов предложения),

2) составление сводной таблицы «Обособление второстепенных членов предложения» как завершающий, повторительно-обобщающий этап изучения большой темы.

При любом варианте работы желательно, как и в случае с вводными словами, предложить учащимся, помимо материалов М.М.Разумовской, ознакомиться с параграфами аналогичного содержания из учебников С.А.Бархударова; В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. следует заметить, что данный материал наиболее глубоко представлен в учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, т.к. В.В.Бабайцева – специалист по синтаксису простого предложения.

Наиболее продуктивным способом работы видится составление сводной таблицы, позволяющей не только структурировать материал по правилам обособления второстепенных членов, но и сопоставить условия обособления различных второстепенных членов предложения (позиция в предложении, значение и т.п.)

Целесообразно, чтобы такая работа велась под руководством учителя, задающего наводящие вопросы: «Какие случаи обособления остались за пределами внимания автора нашего учебника? Какие общие случаи обособления существуют для определений и приложений? Как зависит обособление второстепенных членов от их позиции в предложении, от их значения?»
Вариант сводной таблицы:

Второстепенный член предложения

обособляется в случае, если

Примеры

не обособляется в случае, если

Примеры

Согласованное определение

является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова

Еловые ветви, похожие на огромные лапы, склонились над тропинкой.

Ветер, дувший с моря, усилился.

стоит перед определяемым словом-существительным и не имеет добавочного обстоятельственного значения

Похожие на огромные лапы еловые ветви склонились над тропинкой.

Дувший с моря ветер усилился.

два или несколько однородных согласованных определений стоят после определяемого слова.

В июне пионы распускают свои цветы, крупные и душистые.

два или несколько однородных согласованных определений стоят перед определяемым словом.

В июне пионы распускают свои крупные и душистые цветы.

имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)

Оглушённый тяжким гулом, никнет Тёркин головой.

Потрясённые случившим-ся, люди, тем не менее, не покинули помещения.

относится к личному местоимению

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.

Несогласованное определение

относится к личному местоимению

А он, в шапке, в валенках, так и стоял у двери.

относятся к нарицатель-ному существительному

Девушка в шляпе и шали вышла на крыльцо.

относится к имени собственному и стоит после него.

Варя, в шляпе и шали, вышла на крыльцо.

такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят перед согласованными определениями.

Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.

Такие определения включены в однородный ряд с согласованными определениями и стоят после них.

Аквариум, большой, с множеством диковинных рыб, поразил его воображение.

Приложение

относится к личному местоимению

Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельст-венного значения

Спутники войск орлы поднялись над рекой.

является согласованным, распространённым, стоит после определяемого слова

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

приложение с союзом как имеет значение «в качестве»

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

два или несколько однородных согласованных приложения стоят после определяемого слова

Одноклассники, мои друзья и спутники школьных лет, до сих пор вспоминаются мною с теплотой.







имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки)

Разумные звери, бобры зимуют организованно.

Обычно хороший организа-тор, в этот раз директор не смог собрать народ на субботник.


стоит после имени собственного

Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела на крылечке.




приложение с союзом как имеет причинное значение

Юрию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к сибирским морозам.

приложение является уточняющим и связано с определяемым словом словами например, или, даже и т.п.

Некоторые приматы, например шимпанзе, могут научиться говорить.

Дикая коза, или косуля, водится и в средней полосе России.

Все в нашем классе, даже девчонки, интересуются футболом.

В остальных случаях




Обстоятельство

является сравнительным оборотом и имеет значение образа действия, степени признака

Остап выносил все пытки, как исполин.

На чёрном, как тушь, небе не мелькает ни одна звезда.

выражено фразеологичес-ким оборотом, включающим деепричастие

Мальчик бежал сломя голову.

выражено деепричастным оборотом

Лось стоял на дороге, гордо подняв свою красивую голову.

выражено наречием деепричастного происхождения молча или одиночным деепричастием, имеющим значение простого наречия – обстоятельства образа действия (обычно стоящим после глагола).

Он молча терпел все насмешки.

Яков шёл не торопясь (= медленно).

О прогулке он рассказывал смеясь (= весело).


выражены одиночными деепричастиями, не имеющими наречного значения (чаще всего, стоящими перед сказуемым)

Пошумев, река успокоилась.

Грохот, не умолкая, катится дальше.

Степь побурела и задымилась, подсыхая.

выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., но не является распространённым или стоит после сказуемого.



Цель достигнута благодаря нашим общим усилиям.

Он не пошёл в кино за неимением времени.

В силу болезни он не присутствовал на контрольной.

выражено существитель-ным с предлогами несмотря на, вопреки и имеет значение уступки

Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.

Погода, вопреки предска-заниям синоптиков, установилась сухая и жаркая.




выражено существитель-ным с предлогами ввиду, за неимением, благодаря, согласно, вследствие, в силу и т.п., является распростра-нённым и стоит перед сказуемым.

За неимением на станции комнаты для проезжающих, нам отвели ночлег в дымной сакле.

Цель, благодаря нашим общим усилиям, достигнута.

обстоятельство является уточняющим, стоит после уточняемого обстоятельст-ва (чаще – уточнение места, времени, реже – образа действия)

В 1961 году, 12 апреля, состоялся первый полёт человека в космос.

Там, в домике, мерцал огонёк.

Во время сильных дождей речка разливается по-весеннему, бурно и шумно, и тогда даёт себя знать.

Дополнение

выражено существительным с предлогами помимо, включая, за исключением, кроме, сверх, наряду с, исключая, вместо и является уточняющим (называющими предметы, исключаемые из ряда других, включённые в такой ряд или предметы, замещающие другие предметы)

Самолёт, наряду с пассажирами, захватил и почту.

Я взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском, увидел совершенно другие, незнакомые места.

Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить за заре по кустам?

предлог вместо употреблён в значении за

Николай вышел на работу вместо ( = за) заболевшего товарища.

во всех остальных случаях




Выводы:

Работа на уроках и самостоятельная работа учащихся с таблицами

формирует умения

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой,

  • классифицировать и сопоставлять изучаемые объекты,

развивает

монологическую речь учащихся при устном изложении содержания табличного материала, сопоставлении информации из различных источников

обеспечивает

компактность представления материала и удобство хранения для дальнейшего использования при необходимости его повторения.
1   2   3   4