Главная страница


Формирование навыка универсальных учебных действий



НазваниеФормирование навыка универсальных учебных действий
страница3/4
Дата12.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4
Второстепенные члены предложения.

Член

предложения

Вопросы

Значение

Классификация

Способы выражения

Примеры


Определение


Какой?

Чей?

Который?

Признак предмета

Согласованное



Прилагательное
Причастие
Порядковое числительное Местоимения

В небе загораются яркие звёзды.

Мамин костюм был мне очень велик.

Бушевавший ураган не позволил осуществить задуманное.

Первая глава повести является экспозицией.

В этой коробке лежат медали и ордена.

Несогласованное


Существительное в косвенном падеже (чаще – в родительном),
Инфинитив
Наречие

Притяжательные местоимения его, её, их

Синтаксически неделимое сочетание


Листья клёна пламенеют в лучах солнца.

Стихи Лермонтова разгневали императора.

Рядом с маменькой увидела она человека в летах, немногословного и сдержанного.

Вам представится ещё возможность понаблюдать за поведением животных.

Больше всего он любил яйца всмятку.

Её радость и оживление тут же передались окружающим.

У окна стоял юноша невысокого роста, с правильными чертами лица.

Возраст; национальность; род занятий, назначение; качественный признак, свойство,

название


Приложение (особый вид определений)

Согласованное
несогласованное


Существительное, согласующееся в падеже с определяемым словом


собственное наименование (литературного произведения, печатного органа, предприятий, гостиниц, пароходов, конфет и т.д.), не согласующееся в падеже с определяемым нарицательным существительным

Внук-шофёр из-за руля кланяется деду.

Исполнитель-казах что-то заунывно пел на своём языке.

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

Красавцев коней невозможно было удержать на месте.

Из Москвы-реки всё чаще вылавливают рыб-мутантов.
В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» много фантастических персонажей.

Журнал «За рулём» пользуется популярностью у автомобилистов.

Член

предложения

Вопросы

Значение

Классификация

Способы выражения

Примеры


Дополнение



Косвенных падежей

Предмет
Предмет, на который направлено действие:

строить дом, выбрать профессию
Орудие или средство действия:

чертить карандашом
Предмет, в пользу которого совершается действие:

Писать брату, подарить сестре
и т.п.

Прямое

Косвенное

Существительное или местоимение в винительном падеже без предлога
Существительное в родительном падеже:

а) при отрицании
б) при указании на часть предмета
Все остальные случаи:
Существительные и местоимения в других падежах,
Существительное в винительном падеже с предлогом,
Числительное
Инфинитив



Смотря с высоты, вижу свой дом, и берёзку у ворот, и покосившийся от времени колодец.

Я встретил его недалеко от своего дома.


Я не писал этого письма к маменьке.

Вам не видать таких сражений!
Успокойтесь, выпейте воды!
Что написано пером, не вырубишь топором.

Вспоминать об ушедшей молодости ему было неприятно.
Мне трудно теперь стало верить в дружбу и человеческую порядочность.

Двадцать делится на четыре.
Отец попросил принести почту в его кабинет.


Член

предложения

Вопросы

Значение

Классификация

Способы выражения

Примеры


Обстоятельство



Где? Куда? Откуда?

Как? Каким образом?

Как? Каким способом?


Насколько? В какой мере? В какой степени?
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?
Почему? Отчего?

По какой причине?

Зачем? Для чего? С какой целью?
В каком случае? При каком условии?


Вопреки чему? Несмотря на что?


Место действия, направление движения
Качественная характеристика действия

Способ совершения действия


Степень, меру проявления признака или действия

Время действия

Причина, основание совершения действия

Цель совершения действия

Условие совершения действия

Условие, вопреки которому совершается действие

Места


Образа действия

Способа действия
Меры и степени
Времени

Причины
Цели

Условия

Уступки

Наречие,

Существительное в косвенном падеже
Наречие,

Существительное в косвенном падеже,

Деепричастие (деепричастный оборот)
Сравнительный оборот

Наречия, производные деепричастий от молча, сидя, стоя, лёжа,

Существительное в творительном падеже
Наречия меры и степени,

Сравнительный оборот

Наречие,

Синтаксически неделимое сочетание

Существительное с предлогом,
Деепричастие

(деепричастный оборот)

Наречие

Существительное с предлогом,

Деепричастие

(деепричастный оборот)
Наречие

Существительное с предлогом,

Инфинитив
Существительное с предлогом,

Синтаксически неделимое сочетание,

Деепричастие

(деепричастный оборот)
Существительное с предлогом


Он уехал далеко. Туда не добраться пешком.

Попасть в город без пропуска невозможно.

Профессор, вы прекрасно поёте!

Золотою лягушкой луна распласталась на тихом пруду.

Сдвинув кепку на затылок и сунув руки в карманы, он неторопливо двинулся в мою сторону.

Как пахарь, сеча отдыхает.

Перевозчик грёб стоя. Вредно читать лёжа.

Во Владивосток я ехал поездом.

Он очень строг со мной. Ты недостаточно твёрдо выучил текст. Он намного опередил в развитии своих сверстников.

На чёрном, как тушь, небе не блестит ни одна звезда.
Мы вернулись домой ночью.

В 1812 году москвичами было явлено небывалое единение.

С утра до вечера были слышны эти песни.

Мы изучаем свой язык в течение всего обучения в школе.

Возвратившись из деревни, она начала вытаскивать из мешка гостинцы.

Сгоряча я наговорил много глупостей.

Он стоял красный от стыда и боялся смотреть нам в глаза.

Не выучив правила, он не смог выполнить задания.
Он всё делает мне назло.

Для отделки потолка нужна белая краска.
Он уехал на воды лечиться.
При желании всегда можно добиться успеха.
В случае плохой погоды занятия будут проведены в помещении.

Выполнив верно все задания, можно рассчитывать на хорошую отметку.
Несмотря на препятствия, он добился цели.

Вопреки прогнозам синоптиков, небо было безоблачным.



Удачной и полезной для учащихся в качестве закрепления материала будет работа над сводными таблицами по темам «Виды односоставных предложений», «Вводные слова» (см. ниже):

Виды односоставных предложений:

Сказуемные

Подлежащные

Виды

Способы выражения главного члена

Примеры

Виды

Способы выражения главного члена

Примеры

Определённо-личные

Глагол в форме 1-2 лица.

Еду. Тихо. Слышны звоны…

Пойдёшь в кино?

Назывные (номинативные)

Существительное в именительном падеже.

Вот парадный подъезд.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Неопределённо-личные

Глагол в форме прошедшего времени мн. ч.

или

в форме 3 л. мн.ч.

В зоопарк привезли белых медведей.
Что новенького в газетах пишут?

Обобщённо-личные (подвид)

Глагол в форме в форме 3 л. мн.ч.

или

в форме 2 лица

(действие касается любого деятеля, относится ко всем)

Цыплят по осени считают.
Любишь кататься – люби и саночки возить.

Безличные

1) Глагол в форме 3 л. ед. ч.,
2) глагол в форме прошедшего времени среднего рода,

3) инфинитив,

4) слово категории состояния,

5) отрицательное слово нет


Светает. В воздухе пахнет прелой листвой.

Молнией зажгло дерево.
Быть грозе великой!

На улице пасмурно.

Тихо.

Нет такой земли!


Вводные слова.

Таблица по данной теме имеется на 127-128 стр. учебника, и можно на уроке воспользоваться ею, предложив учащимся перевести табличный материал в текстовой (рассказ по таблице о значениях вводных слов).

Однако таблица, предложенная авторами учебника, недостаточно чётко структурирована, и вариантом работы с параграфом учебника может быть предложение учащимся структурировать и заполнить следующую «рыбу» таблицы:































































































































































В этом случае желательно предложить учащимся воспользоваться не только материалами стр. 127-128 учебника М.М.Разумовской, но и параграфами с аналогичным содержанием из учебников С.А.Бархударова; В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. при этом у учащихся появляется возможность сопоставить содержательное наполнение параграфов (т.е. развивать логические умения сопоставления информации из нескольких источников), а также получить исчерпывающую информацию по данной теме, включив её в таблицу. Заполнение таблицы примерами употребления вводных слов может производиться как на материале упражнений параграфа, так и путём самостоятельного составления предложений учащимися.

В готовом виде таблица может выглядеть следующим образом (см. ниже):



Группы вводных слов по значению

Конкретные значения

Примеры вводных слов

Примеры употребления

в предложениях:

степень уверенности, достоверности сообщения

большая степень уверенности

конечно, бесспорно, безусловно, само собой, разумеется и т.д.

Зима, конечно, будет снежная.

меньшая степень уверенности

вероятно, наверное, кажется, может быть, видимо, пожалуй и т.п.

Зима, кажется, будет снежная.

выражение различных чувств

радость, удовольствие

к счастью, ко всеобщей радости, на радость, к удовольствию

Зима, к счастью, была не слишком суровой.

удивление

к удивлению, к изумлению, странное дело

К изумлению всех присутствующих, за окном закружились крупные снежные хлопья.

сожаление, огорчение, негодование

к великому огорчению, к сожалению, ко всеобщему негодованию, как на беду, как назло, к прискорбию и т.п.

К сожалению, зима была слишком суровой.

страх, опасение

ужас, чего доброго, неровён час

Идём отсюда, а то, чего доброго, начнётся сход лавины.

указание на источник сообщения

сам говорящий

с моей точки зрения, по-моему, вижу, помнится, на мой взгляд и т.п.

По-моему, нынешнюю зиму суровой не назовёшь.

другие люди

говорят, по словам …, по слухам, по преданию, с точки зрения …, по наблюдению …, по прогнозам … и т.п.

По прогнозам синоптиков, зима будет суровой.

обращение к собеседнику

привлечение внимания

позвольте, заметьте, помилуйте, послушайте, согласитесь, видите ли и т.п.

Зима, заметьте, в этом году суровая.

выражение вежливости

спасибо, пожалуйста, простите, будьте любезны и т.п.

А вы, простите, разве не считаете нынешнюю зиму суровой?

указание на порядок мыслей и связь между ними

перечисление

во-первых, во-вторых, например, далее, наконец

Зима в этом году, во-первых, снежная, во-вторых, морозная.

противопоставление

наоборот, напротив, однако, с другой стороны

Трудно жить в деревне, если зима снежная. С другой стороны, если снега мало, есть угроза вымерзания фруктовых деревьев.

следствие, вывод

значит, следовательно, в итоге, таким образом, стало быть, в общем

Зима в этом году снежная, следовательно, многолетние растения защищены от вымерзания.

способ оформления мысли

оценка стиля высказывания

образно говоря, выражаясь метафорически, говоря научным языком и т.п.

Зима, образно говоря, накрыла город снежным покрывалом.

собственно способ оформления мысли

другими словами, мягко говоря, прямо скажем, так сказать, одним словом и т.п.

Зима в этом году, прямо скажем, была суровая.


Не менее полезной может быть подобная работа при табличном структурировании пунктуационных правил, например,
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ*:

ставится

не ставится

В том случае если

примеры

В том случае если

примеры









































































1   2   3   4