Главная страница


Формирование навыка универсальных учебных действий



НазваниеФормирование навыка универсальных учебных действий
страница2/4
Дата12.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Первичный результат структурирования таблицы учащимися:

Частицы.

Разряды

Формообразующие

Модальные

Смысловые группы

Примеры частиц

Примеры использования частиц

Смысловые группы

Примеры частиц

Примеры использования частиц

Условные









Отрицательные








Вопросительные







Восклицательные








Усилительные









Повелительные







Указательные








Выделительно-ограничительные








Уточняющие








Выражающие сомнение








Для получения учащимися материала, необходимого для полного заполнения таблицы, можно предложить им следующие вспомогательные материалы:

  • Содержание параграфа учебника (примеры частиц в соответствии со смысловой группой),

  • Карточки с предложениями для поиска и классификации частиц:

Не я это придумал.

Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.

Ведь были ж схватки боевые…

Куда же они едут, в город, что ли?

Пусть сильнее грянет буря!

Да исполнится воля твоя!

На небе ни облачка.

Не было у меня ни одного случая, чтобы я промахнулся.

Что я, тупица?

Тебя ль я вижу?

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

А вот слона-то я и не приметил.

Мы сейчас стоим как раз на том месте, где этот взвод принял последний бой.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Ну что это такое!

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Авось Господь не без милости!

Что за глупость – считать себя умнее всех.

Вот так пирог: и подгорел, и кривобок!

  • Структурированную таблицу для заполнения примерами из карточки:


Разряд или смысловая группа

Частица(ы)

Примеры

Формообразующие






Отрицательные





Вопросительные






Восклицательные





Усилительные






Указательные






Выделительно-ограничительные







Уточняющие






Выражающие сомнение









Итоговый вариант таблицы (можно предложить учащимся включить в неё и самостоятельно подобранные примеры):

Частицы.

Разряды

Формообразующие

Модальные

Смысловые группы

Примеры частиц

Примеры использования частиц

Смысловые группы

Примеры частиц

Примеры использования частиц

Условные





Бы, б


Если б я был султан, я б имел трёх жён.

Сделал бы ты что-нибудь полезное!

Отрицательные


Не, ни

Он не ответил мне. Кругом ни души.

Вопросительные

Разве, неужели, ли (ль), что ли, что

Нежели никто не поможет мне? Вам ли жаловаться на жизнь? Я, что ли, буду за вас работать? Что я – машина, чтобы работать без отдыха?


Восклицательные


Что за, как, ну и, вот так

Как прекрасен этот мир! Что за прелесть эти сказки! Ну и насмешил! Вот так песня!


Усилительные



Даже, даже и, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, ещё, ну,

-таки, -то,

ни (усиление отрицания)

Кругом нет ни души. У него не пропадает ни крупицы урожая. Я-то здесь при чём? Ну ответь ты мне, наконец! Вот ещё, стану я тебе отвечать! И на камнях растут деревья. Я уж как-нибудь разберусь! Сделал ты хоть что-нибудь полезное!



Повелительные

Да, пусть, пускай,

давай, давайте



Да здравствует солнце!

Пусть всегда будет солнце!

Ребята, давайте жить дружно!



Указательные


Вон, а вон, вот, а вот, это

Вот парадный подъезд! Вон идёт агроном, он вас проводит к сельсовету. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия.


Выделительно-ограничительные


Только, лишь, только лишь,

почти, исключительно, единственно

Только ты можешь изменить ситуацию. Только лишь настойчивому дано добиться цели. Он справился почти со всеми заданиями. Это исключительно моё право – поступать так, как считаю нужным. Это единственно верное решение.


Уточняющие


Именно, как раз, точно, хоть, всего, всего-навсего

Это именно те слова, которые я хотел услышать.

Это точно та машина, что сбила пешехода.


Выражающие сомнение


Вряд ли, едва ли, авось


Вряд ли мне удастся уговорить его. Авось пронесёт! Едва ли он сам найдёт дорогу в тайге.


Данный этап обучающей деятельности

  • обеспечивает аналитическую деятельность учащихся при структурировании таблицы,

  • обеспечивает формирование навыка преобразования информации,

  • закрепляет предметное и общеучебное умение классифицировать объекты,

  • закрепляет умение работать со структурированной таблицей (заполнять таблицу).

Последним этапом работы по формированию навыка преобразования информации из текстового в табличный вид является самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы «Классификация предлогов». К этому моменту тема «Предлоги» уже изучена, первичные навыки структурирования таблиц и поиска необходимой информации получены. Учащимся предлагается объединить в единой таблице материал, содержащийся в учебнике М.М.Разумовской «Русский язык. 7 класс» и учебнике С.И. и В.В. Львовых «Русский язык. 7 класс. Часть 2», т.к. только обобщение этих материалов может дать полное представление о классификации предлогов. Таким образом, при выполнении этого задания решается и вопрос уровня, качества получаемых предметных знаний, и вопрос формирования общеучебного умения.
Предлоги.

Классификация

По происхождению

По строению (по составу)

непроизводные

производные

простые

сложные

составные

Без, в, до, для, за, на, к, о, по, через, от, об, под, перед, над, при, про, с, у, из

от наречий


Вблизи, навстречу, мимо, около, вглубь, впереди, позади, вдоль, поперёк, напротив, возле, внутри, согласно, вопреки, вокруг, наперекор, против

и т.д.

Без, по, о, перед, поперёк, навстречу, благодаря, вследствие, наподобие

и т.д.

Из-за,

из-под,

по-над.

В_ течение,

в_ продолжение,

по_ мере,

в_ целях,

в_ заключение,

несмотря_ на,

по_ причине

и т.д.

От деепричастий

Благодаря,

несмотря на

от существительных

с предлогом

Вследствие,

в течение,

в продолжение, ввиду, по причине,

в заключение,

в силу, насчёт, наподобие, вроде,

в меру, вместо,

по мере, в целях

и т.п.


Выполнение данного задания учащимися развивает умения:



Работа над формированием навыка универсальных учебных действий в 8 классе может быть продолжена как работа учащихся над структурированием, заполнением и анализом содержания таблиц, несущих информацию о членах предложения.

На основании материала параграфа 9 (М.М.Разумовская, «Русский язык. 8 класс») учащимся может быть предложено структурирование и заполнение таблицы:

Подлежащее.











































Итог работы:

Способы выражения

Примеры

Имя существительное

Спит земля в сиянье голубом…

Местоимение

Он застонал, как человек, и опрокинулся…

Имя числительное

Двадцать – чётное число.

Имя прилагательное или причастие в значении существительного

Больной выздоровел. Присутствующие были удивлены его выходкой.

Инфинитив

Жить – Родине служить.

Цельное, неразложимое сочетание

Два медвежонка сидели у кромки воды. Один из нас должен сделать это.

Служебные части речи (данная позиция вносится на основании пояснения учителя)

И – союз. Даже – частица. Про – предлог.


Аналогичная работа может быть проведена и с таблицами по другим членам предложения:

Сказуемое:


Виды

сказуемого

Простое

Составное

глагольное


глагольное

именное

Вопросы



Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал бы? Что сделай?

Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?

Каков? Кто такой? Что такое?

Что сказано о предмете речи?

Способы выражения


Глагол в форме одного из наклонений

Вспомогательный глагол (мочь, хотеть, начать, продолжать, закончить или вспомогательное слово – содержит грамматические признаки) + инфинитив (содержит основное лексическое значение)

Глагол-связка быть (содержит грамматические признаки) + именная часть (любая самостоятельная часть речи, кроме глагола, неразложимое сочетание – содержит основное лексическое значение)




Примеры

Он мечтал о славе. Все готовятся к занятиям. Я буду долго петь. Принеси дневник.

Он хотел помочь. Мне нужно готовиться к экзаменам. Цветы уже начали распускаться.

Ночь тиха. Нужно быть внимательней. Фёдор был человеком высокого роста. Дважды два – четыре. Вишнёвый сад теперь мой. Туфли ей впору.

1   2   3   4