Первичный результат структурирования таблицы учащимися:
  Частицы.
           Разряды
  |       Формообразующие
  |    Модальные
  |       Смысловые группы
  |    Примеры частиц
  |    Примеры использования частиц
  |    Смысловые группы
  |    Примеры частиц
  |    Примеры использования частиц
  |       Условные  
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |    Отрицательные
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Вопросительные  
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Восклицательные  
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Усилительные  
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Повелительные
  |   
 
 
  |   
 
 
  |    Указательные  
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Выделительно-ограничительные  
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Уточняющие  
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Выражающие сомнение
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Для получения учащимися материала, необходимого для полного заполнения таблицы, можно предложить им следующие вспомогательные материалы:
   Содержание параграфа учебника (примеры частиц в соответствии со смысловой группой),
  Карточки с предложениями для поиска и классификации частиц:
    Не я это придумал.
  Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.
  Ведь были ж схватки боевые…
  Куда же они едут, в город, что ли?
  Пусть сильнее грянет буря!
  Да исполнится воля твоя!
  На небе ни облачка.
  Не было у меня ни одного случая, чтобы я промахнулся.
  Что я, тупица?
  Тебя ль я вижу?
  Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
  А вот слона-то я и не приметил.
  Мы сейчас стоим как раз на том месте, где этот взвод принял последний бой.
  Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
  Ну что это такое!
  Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
  Авось Господь не без милости!
  Что за глупость – считать себя умнее всех.
  Вот так пирог: и подгорел, и кривобок!
   Структурированную таблицу для заполнения примерами из карточки:
   
        Разряд или смысловая группа
  |    Частица(ы)
  |    Примеры
  |       Формообразующие
  |   
 
 
  |   
 
  |       Отрицательные
  |   
 
 
  |   
  |       Вопросительные
  |   
 
 
  |   
 
  |       Восклицательные
  |   
 
 
  |   
  |       Усилительные
  |   
 
 
  |   
 
  |       Указательные
  |   
 
 
  |   
 
  |       Выделительно-ограничительные
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Уточняющие
  |   
 
 
  |   
 
  |       Выражающие сомнение
  |   
 
 
  |   
 
 
  |     
 
  Итоговый вариант таблицы (можно предложить учащимся включить в неё и самостоятельно подобранные примеры):
  Частицы.
           Разряды
  |       Формообразующие
  |    Модальные
  |       Смысловые группы
  |    Примеры частиц
  |    Примеры использования частиц
  |    Смысловые группы
  |    Примеры частиц
  |    Примеры использования частиц
  |       Условные  
 
 
  |   
 
  Бы, б
  |   
  Если б я был султан, я б имел трёх жён.
  Сделал бы ты что-нибудь полезное!
  |    Отрицательные
 
  |    Не, ни
  |    Он не ответил мне. Кругом ни души.
  |       Вопросительные  
  |    Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
  |    Нежели никто не поможет мне? Вам ли жаловаться на жизнь? Я, что ли, буду за вас работать? Что я – машина, чтобы работать без отдыха?
 
  |       Восклицательные  
 
  |    Что за, как, ну и, вот так
  |    Как прекрасен этот мир! Что за прелесть эти сказки! Ну и насмешил! Вот так песня!
 
  |       Усилительные  
 
 
  |    Даже, даже и, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, ещё, ну, 
  -таки, -то, 
  ни (усиление отрицания)
  |    Кругом нет ни души. У него не пропадает ни крупицы урожая. Я-то здесь при чём? Ну ответь ты мне, наконец! Вот ещё, стану я тебе отвечать! И на камнях растут деревья. Я уж как-нибудь разберусь! Сделал ты хоть что-нибудь полезное!
 
 
  |       Повелительные
  |    Да, пусть, пускай, 
  давай, давайте
 
 
  |    Да здравствует солнце!
  Пусть всегда будет солнце!
  Ребята, давайте жить дружно!
 
 
  |    Указательные  
 
  |    Вон, а вон, вот, а вот, это
  |    Вот парадный подъезд! Вон идёт агроном, он вас проводит к сельсовету. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия.
 
  |       Выделительно-ограничительные  
 
  |    Только, лишь, только лишь, 
  почти, исключительно, единственно
  |    Только ты можешь изменить ситуацию. Только лишь настойчивому дано добиться цели. Он справился почти со всеми заданиями. Это исключительно моё право – поступать так, как считаю нужным. Это единственно верное решение.
 
  |       Уточняющие  
 
  |    Именно, как раз, точно, хоть, всего, всего-навсего
  |    Это именно те слова, которые я хотел услышать.
  Это точно та машина, что сбила пешехода.
 
  |       Выражающие сомнение
 
  |    Вряд ли, едва ли, авось
 
  |    Вряд ли мне удастся уговорить его. Авось пронесёт! Едва ли он сам найдёт дорогу в тайге.
  |      
  Данный этап обучающей деятельности
   обеспечивает аналитическую деятельность учащихся при структурировании таблицы,
  обеспечивает формирование навыка преобразования информации,
  закрепляет предметное и общеучебное умение классифицировать объекты,
  закрепляет умение работать со структурированной таблицей (заполнять таблицу).
    Последним этапом работы по формированию навыка преобразования информации из текстового в табличный вид является самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы «Классификация предлогов». К этому моменту тема «Предлоги» уже изучена, первичные навыки структурирования таблиц и поиска необходимой информации получены. Учащимся предлагается объединить в единой таблице материал, содержащийся в учебнике М.М.Разумовской «Русский язык. 7 класс» и учебнике С.И. и В.В. Львовых «Русский язык. 7 класс. Часть 2», т.к. только обобщение этих материалов может дать полное представление о классификации предлогов. Таким образом, при выполнении этого задания решается и вопрос уровня, качества получаемых предметных знаний, и вопрос формирования общеучебного умения. Предлоги.
           Классификация
  |       По происхождению
  |    По строению (по составу)
  |       непроизводные
  |    производные
  |    простые
  |     сложные 
  |    составные
  |       Без, в, до, для, за, на, к, о, по, через, от, об, под, перед, над, при, про, с, у, из
  |    от наречий
 
  |    Вблизи, навстречу, мимо, около, вглубь, впереди, позади, вдоль, поперёк, напротив, возле, внутри, согласно, вопреки, вокруг, наперекор, против
  и т.д.
  |    Без, по, о, перед, поперёк, навстречу, благодаря, вследствие, наподобие
  и т.д.
  |    Из-за,
  из-под, 
  по-над.
  |    В_ течение, 
  в_ продолжение, 
  по_ мере, 
  в_ целях, 
  в_ заключение, 
  несмотря_ на, 
  по_ причине
  и т.д.
  |       От деепричастий
  |    Благодаря,
  несмотря на
  |       от существительных  
  с предлогом
  |    Вследствие, 
  в течение, 
  в продолжение, ввиду, по причине, 
  в заключение,
  в силу, насчёт, наподобие, вроде, 
  в меру, вместо, 
  по мере, в целях
  и т.п.
  |      
  Выполнение данного задания учащимися развивает умения:  
 
  Работа над формированием навыка универсальных учебных действий в 8 классе может быть продолжена как работа учащихся над структурированием, заполнением и анализом содержания таблиц, несущих информацию о членах предложения.
  На основании материала параграфа 9 (М.М.Разумовская, «Русский язык. 8 класс») учащимся может быть предложено структурирование и заполнение таблицы:
  Подлежащее.   Итог работы:
       Способы выражения
  |    Примеры
  |       Имя существительное
  |    Спит земля в сиянье голубом…
  |       Местоимение  
  |    Он застонал, как человек, и опрокинулся…
  |       Имя числительное
  |    Двадцать – чётное число.
  |       Имя прилагательное или причастие в значении существительного
  |    Больной выздоровел. Присутствующие были удивлены его выходкой.
  |       Инфинитив  
  |    Жить – Родине служить.
  |       Цельное, неразложимое сочетание
  |    Два медвежонка сидели у кромки воды. Один из нас должен сделать это.
  |       Служебные части речи (данная позиция вносится на основании пояснения учителя)
  |    И – союз. Даже – частица. Про – предлог.  
  |      
  Аналогичная работа может быть проведена и с таблицами по другим членам предложения:
  Сказуемое:
 
         Виды
  сказуемого
  |    Простое  
  |    Составное  
  |       глагольное
 
  |    глагольное
  |    именное
  |       Вопросы 
 
 
  |    Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал бы? Что сделай?
  |    Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?
  |    Каков? Кто такой? Что такое? 
  Что сказано о предмете речи?
  |       Способы выражения
 
  |    Глагол в форме одного из наклонений
  |    Вспомогательный глагол (мочь, хотеть, начать, продолжать, закончить или вспомогательное слово – содержит грамматические признаки) + инфинитив (содержит основное лексическое значение)
  |    Глагол-связка быть (содержит грамматические признаки) + именная часть (любая самостоятельная часть речи, кроме глагола, неразложимое сочетание – содержит основное лексическое значение) 
 
 
  |      
  Примеры 
  |    Он мечтал о славе. Все готовятся к занятиям. Я буду долго петь. Принеси дневник.
  |    Он хотел помочь. Мне нужно готовиться к экзаменам. Цветы уже начали распускаться.
  |    Ночь тиха. Нужно быть внимательней. Фёдор был человеком высокого роста. Дважды два – четыре. Вишнёвый сад теперь мой. Туфли ей впору.
 
  |      |