Первичный результат структурирования таблицы учащимися:
Частицы.
Разряды
| Формообразующие
| Модальные
| Смысловые группы
| Примеры частиц
| Примеры использования частиц
| Смысловые группы
| Примеры частиц
| Примеры использования частиц
| Условные
|
|
| Отрицательные
|
|
| Вопросительные
|
|
| Восклицательные
|
|
| Усилительные
|
|
| Повелительные
|
|
| Указательные
|
|
| Выделительно-ограничительные
|
|
| Уточняющие
|
|
| Выражающие сомнение
|
|
| Для получения учащимися материала, необходимого для полного заполнения таблицы, можно предложить им следующие вспомогательные материалы:
Содержание параграфа учебника (примеры частиц в соответствии со смысловой группой),
Карточки с предложениями для поиска и классификации частиц:
Не я это придумал.
Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.
Ведь были ж схватки боевые…
Куда же они едут, в город, что ли?
Пусть сильнее грянет буря!
Да исполнится воля твоя!
На небе ни облачка.
Не было у меня ни одного случая, чтобы я промахнулся.
Что я, тупица?
Тебя ль я вижу?
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
А вот слона-то я и не приметил.
Мы сейчас стоим как раз на том месте, где этот взвод принял последний бой.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Ну что это такое!
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Авось Господь не без милости!
Что за глупость – считать себя умнее всех.
Вот так пирог: и подгорел, и кривобок!
Структурированную таблицу для заполнения примерами из карточки:
Разряд или смысловая группа
| Частица(ы)
| Примеры
| Формообразующие
|
|
| Отрицательные
|
|
| Вопросительные
|
|
| Восклицательные
|
|
| Усилительные
|
|
| Указательные
|
|
| Выделительно-ограничительные
|
|
| Уточняющие
|
|
| Выражающие сомнение
|
|
|
Итоговый вариант таблицы (можно предложить учащимся включить в неё и самостоятельно подобранные примеры):
Частицы.
Разряды
| Формообразующие
| Модальные
| Смысловые группы
| Примеры частиц
| Примеры использования частиц
| Смысловые группы
| Примеры частиц
| Примеры использования частиц
| Условные
|
Бы, б
|
Если б я был султан, я б имел трёх жён.
Сделал бы ты что-нибудь полезное!
| Отрицательные
| Не, ни
| Он не ответил мне. Кругом ни души.
| Вопросительные
| Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
| Нежели никто не поможет мне? Вам ли жаловаться на жизнь? Я, что ли, буду за вас работать? Что я – машина, чтобы работать без отдыха?
| Восклицательные
| Что за, как, ну и, вот так
| Как прекрасен этот мир! Что за прелесть эти сказки! Ну и насмешил! Вот так песня!
| Усилительные
| Даже, даже и, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, ещё, ну,
-таки, -то,
ни (усиление отрицания)
| Кругом нет ни души. У него не пропадает ни крупицы урожая. Я-то здесь при чём? Ну ответь ты мне, наконец! Вот ещё, стану я тебе отвечать! И на камнях растут деревья. Я уж как-нибудь разберусь! Сделал ты хоть что-нибудь полезное!
| Повелительные
| Да, пусть, пускай,
давай, давайте
| Да здравствует солнце!
Пусть всегда будет солнце!
Ребята, давайте жить дружно!
| Указательные
| Вон, а вон, вот, а вот, это
| Вот парадный подъезд! Вон идёт агроном, он вас проводит к сельсовету. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия.
| Выделительно-ограничительные
| Только, лишь, только лишь,
почти, исключительно, единственно
| Только ты можешь изменить ситуацию. Только лишь настойчивому дано добиться цели. Он справился почти со всеми заданиями. Это исключительно моё право – поступать так, как считаю нужным. Это единственно верное решение.
| Уточняющие
| Именно, как раз, точно, хоть, всего, всего-навсего
| Это именно те слова, которые я хотел услышать.
Это точно та машина, что сбила пешехода.
| Выражающие сомнение
| Вряд ли, едва ли, авось
| Вряд ли мне удастся уговорить его. Авось пронесёт! Едва ли он сам найдёт дорогу в тайге.
|
Данный этап обучающей деятельности
обеспечивает аналитическую деятельность учащихся при структурировании таблицы,
обеспечивает формирование навыка преобразования информации,
закрепляет предметное и общеучебное умение классифицировать объекты,
закрепляет умение работать со структурированной таблицей (заполнять таблицу).
Последним этапом работы по формированию навыка преобразования информации из текстового в табличный вид является самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы «Классификация предлогов». К этому моменту тема «Предлоги» уже изучена, первичные навыки структурирования таблиц и поиска необходимой информации получены. Учащимся предлагается объединить в единой таблице материал, содержащийся в учебнике М.М.Разумовской «Русский язык. 7 класс» и учебнике С.И. и В.В. Львовых «Русский язык. 7 класс. Часть 2», т.к. только обобщение этих материалов может дать полное представление о классификации предлогов. Таким образом, при выполнении этого задания решается и вопрос уровня, качества получаемых предметных знаний, и вопрос формирования общеучебного умения. Предлоги.
Классификация
| По происхождению
| По строению (по составу)
| непроизводные
| производные
| простые
| сложные
| составные
| Без, в, до, для, за, на, к, о, по, через, от, об, под, перед, над, при, про, с, у, из
| от наречий
| Вблизи, навстречу, мимо, около, вглубь, впереди, позади, вдоль, поперёк, напротив, возле, внутри, согласно, вопреки, вокруг, наперекор, против
и т.д.
| Без, по, о, перед, поперёк, навстречу, благодаря, вследствие, наподобие
и т.д.
| Из-за,
из-под,
по-над.
| В_ течение,
в_ продолжение,
по_ мере,
в_ целях,
в_ заключение,
несмотря_ на,
по_ причине
и т.д.
| От деепричастий
| Благодаря,
несмотря на
| от существительных
с предлогом
| Вследствие,
в течение,
в продолжение, ввиду, по причине,
в заключение,
в силу, насчёт, наподобие, вроде,
в меру, вместо,
по мере, в целях
и т.п.
|
Выполнение данного задания учащимися развивает умения:
Работа над формированием навыка универсальных учебных действий в 8 классе может быть продолжена как работа учащихся над структурированием, заполнением и анализом содержания таблиц, несущих информацию о членах предложения.
На основании материала параграфа 9 (М.М.Разумовская, «Русский язык. 8 класс») учащимся может быть предложено структурирование и заполнение таблицы:
Подлежащее. Итог работы:
Способы выражения
| Примеры
| Имя существительное
| Спит земля в сиянье голубом…
| Местоимение
| Он застонал, как человек, и опрокинулся…
| Имя числительное
| Двадцать – чётное число.
| Имя прилагательное или причастие в значении существительного
| Больной выздоровел. Присутствующие были удивлены его выходкой.
| Инфинитив
| Жить – Родине служить.
| Цельное, неразложимое сочетание
| Два медвежонка сидели у кромки воды. Один из нас должен сделать это.
| Служебные части речи (данная позиция вносится на основании пояснения учителя)
| И – союз. Даже – частица. Про – предлог.
|
Аналогичная работа может быть проведена и с таблицами по другим членам предложения:
Сказуемое:
Виды
сказуемого
| Простое
| Составное
| глагольное
| глагольное
| именное
| Вопросы
| Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал бы? Что сделай?
| Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?
| Каков? Кто такой? Что такое?
Что сказано о предмете речи?
| Способы выражения
| Глагол в форме одного из наклонений
| Вспомогательный глагол (мочь, хотеть, начать, продолжать, закончить или вспомогательное слово – содержит грамматические признаки) + инфинитив (содержит основное лексическое значение)
| Глагол-связка быть (содержит грамматические признаки) + именная часть (любая самостоятельная часть речи, кроме глагола, неразложимое сочетание – содержит основное лексическое значение)
|
Примеры
| Он мечтал о славе. Все готовятся к занятиям. Я буду долго петь. Принеси дневник.
| Он хотел помочь. Мне нужно готовиться к экзаменам. Цветы уже начали распускаться.
| Ночь тиха. Нужно быть внимательней. Фёдор был человеком высокого роста. Дважды два – четыре. Вишнёвый сад теперь мой. Туфли ей впору.
| |