Главная страница

Дипломная работа



Скачать 465.49 Kb.
НазваниеДипломная работа
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер465.49 Kb.
ТипДиплом
  1   2   3

ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина»

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

по учебной дисциплине

Теория и методика математического развития

Выполнила:

Смородкина Нина Евгеньевна

студентка 41группы

заочная форма обучения

Научный руководитель

Соколова Наталья Юрьевна

Оценка _________

Подпись________

Торжок 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОРЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ

1.1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста……5
   1.2. Задачи и методика формирования временных отношений……….. … 7
   1.3. Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени………………………………………………………12

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30

2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени…………16
   2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………… 20
 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. …29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

 Данная тема является актуальной.

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.

Предмет исследования: дидактические игры при формировании временных отношений у ребенка дошкольного возраста.
4

Гипотеза:  если использовать с детьми дидактические игры, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.

Целью работы является исследование влияния дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;

- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;

- апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;

- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы; изучение и анализ диагностических методик.

Практические: диагностика уровня усвоения представления о времени; разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; анализ и интерпретация результатов исследования.

5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОРЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ

1.1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Исследование Т.Д. Рихтерман, К.В. Назаренко, Т.А. Мусейибовой, О.А. Фунтиковой свидетельствуют о некоторых возрастных и индивидуальных особенностях знаний детей о времени и временных отношениях. С целью изучения уровня знаний о времени детям старшей группы были предложены следующие вопросы и задания: «Сколько частей в одних сутках?», «Что быстрее проходит: сутки или неделя?», « Какой день недели больше: четверг или пятница?», «Сколько частей будет в завтрашних сутках?», «Мы живем в одних и тех же сутках?», «Мы живем в одной и той же неделе?» и другие. Значительные затруднения испытывают дети при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения. А. М. Леушина, отмечая низкий уровень знаний о времени, пишет, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести. Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятия времени как основной признак как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени самой природой. К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.

6

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: Значение временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке ориентировки во времени.

Таким образом, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

7

1.2 Задачи и методика формирования временных отношений

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

- формирование первичной практической ориентировки во времени;

- формирование чувства времени;

- ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени.

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности. Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:

1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.

8

2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические события повседневной жизни. Календарь.

4. Свойства времени.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал. Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны. При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам. Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной

9

возрастной группы к другой. В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках. В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? Чтобы предоставить детям возможность поупражняться, можно на занятиях использовать 2 – 3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц . Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову». С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Организуются с детьми рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картинке, и некоторыми объективными показателями помогают ребенку определить и назвать время. А начиная со средней группы, используются модели. В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые

10

сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др. Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе использовать компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветным значком обозначить на экране дисплея в виде различной реакции изображенного символа: например, забавного человека, радующегося или опечаленного (при правильном или отрицательном ответе). Использование персонального компьютера и соответствующего набора программ машиной графики

11

позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно, без непосредственной помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни. Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. Основная методика по ознакомлению с днями недели начинается с беседы. Слово «день» дети раньше использовали для названия частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью

2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.

Ежедневно на специальном календаре выставляют символ дня недели. Для этого используются полоски разного цвета. Необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времени года, с которыми связаны сезонные изменения.

12

С временами года детей можно знакомить с помощью карточек, картинок и дидактических игр. Для старшего возраста можно использовать карточки модели.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

1.3. Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени

Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними. Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их. Однако, как показывает в своих исследованиях

Т.Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из

13

них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро.

В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения – по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Однако эта модель именно подводит к пониманию, но не решает проблему. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Идет повторение, но на новом «витке», в иных условиях. Именно понимание сути данного движения и затрудняет дошкольников. Дети не видят новизны, изменения. Цикличность явления в природе воспринимается ими как простое повторение. Данное обстоятельство, а подобные представления о цикличности времени являются типичными для дошкольников, искажает суть времени как последовательность существования  сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее, что является главным тормозом в понимании и активном овладении временными отношениями. В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. На занятиях задания постепенно усложняются, широко используются модели, в том числе объемные и модели часов. Созданные объемные модели времени позволяют наглядно показать динамику и основанные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой

14

модели дети легко и достаточно быстро доходят до самой сути такого сложного не столько математического, сколько философского понятия время. Основа объемной модели – спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени. Для успешного решения разных дидактических задач по ознакомлению детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемная модель исполнена в виде нескольких спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как по размеру рабочего и выходного времени. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома. У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость. Специфика времени не позволяет организовать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе следует проводить на основе оперирования с эквивалентами – символами.

В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года до самой единице – годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать считать с любого времени года. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Старших дошкольников можно знакомить с малыми единицами времени – минутой, секундой, часом. Для формирования у них начальных представлений продолжительности часа. Минуты и секунды используются различные часы как приборы для измерения. Можно показать

15

преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток – ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток (см. прил. 1).

Таким образом, с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о связи будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.

16

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени

База исследования: Победовский детский сад « Радуга» Ржевского района Тверской области с сентября 2013 года по март 2014 года .

В исследовании принимала участие старшая группа детского сада включающая 15 человек в возрасте 5 – 6 лет.

Цель: выявить уровень усвоения представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- провести контрольную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в III этапа.

I этап – диагностика уровня усвоения представления о времени.

II этап – комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

17

III этап – анализ и интерпретация результатов исследования. 

На первом этапе исследования использовалась диагностика уровня усвоения представления о времени у детей старшей группы. Была использована диагностика по методике Е.И. Щербаковой (см. прил. 2)

Показатели уровня усвоения представления о времени показаны в таблице 1. Таблица 1

Показатели уровня усвоения представления о времени на I этапе

Ф.И. ребенка

Баллы

Уровень

1. Егор Б.

12

Средний

2.  Антон Б .

17

Высокий

3. Соня Г.

8

Низкий

4. Кристина М.

5

Низкий

5. Саша Р.

18

Высокий

6. Катя Ш.

6

Низкий

7. Степан Ц.

4

Низкий

8. Диана П.

5

Низкий

9. Даша И.

3

Низкий

10. Артем Т.

3

Низкий

11. Милана Т.

11

Средний

12. Маша И.

12

Средний

13. Алена Д.

13

Средний

14. Таисия М.

8

Низкий

15. Полина К.

11

Средний
  1   2   3