|
18
Оценка знаний проводилась по следующей шкале:
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Уровень развития элементарных математических представлений определяли по шкале:
Высокий уровень 16– 20 баллов
Средний уровень 9 – 15 баллов
Низкий уровень 0 – 8 баллов
19
Показатели уровня в процентном отношении на начало года
Уровень
| %
| Количество детей
| Высокий
Средний
Низкий
| 13
33
54
| 2
5
8
| Протоколы обследования детей представлены в приложении 3.
В результате диагностики уровня усвоения представления о времени выявилось, что в группе преобладает низкий уровень.
При ответах на вопросы были обнаружены однотипные виды ошибок.
На вопрос, что делаешь утром, Егор Б., Милана Т., Маша И, Алена Д. и Полина К. начинали рассказывать весь свой день, но при помощи воспитателя делили свой день по порядку. Даша И., Артем Т. даже при помощи воспитателя не смогла ответить, что они делали утром, а просто беспорядочно перебирали все, что делали целый день. Когда дети называли дни недели, у некоторых была нарушена последовательность. Например, Катя Ш., Степа Ц., Таисия М., Миша И., Диана П. называли дни недели не по порядку, начиная не с понедельника, а с других дней недели. Алена Д., Егор Б. и Полина К. не назвали выходные дни, а Артем Т. и Милана Т. назвали только три дня недели.
Большие затруднения вызвал вопрос, что длиннее день или ночь. Все дети отвечали по-разному. Все дети затруднялись в ответе на этот вопрос. Некоторые с помощью воспитателя справились с заданием. Егор Б., Соня Г., даже с подсказкой воспитателя не справились с заданием.
20
На восьмой вопрос, какая стрелка движется быстрее, Кирилл К., Марина Б., Настя М., Света З., Женя С. и Полина К. давали правильный ответ, если им давались часы, многие не смогли назвать стрелку, но показывали правильно.
Месяцы зимы Антон Б., Саша Р., Милана Т., называли с помощью воспитателя. Алена Д., Полина К. назвали один месяц, Артем Т. не назвал ни одного месяца зимы.
С целью повышения уровня усвоения представления о времени был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений.
2.2. Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы
На втором этапе исследования был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 3). В этот комплекс входили: занятия, упражнения и игры на формирование временных представлений.
При проведении исследований решались следующие задачи:
- составить систему развивающих игр, упражнений и занятий;
- апробировать воздействие разработанного комплекса развивающих мероприятий на формирование уровня усвоения временных представлений.
21
Таблица 2
Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы
Занятия
| Цель
| 1. Знакомство с календарем
| Ознакомить детей с видами календаря, рассказать о его значении.
Помочь детям наглядно представить длинные промежутки времени: неделя, месяц и год.
| 2. Дни недели, месяц
| Представление о днях недели, учить их связывать названия дней недели с порядковым местом.
| 3. Дни недели (цветные карточки)
| Уточнить представление о неделе, о названии дней недели.
| 4. Обобщающее занятие по знакомству с календарем
| Уточнить представление о календарном годе, сколько в году месяцев, какие.
| 5. Представление об 1 минуте
| Познакомить детей с длительностью 1-минутного интервала, с секундомером и песочными часами, учить контролировать время.
| 6.Закрепление 1-минутного интервала
| Закрепить представление о длительности 1-минутного интервала, формировать чувство удовлетворения от умения точно определять время
| 7. Занятие на ознакомление с 3-минутным интервалом
| Познакомить с длительностью 3-минутного интервала, учить контролировать время по песочным часам при выполнении разнообразной деятельности, формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время
| 8. Умение определять длительность 3-минутного интервала
| Учить детей оценивать длительность своей работы, закреплять знания длительности 3-минутного интервала, сравнивать длительность 3 минут и 1 минуты
| 9. Умение определять объем работы на 3-минутный интервал
| Учить правильно выбирать объем работы соответственно указанному интервалу, умение правильно планировать деятельность по времени
| 10. Ознакомление с длительностью 5-минутного интервала
| Познакомить с длительностью 5-минутного интервала, учить контролировать время по песочным часам и часам-конструктору в процессе выполнения разнообразной деятельности
| 11.Представление о длительности 5-минутного интервала
| Закрепить представление о длительности 5-минутного интервала, сравнивать возможный объем работы для выполнения 1 – 3 – 5 минут.
| 12. Умение определять объем работы на 5-минутный интервал
| Учить оценивать длительность своей работы, закрепление знания детьми длительности 5-минутного интервала, сравнивать длительность 5 минут с длительностью 3 минут
| 13. Отношение временной последовательности
| Учить детей вычленять временную последовательность, воспроизводить порядок следования предложенных звеньев, самостоятельно устанавливать последовательность
| Упражнения
| Цель
| №1 «Времена года»
| Формировать представление о временах года
| №2 «Когда это бывает»
| Учить соотносить характерные признаки сезонной принадлежности с временами года
| №3 «Чем похожи и чем отличаются»
| Формировать представление о сезонных признаках на основе проведения сравнения
| №4 «Кто за кем идет?»
| Уточнять знания о последовательности времена года
| №5 «Сложи картинку»
| Закрепить представление о временах года.
| №6 Сложи узор за 1 минуту
| Учить заканчивать работу по песочным часам.
| №7 Сложи лодочку за 3 минуты
| Следить за песочными часами и заканчивать работу с окончанием 3 минут
| №8 Рисовать геометрические фигуры 3 минуты
| Учить точно, определять временной интервал
| №9 Вырезать фигуры 3 минуты
| Уметь правильно выбрать лист, на котором можно успеть вырезать фигуры за 3 минуты.
| №10 Выложи узор из геометрических фигур за 5 минут
| Учить своевременно оканчивать работу, выкладывать больше узоров за 5 минут
| №11 Построить дом из строителя за 5 минут
| Учить следить за временем по песочным часам и заканчивать вовремя работу
| Игры
| Цель
| 1. «Наш день»
| Закрепление знаний о частях суток
| 2. «Времена года»
| Закрепление знаний о временах года
| 3. «Который час»
| Знакомство с моделью часов, упражнять в определении ровного часа и получаса
| 4. «Наш дачный день»
| Закреплять знания о частях суток, устанавливать последовательность действий
| 5. «Который час» (подвижная игра)
| Учить правильно показывать «ровный» час, получас, соотносить время с режимом дня.
| 6. «Наоборот» (словесная игра)
| Учить отвечать противоположным по смыслу слова
| 7. Придумать предложение на слово, обозначающее время (словесная игра)
| Учить придумывать предложения со словом обозначающее время.
| 8. Дополнить предложение (словесная игра)
| Учить продолжать предложения применяя слова обозначающие время.
| 9. «Назови соседей»
| Закреплять знания о днях недели, называть с любого дня.
| 10. «По порядку стройся»
| Учить называть дни недели по числу, с любого названного.
| 11. «Неделька стройся»
| Закреплять знания о днях недели
| 12. «Сутки»
| Определение уровня умения детей ориентироваться во времени
| 13. «Живая неделя»
| Закреплять знания о днях недели.
| 25
Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшего возраста проводился в период с сентября 2013 года по март 2014 года.
С детьми, у которых выявили, средний и низкий уровень знаний временных представлений, были проведены индивидуальные занятия, с целью повышения уровня.
С детьми низкого уровня: Катя Ш., Степа Ц., Диана П., Даша И., Артем Т., Кристина М., проводились дополнительные занятия по формированию временных представлений. Большое внимание уделялось вопросам, на которые дети затруднялись ответить.
Все занятия и игры, вызвали у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения. Понравившиеся игры, дети использовали в самостоятельной деятельности. Подвижные игры использовались также и на других занятиях. (см. прил. 5)
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
Для выявления влияния комплекса развивающих мероприятий на формирование представлений о времени, была проведена контрольная диагностика. Результаты диагностики уровня усвоения представлений о времени детей старшей группы наглядно представлены таблице 3 и диаграмме 2.
26
Таблица 3
Показатели уровня усвоения временных представлений у детей старшего возраста на III этапе исследования
Ф.И. ребенка
| Баллы на I этапе
| Уровень на I этапе
| Баллы на III этапе
| Уровень на III этапе
| 1. Егор Б.
| 12
| Средний
| 18
| Высокий
| 2. Антон Б.
| 17
| Высокий
| 20
| Высокий
| 3. Соня Г.
| 8
| Низкий
| 15
| Средний
| 4. Кристина М.
| 5
| Низкий
| 14
| Средний
| 5. Саша Р.
| 18
| Высокий
| 20
| Высокий
| 6. Катя Ш.
| 6
| Низкий
| 14
| Средний
| 7. Степан Ц.
| 4
| Низкий
| 11
| Средний
| 8. Диана П.
| 5
| Низкий
| 12
| Средний
| 9. Артем Т.
| 3
| Низкий
| 9
| Средний
| 10. Милана Т.
| 11
| Средний
| 16
| Высокий
| 11. Маша И.
| 12
| Средний
| 16
| Высокий
| 12. Алена Д.
| 13
| Средний
| 18
| Высокий
| 13. Таисия М.
| 8
| Низкий
| 18
| Средний
| 14. Полина К.
| 11
| Средний
| 17
| Высокий
| 15. Даша И.
| 3
| Низкий
| 8
| Низкий
| 27
Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Показатели уровня в процентном отношении
Уровень
| %
| Количество детей
| Высокий
| 47
| 7
| Средний
| 47
| 7
| Низкий
| 6
| 1
| 28
В начале года у детей преобладал низкий уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий и средний уровни значительно повысился. Значительно улучшился результат у детей. Даша И., Таисия М., Артем Т., Катя Ш., Диана П., Степан Ц., Соня Г., Кристина М. – имели низкий уровень, а на втором этапе повысился до среднего. Полина К., Алёна Д., Маша И., Милана Т., и Егор Б. от среднего перешли к высокому уровню.
Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.
Анализ проведённой работы.
Сравним результаты первой и второй диагностики Итак, после проведённой работы уровень у 7 человек повысился с низкого до среднего, а у 5 детей повысился со среднего до высокого.
Значит, использование дидактических игр оказывает существенное влияние на развитие временных представлений дошкольников.
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь-модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972.
2. Белошинская А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2003.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 2003.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1983.
5. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/
6. Давайте поиграем! / Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2004.
7. Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.
8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.
9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – 2002.
10. Клименченко Д.В. Время. Календарь // Начальная школа, 1993.
11. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.
12. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1998, №10.
13. Куликова Т.А. Использование проблемно-поисковых ситуаций в обучении дошкольников. – М., 1987.
14.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1991.
15. Сербина Е.А. Математика для малышей. – М, 1992.
16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.
16.Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000.
18. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. – М., 2006.
19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
20. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. – 1986.
Приложение 1
Части суток : обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы к детям:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы.
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Уровень сформированности временных представлений детей.
Достаточный уровень:
- знать и называть дни недели по порядку;
- понимать, из каких частей состоят сутки утро, день, вечер, ночь;
- с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и необратимость времени;
- формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней, месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и так далее;
- ориентироваться во времени по часам.
Показатели:
- называть части суток, дни недели;
-ориентироваться во времени, пользоваться часами;
- применять знания в самостоятельной деятельности.
Высокий уровень:
- осознанно использовать в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;
- знать дни недели, времена года по порядку;
- уметь пользоваться моделями времени;
- понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость времени: после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро;
- ориентироваться по часам.
- ориентироваться во времени;
- пользоваться часами.
Показатели:
Высокий уровень – 15 – 20 баллов
Средний уровень – 8 – 16 баллов
Низкий уровень – 0 – 9 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол обследования детей на начало года
№
| И.Ф. ребенка
| Е.Б
| АБ
| С.Г
| К.М
| С.Р
| К.Ш
| С.Ц
| Д П
| АТ
| М Т
| М И
| А Д
| ТМ
| ПК
| ДИ
| 1
| Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 0
| 1
| 0
| 1
| 1
| 1
| 0
| 2
| Назови дни недели.
| 1
| 1
| 1
| 0
| 1
| 0
| 0
| 1
| 1
| 2
| 0
| 1
| 2
| 2
| 0
| 3
| Какое сейчас время года? Какое было, будет?
| 0
| 2
| 0
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 0
| 1
| 1
| 2
| 0
| 4
| Когда бывает новый год?
| 2
| 2
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 2
| 2
| 1
| 0
| 0
| 1
| 1
| 0
| 5
| Когда день твоего рождения?
| 2
| 2
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 6
| Что можно сделать за одну минуту? За час?
| 1
| 1
| 0
|
| 2
| 0
| 0
| 2
| 1
| 1
| 1
| 0
| 1
| 2
| 0
| 7
| Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
| 2
| 2
| 1
| 1
| 2
| 0
| 0
| 1
| 0
| 2
| 0
| 0
| 0
| 1
| 0
| 8
| Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
| 1
| 1
| 0
| 0
| 1
| 1
| 0
| 1
| 0
| 1
| 0
| 0
| 2
| 1
| 1
| 9
| Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
| 2
| 2
| 1
|
| 2
| 2
| 0
| 2
| 0
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 10
| Назови месяцы зимы.
| 1
| 2
| 1
|
| 2
| 0
|
| 0
| 0
| 1
|
| 1
| 1
| 1
| 0
|
|
| 12
| 17
| 8
| 5
| 18
| 6
| 6
| 4
| 3
| 11
| 12
| 13
| 8
| 11
| 3
| За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Приложение 3
Протокол обследования детей на конец года
№
| И.Ф. ребенка
| Е.Б
| АБ
| С.Г
| К.М
| С.Р
| К.Ш
| С.Ц
| Д.П
| А.Т
| МТ
| М.И
| Т.М
| П.К
| Д.И
| 1
| Что делаешь утром?Днем? Вечером? Ночью?
| 2
| 2
| 2
| 1
| 2
| 2
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| Назови дни недели.
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 3
| Какое сейчас время года? Какое было, будет?
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| 0
| 0
| 2
| 2
| 1
| 4
| Когда бывает новый год?
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 5
| Когда день твоего рождения?
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 6
| Что можно сделать за одну минуту? За час?
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 7
| Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 0
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 8
| Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 9
| Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
| 2
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 10
| Назови месяцы зимы.
| 1
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 2
|
|
| 18
| 20
| 15
| 14
| 20
| 14
| 11
| 12
| 11
| 9
| 16
| 18
| 18
| 17
|
| За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Показатели:
Высокий уровень – 16 – 20 баллов
Средний уровень – 9 – 15 баллов
Низкий уровень – 0 – 8 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
|
|