Главная страница


Диагностика детей среднего возраста по разделу программы "Природный мир"



Скачать 217.33 Kb.
НазваниеДиагностика детей среднего возраста по разделу программы "Природный мир"
Дата27.02.2016
Размер217.33 Kb.
ТипДокументы

Диагностика детей среднего возраста по разделу программы "Природный мир".

Животные . Диагностические методики.

  1. Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей . Кто это? Найди детёныша и скажи, как его называют. Это животное домашнее или дикое? Почему так думаешь?

•  Ребёнок называет животных и их детёнышей; называет признаки диких и домашних животных (домашние животные: живут рядом с человеком, он за ними ухаживает - кормит, строит жилище; дикие: живут в лесу, сами заботятся о себе).

•  Ребёнок называет животных и их детёнышей; называет некоторые признаки диких и домашних животных.

•  Ребёнок называет животных и их детёнышей.

  1. Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением рыбы, птицы, насекомого, зверя. Какие части тела есть у рыбы? (птицы и т. д.)

•  Ребёнок называет части тела всех животных.

•  Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

•  Ребёнок частично справляется с заданием.

  1. Ребёнку предлагаются картинки с изображением медведя, бабочки, рыбы, вороны. Где живёт? Что ест? Как передвигается? Как добывает корм?

•  Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.

•  Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

•  Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.

  1. Живые ли животные? Как догадался?

•  Ребёнок называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит).

•  Ребёнок называет 2 признака живого.

•  Ребёнок называет 1 признак живого.

  1. Что бывает с птицами осенью? Почему улетают скворцы, ласточки? Есть ли птицы, которые остаются у нас зимовать? Как зимует медведь, жук? Почему они так зимуют?

•  Ребёнок устанавливает связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных (осенью птицы улетают в тёплые края; ласточкам и скворцам нечего есть - они питаются комариками, а их нет в холодное время года; синицы, снегири, вороны, воробьи остаются зимовать - они питаются семенами растений; медведь зимой спит в берлоге, не просыпается - у него большой запас жира; жуки залезают под кору деревьев, под землю - спасаются от холода).

•  Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

•  Ребёнок только отвечает на вопрос "Что бывает с птицами осенью?"
Растения  
Диагностические методики.

•  Предложить ребёнку узнать и назвать растения, изображённые на картинках. Задание: "посади" их туда, где они должны расти: луг (колокольчик, лютик), лес (рябина, ландыш, берёза, ель), клумба (тюльпан, астра), комната (фикус, герань, фиалка).

•  Ребёнок называет растения, называет места произрастания.

•  Ребёнок называет растения, называет 1-2 экосистемы.

•  Ребёнок называет некоторые растения, 1 экосистему - лес.

  1. Предложить дид. игру "Путаница". В ходе игры задать вопросы: Назови, что это (части растения). Можно ли расположить их так (перепутать)? Почему нельзя расположить так части растения? Сделай правильно. Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

•  Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений.

•  Ребёнок с помощью взрослого справляется с заданием.

•  Ребёнок не справляется с заданием.

  1. Ребёнку предлагается найти картинку , где изображено растение зимой (летом, осенью)? Как догадался? Почему зимой нет листьев на деревьях? Почему летом все растения зеленые, цветут?

•  Ребёнок самостоятельно находит картинки, объясняет состояние растений в зависимости от сезонных изменений.

•  Ребёнок самостоятельно находит картинки, с помощью взрослого устанавливает зависимости состояния растений от времени года.

•  Ребёнок находит соответствующие картинки.

  1. Ребёнку предлагается ответить на вопросы: Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? Почему так нужно делать? Живые ли растения? Почему так думаешь?

•  Ребёнок понимает необходимость ухода за растениями, даёт объяснения.

•  Ребёнок с помощью взрослого устанавливает связи между уходом и состоянием растения.

•  Ребёнок не справляется с заданием.
Уровни освоения программы.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Отношение к животным и растениям достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить состояний растений, животных, установить его причины.

СРЕДНИЙ - Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Знает признаки живого. Интерес и делание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны.

НИЗКИЙ - Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен.

Диагностика детей среднего возраста по разделу программы "Социальный мир" ("Я сам!")

Обследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Рекомендуется игровая мотивировка детской деятельности (научить трудовому процессу игровой персонаж). Воспитатель показывает одновременно два предмета (например, чистую и грязную чашки) и вызывает желание выполнить трудовой процесс, выбрав предмет труда.

Перед выполнением трудового процесса ребенку предлагают рассказать игровому персонажу, как он будет трудиться. Это позволяет выявить умение планировать трудовую деятельность.

Ребенок должен сам отобрать все необходимое ему оборудование. Готовить ребенку рабочее место не следует: важно выявить, овладел ли он этим умением. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка педагог делает запись, где фиксирует все действия по организации рабочего места, особенности выполнения трудовых действий, освоенность выполнения специальных трудовых умений и действия самоконтроля, указывает качество промежуточных и итоговых результатов труда (осталась ли грязь, насухо ли выжата салфетка и пр.). Важно выявить возможность самостоятельной трудовой деятельности ребенка, поэтому необходимо предоставить возможность действовать полностью самостоятельно, помощь ребенку не оказывать, советы и указания не давать. После окончания работы предложить ребенку оценить результаты своего труда.

Облегчают наблюдение и последующий анализ детской деятельности диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдения с помощью условных обозначений. Приведем образец заполнения такой диагностической карты.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА "МЫТЬЕ ПОСУДЫ"

Дети

Целеполагание

Выбор
предмета труда

Организация рабочего
места

Трудовые действия 12345

Результат труда

Культура труда

Самостоятельность

Аня

0

-

-

- - - - -

Н

Н

Н

Таня

+

+

+

+ + + + +

В

С

В

Саша

+

+

*

**++*

С

С

С

И т.д.






















Условные обозначения:

0 - отказ от деятельности; - - не освоил; * - низкое качество; + - хорошее качество;

Н - низкий уровень самостоятельности, культуры труда, деятельности;

С - средний уровень;

В - высокий уровень.

Уровни освоения программы.

Низкий уровень - Ребёнок не уверен в себе: стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено ярко. Требуется помощь советами и указаниями по подготовке и выполнению трудовых процессов.

Средний уровень - Ребёнок самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний следит за своим внешним видом. Требуется помощь советами и указаниями по подготовке и выполнению трудовых процессов, самоконтроль недостаточен. Ребёнок ярко проявляет эмоции по поводу успехов и неуспехов в труде, стремится научиться, стать умелым.

Высокий уровень - Ребёнок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий, его труд результативен. Ребёнка отличает быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль.

Диагностика детей среднего возраста по разделу программы "Обучение грамоте".


Диагностические методики.

1.Ребёнку предлагается сказать несколько слов, относящихся к игрушкам. Что ты сейчас назвал?

- Ребёнок знает термин "слово" и правильно его использует (Называет: кукла, мяч, машина и т. д.; "Я назвал слова".)

- Называет слова, относящиеся к игрушкам, но неотвечает на вопрос "Что ты назвал?"

- Не выполнил задания.

2.Материал: Карточки с изображением предметов, в которых есть и, в которых нет звука "ш".

Ребёнку предлагается назвать слова, в которых есть песенка ветра (звук "ш").

- Ребёнок самостоятельно называет слова и интонационно выделяет нужный звук (школа, шар, машина и т. д.)

- Ребёнок справляется с заданием с помощью картинок: выбирает те из них, в которых встречается заданный звук.

- Ребёнок справляется с заданием с большой помощью воспитателя или не выполняет задания вообще.

3.Воспитатель выставляет на фланелеграф вверху слева большой синий кружок, внизу слева - маленький зелёный кружок, в середине - предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, лось. Воспитатель предлагает выбрать предмет по желанию, затем произнести с помощью взрослого (или самостоятельно) слово с интонационным выделением звука "с" или "сь". Если в слове есть звук "с", то предметная картинка ставится после маленького зелёного кружка. Если в слове звук "с", то картинка ставится после большого синего кружка. (Аналогично- с остальными предметными картинками).

- Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, не допуская ошибок или допустив их, исправляет сам.

- Ребёнок выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

4.Ребёнку предлагается выполнить задание: Я назову слово и брошу мяч тебе, а ты должен назвать первый звук в слове и перебросить мяч мне. Слова: мяч, берёза, шар. Аналогично даётся задание на звук в середине (кошка, миска, ворона) и конце слова (мак, дом, сыр).

- Ребёнок справляется с заданием на все три звука.

- Справляется с небольшой помощью взрослого.

- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

5.Материал: карточки с изображением предметов со звуком "л" (лось, лак, лук) и со звуком "ль" (лиса, лента, люстра). Воспитатель предлагает сначала назвать слова, которые начинаются со звука "л", а затем со звуком "ль".

- Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.

- Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

Уровни освоения программы.

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий.

Диагностика представлений и умений детей среднего возраста по разделу программы "Первые шаги в математику".

Сохранение количества и величины.

Высокий - Ребёнок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Средний - Ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий - Допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5).

Методика обследования.

Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где5, или там, где 4?

Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.

а дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?

Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?

Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?

Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?

Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?

Свойства предметов.

Высокий - Ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Средний - Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий - Ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого.

Методика обследования.

Д/упр. "Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб".

Д/упр. "Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг". Сколько сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга?

Найди в группе и назови предметы круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы.

Д/упр. с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (форме, размеру);

Найди не такую, как эта по цвету (форме, размеру);

Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету);

Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

Отношения между предметами.

Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте, толщине, весу, объёму, Ориентируется в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях - в последовательности частей суток, протяжённости во времени: вчера, сегодня, завтра.

Средний - С небольшой помощью взрослого ребёнок устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, весу); пространственные и временные отношения.

Низкий - Ребёнок устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого.

Методика обследования.

Д/упр. "Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого" и т. д.

Д/упр. "Что где?" (Ребёнку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

Д/игра на наглядном материале "Что сначала, что потом" (Ребёнку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

Беседа "Вчера, сегодня, завтра".

Д/упр. "Пойдёшь-найдёшь" (Ребёнку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: "Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага вперёд, повернись направо. Протяни руку. Что ты нашёл?")

Числа и цифры.

Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством.

Средний - Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Низкий - Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством.

Методика обследования.

Посчитай матрёшек (5). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков, сколько матрёшек. Что надо сделать, чтобы матрёшек стало больше? Сколько матрешек получилось? Найди цифру, которая обозначает это число.

Д/упр. "Кому какая цифра?". (Ребёнку предлагается к картинкам из игры "Лото"найти и подложить соответствующие цифры").

Преобразование, воображение, комбинаторские способности.

Высокий - Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, комбинирование. Ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений.

Средний - Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображённые фигуры.

Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии.

Методика обследования.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается рассмотреть изображения предметов, выложенные из счётных палочек: телевизор, бантик, конверт, лодка и т. д. (каждый предмет выложен из 6-ти палочек). Затем ребёнку предлагается видоизменить фигуры так, чтобы получилось что-то новое. (Можно переложить палочки по - другому, а можно изменить количество палочек).

Ребёнку предлагается из плоскостных геометрических фигур выложить изображения и назвать их.

Д/игра "Дорисуй и назови предмет" (См. "Математика от 3 до 7", стр. 63).

Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий.

Высокий - Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий.

Средний - Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий - Не пытается подумать, не принимает условий задачи.

Методика обследования.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Д/игра "Какая фигура следующая?" (См. "Математика от 3 до 7", стр. 61)

Ди/игра "Собери цепочку" (См. там же, стр. 41).

Диагностика представлений и умений детей старшего возраста по разделу программы "Первые шаги в математику".

Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий, этапность и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и этапность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

Методика обследования.

Методика N 1 - Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика N 2 - Выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).

Методика N 3 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика N 4 - Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).

Методика N 5 - Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.

Методика N 6 - Выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика N 7 - Выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).

Инструкция к проведению. Воспитатель задаёт вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика N 8 - Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал . Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению . Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика N 9 - Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика N 10 - Выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.

Методика N 11 - Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.

Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.

Инструкция к проведению . Ребёнку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного - все треугольники, а внутри белого - все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.

Методика N 12 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.

Методика N 13 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал. Карточка с изображением человечков (См. "Математика от 3 до 7", стр. 133, игра "Кого не хватает?").

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.

Методика N 14 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

Диагностика представлений и умений детей подготовительной группы по разделу программы "Первые шаги в математику".

Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряет с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере).

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение "многоугольник". Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры).

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

"Читает" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями.

Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх.

Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мерок, но с помощью воспитателя справляется с заданием.

Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение "многоугольник". Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, а также в определении наличия и отсутствия свойства.

Ориентируется в пространстве и времени.

Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может "расшифровать" условные обозначения.

Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

Низкий - Ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие /отсутствие признака. Путается в определении временных и пространственных отношений. Выполняет действия в заданной последовательности. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Методика обследования.

Методика N 1 - Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 20.

Методика N 2 - Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 8 и 10; 11 и 13; 16 и 18.

Методика N 3 - Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5; умения различать количественный и порядковый счёт.

Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая по счёту картошка; который по счёту помидор; просит посчитать по порядку.

Методика N 4 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика N 5 - Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика N 6 - Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку придумать задачу, "записать" её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решал.

Методика N 7 - Выявление умений измерять с помощью линейки.

Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку определить длину отрезка с помощью линейки.

Методика N 8 - Выявление умений считать по заданной мере.

Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сделать кучу из двух ложек крупы. После выполнения задания, даёт следующее: "Отложи рядом ещё две такие же кучки крупы".

Методика N 9 - Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика N 10 - Выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика N 11 - Выявление знаний о днях недели и месяцах.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку

· Назвать все дни недели по порядку;

· Назвать сегодняшний день недели; сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

· Какой сейчас месяц;

· Какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель, а какой - летний: сентябрь, июль, февраль.

Методика N 12 - Выявление умений обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал. Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению. На полу лежит обруч. Ребёнку предлагается выполнить задание: положить внутри обруча все красные обручи, а вне обруча - все остальные. Ребёнку задаётся вопрос: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойства блоков вне обруча определяется через свойства тех, которые лежат внутри.

Методика N 13 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал . Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению . Ребенку предлагается выложить дорожку из блоков Дьенеша в соответствии с предложенным алгоритмом чередования цвета, формы и размера. (См. "Математика от 3 до 7", игра "Выложи дорожку", стр. 148).

Методика N 14 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал . Логические таблицы.

Инструкция к проведению . Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру (См. "Математика от 3 до 7", игра "Заполни пустые клетки", стр. 110) и поразмышлять вслух.

Методика N 15 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-04\печать0060.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0070.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0060.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0062.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0064.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0066.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\2011-12-03\печать0067.jpg