Главная страница

Поставка оборудования для АЗС и Нефтебаз Заказывайте по России 8 (800) 770-09-30. Поставка оборудования для АЗС и Нефтебаз. Главная.

Быковченко галина Георгиевна Заслуженный учитель рф, Отличник народного образования СССР



Скачать 77.68 Kb.
НазваниеБыковченко галина Георгиевна Заслуженный учитель рф, Отличник народного образования СССР
Дата22.02.2016
Размер77.68 Kb.
ТипДокументы

БЫКОВЧЕНКО Галина Георгиевна

Заслуженный учитель РФ,

Отличник народного образования СССР,

Отличник народного просвещения РФ,

учитель-методист,

Почетный гражданин города Озерска
Из опыта работы в математических классах
Очевидная истина: какой бы предмет учитель не преподавал, обучая ему, он решает главную задачу: ученик должен прочно усвоить знания и иметь возможность полностью их использовать в различных условиях практической жизни.

И решить эту задачу можно, если поставить цель: создать условия для развития и совершенствования способностей ученика, что немыслимо без дифференцированного подхода к обучению, т.е. без учета индивидуальных особенностей каждого ученика.

Само существование предпрофильных и профильных классов всех направлений это и есть творческий, научный подход к обучению, т.к. обучение ведется с учетом уровня подготовленности учащихся, их реальных способностей и возможностей.

Математический профиль в нашей школе был выбран еще в 1965 году. С некоторых пор по этому профилю мы обучаем, в основном, учеников только нашей школы, так что сложилась некоторая методическая система обучения (модно говоря: технология).

Все начинается с начальной школы. Наши учителя выбирают систему развивающего обучения, устанавливают тесные контакты с родителями, добиваясь понимания, что учеба – это нелегкий труд, поэтому надо не только вызвать интерес к познавательной деятельности, но и поддерживать его. И родителям должно быть небезразлично, как трудиться их ребенок, чем он занят в свободное время, чем увлечен, какие знания получает, откуда и, самое главное, как. Именно в семье и в начальной школе закладываются основы трудолюбия, усидчивости, развивается наблюдательность, память и понимание того, что полезно не только то, что легко, весело и сладко. Мы просим учителей начальной школы вести математические кружки, участвовать в различного рода математических соревнованиях, хвалить ученика не только за то, что он хорошо танцует, прекрасно поет и рисует, но и за то, что придумал новый способ решения задачи, проявил сообразительность.

Принимая детей в 5 класс, учителя математики стараются сохранить принцип преемственности в обучении, продолжают развивать способности ученика, наблюдают за развитием его интересов, ведут кружки, стараются влюбить ученика в свой предмет, показывая его необходимость и возможности.

К 7 классу уже становится заметно, к чему в основном лежит душа. Проявляющих интерес к математике, мы знакомим дополнительным математическим образованием (заочными математическим школами, помогаем туда поступить, так как осилить эту трудную, нестандартную вступительную работу один он не может).

А к концу 7 класса учитель, если он задавался такой целью, уже может посоветовать выбор предпрофильного класса. Но должно быть не только желание родителей, но и самого ученика. Как сложится дальше – покажет 8,9 класс. Возможно, ученик сменит профиль и перейдет в другую группу, т.к. профильные классы – это не только увеличения часов на теорию, но и увеличения времени на самостоятельную работу на уроке и дома, на факультативе и элективных курсах, много времени занимают консультации, заочные школы и курсы, олимпиады и дистанционные турниры.

Итак, предпрофильный класс сформирован, определены задачи и цели обучения – дело за содержанием обучения – программой. Есть программа МП, но ведь в том и состоит творчество учителя, чтобы распределить время с учетом уровня подготовки и особенностей учеников класса, т.к. могут появиться некоторые трудности с изучением отдельных тем. Ведь каждый ученический коллектив имеет свои особенности: что прежде давалось легко – теперь появились сложности. Бывает и наоборот. Неплохо получается, если тему «Векторы» полностью отдать в 9 класс, изучив в 8 классе тему «Площади фигур», физика требует возможности раньше начинать изучение тригонометрических функций. Уже не первый год свойства степеней и показательную функцию изучаю в 10 классе, можно попробовать перенести туда и «Логарифмы», а все вопросы анализа (производная, первообразная, пределы) – в 11 класс. В чем выигрыш? Уже с конца 10 класса ученик может решать сложные уравнения, неравенства, системы.

Изучая тему «Поверхности многогранников и круглых тел» в 10 классе даю без доказательства формулы объемов – ученик решает сложные задачи из любого задачника, а вывод формул – задача 11 класса. При этом возможно разноуровневое изложение: одних достаточно познакомить с формулой Симпсона – и пусть решает задачи. Если же есть интерес – то тогда логическое построенное лекционное изложение с теорией пределов, интегральной суммой.

Когда готово планирование со всеми корректировками, нужен учебно-методический комплекс – выбор учебных пособий и дидактических материалов. И здесь учитель должен проявить свою компетентность: не следовать слепо одному пособию, а исходя из дифференциации обучения использовать и другие.

(Виленкин с 8 класса – может быть он и хорош в соответствии с программой, но уж больно строг, тяжелый язык для большинства учеников, мало заданий для развития навыка. Поэтому у любого ученика профильного класса есть набор пособий: Макарычев, Колмагоров, Башмаков, Атанасян. Но в кабинете математики есть и Погорелов, и Барыкин, и Киселев. И учитель должен очень хорошо знать, где какая тема (блок) изложен лучше:

- теория пределов – старое издание Колмагоров 9-10 кл.;

- комбинаторика и бином Ньютона - старое издание Колмагоров 9 класс;

- теория объемов – Барыбин;

- тригонометрия, пок. и лог. уравнения – Башмаков и т.д.

Использую различный дидактический материал, но в основном составляю контрольные работы сама с учетом дифференцированности обучения, соблюдая принципы тренировочных и проверочных работ).

Теперь поговорим о формах и способах обучения.

И в профильных классах основной формой обучения, да и всей учебно-воспитательной работы, остается урок - форма организации учебной деятельности учителя и ученика - логически законченный, определенными рамками ограниченный отрезок времени. Видов уроков много. Есть традиционные, но есть и нетрадиционные.

Урок-лекция. Мне нравится блочно-модульная система обучения, где этот вид урока используется в самом начале блока (темы). А дальше блок делится на модули, где идет конкретизация темы, выработка умений и навыков с преобладанием различных форм самостоятельной работы.

На вводной лекции в течение 1-2 уроков излагаю материал в логической последовательности, даю целостное представление о содержании темы, ее взаимосвязи с другими темами, практическое значение, количество часов, контрольных работ, характеристику учебных пособий. Методика вводной лекции разработана достаточно подробно и дает хорошие результаты. («Числовые последовательности», «Свойства параллельного проектирования», «Применение первой и второй производной к построению графика и исследованию функций», «Показательная функция» и др.)

Урок-семинар. Такую форму урока применяю при изучении тем: «История развития понятия числа», «Способы решения уравнений и систем».

Уроки-«Эврика!» по теме «Математические символы» привели к понятиям определителя, по формулам Крамера - новому способу решения и исследования систем.

Урок поабзацной проработки текста особенно часто использую в 5-7 классах, приучая работать с книгой, а также в старших классах при знакомстве с новым пособием.

Урок-соревнование. У ребят естественно желание соревноваться, особенно в командах, когда применяется «мозговой штурм», да и учитель больше занят в роли консультанта.

Бинарный урок. Особенно удачен при изучении темы «Производная» - математика + физика.

Система повторительно-обобщающий уроков. «Повторение – мать учения» - сказано недаром. Планируя эти уроки всегда стараюсь руководствоваться дидактическими принципами: доступности, систематичности, дифференцированного подхода в обучении с учетом уровня подготовленности класса. На этих уроках основное время занимает самостоятельная работа учащихся, поэтому они чаще всего переходят в уроки-практикумы, охватывающие задания разной сложности: от обязательного минимума, до задач повышенной сложности.

Настоящие знания приобретаются только в самостоятельной работе, а здесь главное – контроль в различных режимах: итоговый, тематический, самоконтроль, взаимоконтроль и др. Разнообразие форм и новизна контроля развивает внимание – думай, активно мысли. Сейчас выпускается много материалов для проведения основной формы контроля в профильных классах. Например, издательские комплексы «Легион» и «Интерактивная линия» предлагают 5-уровневые контрольные работы по темам.

Урок-аукцион, ролевая игра «Кривые второго порядка» относятся к игровым технологиям. Хотя я не являюсь горячим сторонником этой технологии, но некоторые элементы использую на уроках и во внеклассной работе.

Урок одной задачи. Именно этот вид урока дал мне возможность попробовать метод проектов. Свой проект «Вневписанная окружность» представляют Вареникова Т. И Головина Е.

Но какой бы ни была структура урока, он должен учить думать и действовать и ученика, и учителя…

Несколько слов о педагогической поддержке. Вообще учеба в профильных классах – это довольно нелегкий труд. Для положительного результата требуется не только систематичность, но и терпение, настойчивость, отказ от некоторых удовольствий. Поэтому накапливается усталость, угасает интерес к предмету. Здесь важно иметь базу для ориентирования и подражания. По моему убеждению, таким примером должен быть, прежде всего, учитель – профессионал в самом широком смысле этого понятия. Педагогическая поддержка – это не только похвала, но и шутка, улыбка, переключение видов деятельности. Есть и такой способ педагогической поддержки, как составление индивидуальной образовательной программы. У меня был опыт такой работы в 2002-2003, 2006-2007 учебном году. Дело это непростое, требует много времени, но помогает поддерживать интерес к предмету. В своей работе использую индивидуальные консультации перед началом занятий, допускаю пересдачу (даже неоднократно) плохих результатов, т.к. считаю, что это не средство давления на ученика, а наша совместная работа по освоению материала.

Несколько слов о ЕГЭ. Итоговая аттестация, конечно, требует очень основательной подготовки, когда все обобщено, разложено по полочкам, ум приведен в порядок. А порядок в уме нужен представителям всех профессий: инженерам и строителям, модельерам и парикмахерам, экономистам, врачам, военным. Лучше других ум приводит в порядок – математика, поэтому ЕГЭ по математике обязателен для всех. Наша отечественная математика имеет большой положительный опыт подготовки к итоговой аттестации в различных формах, просто мы используем его односторонне: мало учим думать, больше – запоминать, мало учим самостоятельности в добывании знаний – больше пересказывать учебник, очень стандартно формулируем задания и т.д. Может быть, поэтому стали в тесты ЕГЭ включать вопросы, которым в программе уделяется немного времени: вопросы делимости, периодичности функций, преобразование графиков, модуль, параметр, равенство со сложными функциями и др. На некоторые их этих вопросов обращают внимание из года в год. Пока мы в основном занимаемся «натаскиванием», т.к. нет новых учебных пособий, ориентированных на новые методы контроля, нет методики обучения решению нестандартных задач, да и подборка таких задач очень мала. Сейчас очень увлеклись тестовой формой контроля – и ученики перестали, что называется, говорить: плохо обосновывают свои решения, не заботятся о рациональности в работе, т.к. работают ради быстрого получения ответа. Поэтому все реже зарабатывают «полные» баллы за часть «С».

Все мы, конечно, работаем на результат, ибо это показатель нашего профессионализма и творчества. Система обучения в классах математического профиля, сложившаяся в нашей школе, нацелена на хорошие результаты обучения.

Кроме этого, учащиеся принимают участие в различного рода олимпиадах. Последние призеры Всероссийского математического чемпионата Халитов Павел (11 касс) и Слободин Виталий (9 класс), получившие лучший результат в городе.

Таким образом, структура обучения в профильном классе, сложившаяся за много лет, дает достаточно высокий результат обучения.

Конечно, в работе в профильных классах есть еще большие трудности, поэтому учителю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство, занимаясь вопросами самообразования и самовоспитания, а здесь наши ученики – наши помощники и наш показатель.

mcj02339680000[1]