Главная страница


Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с онр



Скачать 24.61 Kb.
НазваниеИспользование наглядного моделирования в коррекции речи детей с онр
Дата23.03.2016
Размер24.61 Kb.
ТипДокументы

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком.

Соответственно усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, наглядного, символического, математического).

Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление, и творческие способности человека любого возраста. Понятие «модель» используется во многих областях науки и имеет разные смысловые значения. Модель – это образ, какого – либо объекта, созданный в виде схемы, знаковых схем.

Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия.

Одним из примеров использования метода является, например, коррекция связной монологической речи, особенно с ОНР. При этом в процесс обучения вводятся: система подготовительных упражнений, специальные приемы обучения детей действиям замещения, различные модели, схемы, передающие предметно – смысловую и логическую организацию текста. В процессе использовании наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР вводятся понятия о графическом способе изображения действия различных рассказов.

Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного рассказывания детей с ОНР и обеспечивает последовательность его рассказа.

В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы различного характера:

  • Геометрические фигуры

  • Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры)

  • Контрастная рамка – прием фрагментного рассказывания и многие другие.



В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещенный предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, красный круг – помидор и т.д. на последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и т.п.)

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • Предметные изображения, картинки

  • Силуэтные изображения

  • Геометрические фигуры.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. К использованию схем-моделей можно подойти творчески.