Главная страница

5, авторы учебника : Н. Я. Виленкин и др. Тема урока: «Проценты нам помогут» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели и задачи урока



Скачать 158.56 Kb.
Название5, авторы учебника : Н. Я. Виленкин и др. Тема урока: «Проценты нам помогут» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели и задачи урока
Н.Я. Виленкин
Дата12.02.2016
Размер158.56 Kb.
ТипУчебник


Конспект урока по математике в 5 классе

Учитель математики МБОУ СОШ № 52 г. Брянска Лысенкова Галина Викторовна
Предмет: математика, класс: 5, авторы учебника: Н.Я. Виленкин и др.

Тема урока: «Проценты нам помогут»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели и задачи урока:

  • Образовательные – организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме «Решение задач на проценты», повторение содержания понятия «проценты», основных приёмов и методов (алгоритмов) решения задач на проценты; формирование у учащихся умения и навыков решения более сложные  задачи на проценты по типу ЕГЭ.

  • Развивающие – развитие творческой активности, инициативы, самостоятельности, взаимопомощи при выполнении заданий в ходе решения нестандартных задач, инициирование творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся,

развитие и совершенствование умения применять имеющихся у учащихся знания в измененной ситуации; развитие логического мышление, интереса к предмету, навыков самообразования, развитие метапредметные универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных).

  • Воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, самостоятельность, любовь к предмету.


Задачи урока:

  • обобщение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Признаки делимости»:

Необходимое оборудование:

  • Персональный компьютер

  • Проектор

  • Классная доска

  • Учебник, тетрадь

  • Рабочая карта урока.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Введение в тему

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Из истории: интерактивная ролевая игра «Из истории возникновения процентов»

  5. Систематизация и обобщение ранее изученного материала.

  6. Решение практико-ориентированной задачи из ЕГЭ с анализом на проценты в форме диагностической работы.

  7. Подведение итогов урока: оценивание, рефлексия.

Приложение: Презентация



  1. Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные

  1. Метапредметные (УУД)

  1. Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: алгоритмы решения каждого типа и смешанного типа более сложных задач.

Понимать: отличительные признаки типов задач на проценты, зачем это нужно в повседневной жизни.

Уметь: выполнять алгоритмы решения задач трёх типов, применять знания в нестандартной ситуации.

- принимать учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

-осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и группировки;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания;

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС


Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия







Деятельность учителя

Деятельность обучающихся










Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Организационный момент

Мотивация



Положительный настрой на урок.

Быстрое включение в работу

Взаимное (хором) приветствие с помощью традиционной речёвки с движением рук:

Я, ты, он, она, вместе - целая страна, вместе – дружная семья, помогу другому я!

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, записывает число.

Организация познавательной деятельности

Положительный настрой на совместную работу

Мотивация на успех (мы – вместе и будем помогать друг другу)



Мотивация. Вхождение в тему урока.

Постановка целей и задач урока



Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала, постановка целей и задач урока с помощью учащихся


Эпиграф к уроку записан на доске. Его читает ученик вслух:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет.

(С. Маршак)

Вопросы к классу:

Посмотрите на наш эпиграф. Это напутствие С.Я. Маршака поможет вам настроиться на работу и определить план нашего урока.

Какую тему мы с вами изучали последние 5 уроков?

Как обычно мы с вами поступали после завершения изучения большой темы? (посоветуйтесь в парах)

Правильно!

Мы обобщали и систематизировали наши знания, корректировали и дополняли их.

При этом обязательно… помогали друг другу и контролировали свои действия.

Вам легко догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока.

«Задачи на проценты» или «Проценты нам помогут». Какая формулировка вам понравилась? Объясните почему.
Давайте обратимся к нашим рабочим картам урока, которые у вас на столах. Сколько колонок у нас в таблице №1?

Назовите их. Попробуйте составить план нашего урока, глядя на таблицу


Это мы знаем

Узнаем сегодня

Познакомимся в будущем














Анализируют таблицу.

Фиксируют проблему, используя свой имеющийся субъектный опыт по завершению изучения темы.



Участвуют в обсуждении содержания материала, отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют в паре.



Учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно формулируют тему урока и выстраивают план.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе повторения материала. Организация обратной связи. Рефлексия

Мотивация





Уточнение направления актуализации изученного материала.


Это мы знаем

Узнаем сегодня

Познакомимся в будущем

1.Что такое процент

2.Умеем распознавать задачи трёх видов по ключевым словам текста и вопросам

3. Умеем применять алгоритмы решения задач на проценты разных типов;

Как составить смету для косметического ремонта комнаты, используя проценты.

При условии выгодного дешёвого денежного вложения


В 6-11 классе на математике, физике, химии, экономике, технологии, а также на ЕГЭ



Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу

Анализ, синтез и группировка изученного материала, заполнение таблицы

Организация диалога, взаимодействие в паре или группе. формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения

Планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), выполнение необходимых действий, операций по плану;

Планирование на будущее изучение темы в других. предметных областях



Релаксация


Выделение существенных признаков (ключевых слов) для определения типа задачи и способа её решения

Снятие напряжения.



Задание № 5. Определите тип и решите задачу, работаем в паре, оформляем решение в рабочих картах.


Ответы на все задачи выводятся на экран для самопроверки и самооценки


Задание № 6. Определите тип и решите задачу, работаем в паре


Подведём итоги того, что мы знаем и что необходимо запомнить.

Какие трудности возникали?

С чем это связано? Какие ключевые слова нам помогали определить каждый тип задач? Какими алгоритмами пользовались? Трудно ли было? Что возьмём на будущее?

Сегодня перед уроком я получила письмо от директора нашей школы с просьбой помочь.


Сравнение типов задач, подходит ли задача под алгоритм

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, объектов

Взаимодействие в паре, сотрудничество

Умение приходить к единому мнению. Через аргументирование



Прогнозирование и выдвижение гипотез

Выполнение упражнений релаксации по образцу

Самооценивание и взаимооценивание, коррекция и регулировнаие


Самостоятельная работа:

Практикум по решению практико-ориентированной задачи из раздела «Реальная математика»



Применение знаний в нестандартной ситуации. Сам. Работа с проверкой. Мотивация. Рефлексия

Организация работы по выявлению связи изучаемой темы с жизнью



Справимся ли мы с такой задачей?

Задача № 6 (помоги школе) по группам.

Выбираем самый дешёвый материал для ремонта. Количество материала уточним на следующем уроке.










Осуществляют пошаговый контроль по результату




Сам. Работа в группах: «Мозговой штурм».

Диагностическая работа практико-ориентированной направленности:

организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Постановка домашнего задания

Итог урока

Рефлексия


Перенос знаний из стандартной ситуации на практико-ориентированную задачу по типу задач ЕГЭ из раздела «Реальная математика»

Подведение итогов, оценивание

Рефлексия







Ребята сядем по группам, переформулируем вопрос задачи? Каждая группа отвечает за свой объект.

Что известно, что нужно найти?

Что нужно сравнить? В чём необычность формулировки? Как вы это понимаете? Каков общий план решения обсудите в группе. Как будем оформлять решение и проверять?

Обсудим план решения задачи для своей группы. Какие проблемы могут возникнуть? Кто или что нам поможет?

Работа в группах от 7до 10 минут. Ответы спикера группы с аргументами до 3- 4 мин.Обсуждение решения в других группах.

Общий вывод и запись решения задач трёх групп.

Проверка решения. Оформление на доске или плакате (по выбору группы).

Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли (по опорной таблице).

Анализируют качество собственной работы. Осознают продвижение в своём умственном развитии.
Выставляют отметку за работу на уроке в соответствии с критерием.


Подведение итогов практической работы

Самооценивание.



Домашнее задание, дифференцированное (по выбору учащихся): не менее трёх задач (условие в рабочих картах).

По выбору творческое задание: найти в дидактических материалах или придумать задачу смешанного типа и решить её.

Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

Что возьмём на будущее?

Составим синквейн по итогам урока:

«Проценты

Нужные и важные!

Анализировать, сравнивать, помогать!

«Без труда, не вынуть рыбку из пруда!»

Действие!»

Общий вывод:

Проценты нам помогут!

Выполняют работу в трёх группах, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Выдвижение гипотез , сравнение результатов, анализ и синтез

Демонстрация своего способа действия, аргументация, сравнение

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат


Анализируют качество собственной работы. Осознают продвижение в своём умственном развитии.


Сравнивают

Анализ и синтез

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Бесконфликтное общение в группе, умение распределить роли и обязанности в группе

Рефлексия своих действий

Советуются в парах, аргументируют свой выбор домашнего задания.


Интерактивное взаимодействие

Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе


Самооценивание и взаимооценива-ние, коррекция и регулирование

Общий вывод и запись решения задач трёх групп. Самооценивание

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату каждого этапа.

Делают выбор дом. Задания. Планирование сам. Дом. работы

Составление синквейна по образцу.

Выставление оценок.