|
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 года № 273 – ФЗ.
Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004
Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Алгебра».
Примерная программа основного общего образования по предметам «Математика», программы «Алгебра,7 кл.», «Алгебра,8 кл.», «Алгебра,9 кл.» под ред. Г. В. Дорофеева, С. Б. Суворовой, Е. А. Бунимовича и др., учебников: Г. В.Дорофеев, С. Б.Суворова, Е. А.Бунимович и др.
Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770 – КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».
7. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Математика» в 2015 – 2016 учебном году.
8. Учебный план БОУ СОШ № 38 на 2015-2016 учебный год.
9. Положение о рабочих программах БОУ СОШ № 38.
10.Основная образовательная программа основного общего, среднего общего образования БОУСОШ №38 МО Динской район.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004г.
Изучение курса алгебры на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей: — овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; — интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе и свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; — формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; — воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; — формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты; — формирование представления о современной картине мира и методах его исследования, формирование понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. — развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры; — овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативных алгебраических умений; — изучение свойства и графики элементарных функций, формирование умений использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; — получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; — развитее логического мышления и речи — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; На основании письма Минобразования России от 01.01.01г. № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы», пристальное внимание уделяется освоению элементов теории вероятности и статистики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтелектуального и общекультурного развития учащихся.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.
Содержание линии «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Линия «Вероятность и статистика» способствует формированию у учащихся функциональной грамотности: умения воспринимать и критические анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Линия «Логика и множества» служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
Линия «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение алгебры в 7 – 9 классах в соответствии с ФБУП 2004 года отводится 306 часа (в том числе в 7 классе - 102 часов из расчёта 3 часов в неделю, в 8 классе — 102 часов из расчёта 3 часов в неделю, в 9 классе — 102 часов из расчёта 3 часов в неделю).
Рабочая программа разработана на 306 часов. В 7 классе - 102 часов из расчёта 3 часов в неделю, в 8 классе — 102 часов из расчёта 3 часов в неделю, в 9 классе — 102 часов из расчёта 3 часов в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение , где m – целое число, n – натуральное. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел. Арифметические действия над ними. Этапы развития представления о числе.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки. Размеры окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя – степени десяти в записи числа. Приближенное значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов. АЛГЕБРА
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы квадрата суммы, квадрата разности, разности квадратов, куб суммы и куб разности, сумма и разность кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трехчлен; разложение квадратного трехчлена на множители; выделение полного квадрата в квадратном трехчлене.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых неравенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.
Системы уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовые координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.
Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Доказательство числовых и алгебраических неравенств ФУНКЦИИ Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функция, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства. Степенные функции с натуральным показателем 2 и 3, их графики и свойства. Графики функции . Примеры графических зависимостей, отражающие реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n – х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятность противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановка и факториал. ЛОГИКА И МНОЖЕСТВА Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств.
Иллюстрация отношения между множествами с помощью диаграмм Эйлер – Венна.
Элементы логики. Понятие равносильности, следования, употребление логических связок если…, то….,в том и только том случае, логические связки и, или. МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми, Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декард. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, больше четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. Х. Абель, Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонарда Писанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначи. Задача о шахматной доске.
Истоки теории вероятносей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернули. А. Н. Колмогоров. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Алгебра 7 класс
1. Выражения, тождества, уравнения (22 ч)
Выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
2. Функции (11 ч)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем (11 ч)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
5. Многочлены (17 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
6. Формулы сокращённого умножения (19 ч)
Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
7. Системы линейных уравнений (16 ч)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
8. Повторение. Решение задач (6 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Алгебра 8 класс
1. Рациональные дроби (23 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.
Преобразование рациональных выражений. Функция и её график.
Цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
2. Квадратные корни (19 ч)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней. преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять из к решению задач.
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей; какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений; решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Цель – выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной; применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.
5. Степень с целым показателем Элементы статистики и теории вероятностей. (11 ч)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
Цель – сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа.
Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять
действия над приближенными значениями.
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации
7. Повторение. Решение задач (6ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Алгебра 9 класс
1. Квадратичная функция (22 ч)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. [Решение рациональных неравенств методом интервалов.]
Цель – выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной; ввести понятие корня n-й степени.
Знать основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания функций; определение и свойства четной и нечетной функций; определение корня n- й степени, при каких значениях а имеет смысл выражение ; что степень с основанием, равным 0 определяется только для положительного дробного показателя и знать, что степени с дробным показателем не зависят от способа записи r в виде дроби; свойства степеней с рациональным показателем, уметь выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем; свойства степенной функции с натуральным показателем.
Уметь:
находить область определения и область значений функции, читать график функции;
решать квадратные уравнения, определять знаки корней;
выполнять разложение квадратного трехчлена на множители;
строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразования графиков функций;
строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций;
строить график квадратичной функции» находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения;
построить график функции y=ax2 и применять её свойства. Уметь построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства;
находить токи пересечения графика Квадратичной функции с осями координат;
разложить квадратный трёхчлен на множители;
решать квадратное уравнение;
решать квадратное неравенство алгебраическим способом;
решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции;
решать квадратное неравенство методом интервалов;
находить множество значений квадратичной функции;
решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функции;
четная и нечетная функции. Функция y=xn, Определение корня n-й степени;
строить график функции у=хn;
решать уравнения хn=а при: а) четных и б)нечетных значениях n;
выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни,
применяя изученные свойства арифметического корня n-й степени; выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Целое уравнение и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Решение систем, содержащих одно уравнение (неравенство) первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем.
Цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения (неравенства) второй степени с одной переменной, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать методы решения уравнений: разложением на множители; введением новой переменной; графическим способом.
Уметь:
решать целые уравнения методом введения новой переменной;
решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом;
решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения;
решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными.
Цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать методы решения уравнений: разложением на множители; введением новой переменной; графическим способом.
Уметь:
решать целые уравнения методом введения новой переменной;
решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом;
решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения;
решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
Цель – дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n –го члена арифметической прогрессии»
Знать формулу n –го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии; какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q.
Уметь:
применять формулу суммы n –первых членов арифметической прогрессии при решении задач;
вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии;
применять формулу при решении стандартных задач;
применять формулу S= при решении практических задач;
находить разность арифметической прогрессии;
находить сумму n первых членов арифметической прогрессии;
находить любой член геометрической прогрессии;
находить сумму n первых членов геометрической прогрессии;
решать задачи.
5. Элементы статистики и теории вероятностей (13 ч)
Комбинаторные задачи. Перестановки, размещения, сочетания. Перестановки. Размещения. Сочетания Вероятность случайного события
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
7. Повторение. Решение задач (21 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
| Номер урока
| Содержание (раздела, темы)
| I . Выражения, тождества, уравнения (22ч)
| 1)Выражения.
|
| Числовые выражения.
|
| Выражения с переменными.
|
| Составление выражения с переменной по условию задачи
|
| Сравнение значений выражений.
|
| Нахождение значений выражений.
| 2)Преобразование выражений.
|
| Простейшие преобразования выражений.
|
| Тождества.
|
| Тождественные преобразования выражений (раскрытие скобок).
|
| Преобразования выражений (приведение подобных слагаемых).
|
| Контрольная работа № 1 «Выражения и их преобразование».
| 3)Уравнения с одной переменной.
|
| Уравнение, корень уравнения.
Анализ контрольной работы.
|
| Линейное уравнение с одной переменной.
|
| Решение линейных уравнений с одной переменной.
|
| Решение линейных уравнений с одной переменной. Перенос слагаемых.
| 16
| Решение задач методом составления уравнений. Алгоритм решения.
| 17
| Решение задач на совместную работу методом составления уравнений.
| 4)Статистические характеристики.
| 18
| Статистические характеристики: среднее арифметическое.
| 19
| Статистические характеристики: размах и мода. Решение задач.
| 20
| Медиана как статистическая характеристика.
| 21
| Медиана ряда чисел. Решение задач.
| 22
| Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».
| II . Функции(11ч)
| 5)Функции и их графики.
| 23
| Функция, область определения функции. Анализ контрольной работы.
| 24
| Вычисление значений функции по формуле.
| 25
| Вычисление значений функции по формуле. Таблица значений.
| 26
| График функции.
| 27
| График функции. Построение графика функции.
| 6)Линейная функция.
| 28
| Линейная функция и её график.
| 29
| Линейная функция и её график. Свойства коэффициентов.
| 30
| Распознавание графиков линейной функции.
| 31
| Прямая пропорциональность и её график.
| 32
| Взаимное расположение графиков линейных функций.
| 33
| Контрольная работа № 3 «Функции».
| III. Степень с натуральным показателем(11ч)
| 7)Степень и её свойства
| 34
| Определение степени с натуральным показателем. Анализ контрольной работы.
| 35
| Умножение и деление степеней.
| 36
| Возведение в степень произведения.
| 37
| Возведение в степень степени.
| 38
| Действия со степенями.
| 8)Одночлены
| 39
| Одночлен и его стандартный вид.
| 40
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
| 41
| Преобразование выражений в одночлены стандартного вида.
| 42
| Функция у=х2 и её график.
| 43
| Функция у=х3 и её график.
| 44
| Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем».
| IV.Многочлены(17 ч)
| 9)Сумма и разность многочленов
| 45
| Многочлен и его стандартный вид.
Анализ контрольной работы.
| 46
| Сложение многочленов.
| 47
| Вычитание многочленов. Решение уравнений.
| 10)Произведение одночлена и многочлена
| 48
| Умножение одночлена на многочлен.
| 49
| Умножение одночлена на многочлен. Решение упражнений.
| 50
| Умножение одночлена на многочлен. Решение уравнений.
| 511
| Вынесение общего множителя за скобки.
| 52
| Вынесение общего множителя за скобки. Решение упражнений.
| 53
| Разложение многочлена на множители.
| 54
| Контрольная работа № 5 «Произведение одночлена и многочлена»
| 11)Произведение многочленов
| 55
| Умножение многочлена на многочлен. Анализ контрольной работы.
| 56
| Умножение многочлена на многочлен. Решение упражнений.
| 57
| Умножение многочлена на многочлен. Решение уравнений.
| 58
| Разложение многочлена на множители способом группировки. Алгоритм разложения.
| 59
| Разложение многочлена на множители способом группировки. Решение упражнений.
| 60
| Доказательство тождеств.
| 61
| Контрольная работа № 6 «Многочлены».
| V. Формулы сокращённого умножения(19 ч )
| 12)Квадрат суммы и квадрат разности
| 62
| Формулы (а±b)2=а2±2аb+b2. Анализ контрольной работы.
| 63
| Квадрат суммы. Решение упражнений.
| 64
| Квадрат разности. Решение упражнений.
| 65
| Разложение многочленов на множители с помощью формул (а±b)2=а2±2аb+b2.
| 66
| Применение формул (а±b)2=а2±2аb+b2 в преобразованиях целых выражений.
| 13)Разность квадратов. Сумма и разность кубов.
| 67
| Формула (а-b)(а+b)=а2-b2.
| 68
| Формула (а-b)(а+b)=а2-b2. Умножение многочленов.
| 69
| Формула (а-b)(а+b)=а2-b2. Решение уравнений.
| 70
| Формулы (а±b)(а2±аb+b2)=а3 ±b3.
| 71
| Формулы (а±b)(а2±аb+b2)=а3 ±b3. Решение упражнений.
| 72
| Формулы (а±b)3=а3±3а2b+3аb2±b3.
| 73
| Контрольная работа № 7 «Разность квадратов. Сумма и разность кубов»
| 14)Преобразование целых выражений
| 74
| Преобразование целого выражения в многочлен. Анализ контрольной работы.
| 75
| Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях целого выражения.
| 76
| Преобразование целого выражения в многочлен. Решение уравнений.
| 77
| Применение различных способов для разложения на множители.
| 78
| Применение способа группировки для разложения на множители.
| 79
| Применение преобразований целых выражений.
| 80
| Контрольная работа № 8 «Формулы сокращённого умножения».
| VI. Системы линейных уравнений (16 ч).
| 15)Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
| 81
| Линейное уравнение с двумя переменными. Анализ контрольной работы.
| 82
| График линейного уравнения с двумя переменными.
| 83
| Системы линейных уравнений с двумя переменными.
| 84
| Решение систем линейных уравнений графическим способом.
| 85
| Решение систем линейных уравнений графическим способом. Количество решений системы.
| 16)Решение систем линейных уравнений
| 86
| Решение систем линейных уравнений способом подстановки. Алгоритм решения.
| 87
| Решение систем линейных уравнений способом подстановки. Решение упражнений.
| 88
| Решение систем линейных уравнений способом подстановки.
| 89
| Решение систем линейных уравнений способом сложения. Алгоритм решения.
| 90
| Решение систем линейных уравнений способом сложения.
| 91
| Решение систем линейных уравнений
| 92
| Решение текстовых задач методом составления систем уравнений. Алгоритм решения.
| 93
| Решение задач на работу составлением систем уравнений.
| 94
| Решение задач на движение составлением систем уравнений
| 95
| Решение задач на проценты составлением систем уравнений
| 96
| Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений».
| VII. Повторение(6ч)
| 97
| Повторение. Решение линейных уравнений. Функции. Анализ контрольной работы.
| 98
| Повторение. Степень с натуральным показателем. Итоговый зачет.
| 99
| Повторение. Многочлены. Формулы сокращённого умножения.
| 100
| Итоговая контрольная работа.
| 101
| Итоговая контрольная работа.
| 102
| Повторение. Статистические характеристики. Анализ контрольной работы.
| |
|
|