Главная страница


Задача №1 Название задачи: Куранты Тип задачи: стандартная предметная Учебная дисциплина : математика



Скачать 50.43 Kb.
НазваниеЗадача №1 Название задачи: Куранты Тип задачи: стандартная предметная Учебная дисциплина : математика
Дата05.04.2016
Размер50.43 Kb.
ТипЗадача

Анализ задач для детей начальной школы.
Задача №1

Название задачи: Куранты

Тип задачи: стандартная предметная

Учебная дисциплина: математика

Класс: 3 класс

Текст задачи: Музыкальные часы в России впервые появились в 18 веке. Механизм часов в 1720 году установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу.

В настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в течение суток можно услышать мелодию этих часов?

Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

  • Зафиксировать составляющую математического вопроса.

  • Сделать краткую запись задачи.

2 этап. Составление плана решения

  • Сопоставить данную задачу с известными типами задач.

  • Выявить детали, полезные с точки зрения общей структуры задачи, например: осуществить отбор полезной информации: сигнал исполняется 1 раз в четверть часа, одни сутки составляют 24 часа, а ¼ часа – 15 мин.


3 этап. Осуществление плана решения

¼ часа – 15 мин., соответственно

  1. 60 : 15 = 4 (раза) – звучит мелодия в течение 1 часа.

  2. 4∙24 = 96 (раз) – звучит мелодия в течение суток в настоящее время




  1. этап. Изучение найденного решения

Дополнительные вопросы:

1. В годы правления какого Императора строился Петропавловский собор?

Ответ: в годы правления Петра 1.

  1. Какой символ Санкт – Петербурга находится на шпиле колокольни Петропавловского собора? Как можно добраться до этого символа?

Ответ: вершину шпиля венчает фигура летящего ангела – покровителя города. Чтобы попасть к фигуре ангела, внутри шпиля возведена винтовая лестница, которая ведет к люку на внешней стороне. Далее к фигуре ангела устроены наружные ступеньки.
Образовательные результаты:

  1. Предметные:

Математика: решение задач с единицами измерения длины, времени; закрепление навыков умножения и деления двузначных чисел на однозначные ; составление выражений для решения задач.

  1. Метапредметные:

Познавательные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия:

  • умение оформлять в речи свои мысли.

Регулятивные: умение составлять план решения задачи и следовать этому плану.


  1. Личностные:

  • способность к эмоциональному восприятию задачи.


Задача №2

Название задачи: Домашние помощники

Тип задачи: стандартная, межпредметная

Учебная дисциплина: математика, окружающий мир

Класс: 4 класс

Текст задачи: Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов. Осла приручили около 5 – 6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати тысяч килограммов. Осёл на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела, а вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного. Грузы какой тяжести может перевозить осёл на себе и в упряжке, если его масса на треть меньше массы лошади, а средняя масса верховой и легкоупряжной лошади равна 600кг. В какой части света находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов?
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

  1. этап. Осмысление условия

  • Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.

  • Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на треть меньше 600 кг, 3/5 массы тела, в 6 раз больше собственной массы; для ответа на вопрос по окружающему миру: Египте, Эфиопии).




  1. этап. Составление плана решения

  • Определить последовательность шагов для решения математической составляющей задачи.

  • Найти, какие существуют части света, определить в какой из них находятся Египет и Эфиопия.


3 этап. Осуществление плана решения

  • 1) 600- 600: 3= 400 (кг) – вес осла.

2) 400 : 5∙2 = 160 (кг) – вес груза, перевозимого ослом на спине.

3) 400 ∙ 6 = 2400 (кг) – вес груза, который осел может тянуть.

  • Выделяют следующие части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Египет и Эфиопия находятся в Африке.




  1. этап. Изучение найденного решения

Обсуждение представлений детей о таких домашних животных, как осёл и лошадь с имеющимися и полученными в задаче данными.

Дополнительные вопросы:

Несмотря на то, что тяга грузов лошадью намного выше, в некоторых странах преимущество в использовании остается за ослом.

  1. Как вы думаете, в каких странах для перевозки грузов чаще используют ослов и почему?

Ответ: ослов используют в Азиатских странах, т.к. в жарком климате эти животные проявляют высокую выносливость и могут долго обходиться без воды и еды.

  1. Существуют ли породы лошадей, масса тела которых превышала бы данные условия задачи? Если «да», что явилось причиной выведения таких пород лошадей?

Ответ: существуют разные породы лошадей- тяжеловозов, масса тела которых может достигать 1200 – 1400 кг, а в отдельных случаях и 1500 кг. Такие лошади были выведены для тяжёлого труда и тяги очень увесистых грузов.

А в средние века в лошадях – тяжеловозах нуждались рыцари, т. к. их вес вместе с доспехами был неподъёмен для обычных лошадей.
Образовательные результаты:

1.Предметные:

Математика: составление выражений для решения задачи, решение задач на части, выполнение арифметических действий в пределах 1000.

Окружающий мир: повторение частей света, местонахождения Египта и Эфиопии.

2.Метапредметные:

Познавательные учебные действия:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний, предполагая , какая информация нужна для решения задачи;

  • умение отбирать и использовать дополнительные источники информации;

  • умение делать выводы и умозаключения.

Коммуникативные учебные действия:

  • умение обоснованно высказывать свою точку зрения, выстраивать аргументацию

Регулятивные учебные действия:

  • соотносить учебные действия с известным правилом.

  1. Личностные:

  • Способность к эмоциональному восприятию задачи;

  • умение принимать решение в условиях избыточной информации.