|
Задача №1 Название задачи: Куранты Тип задачи: стандартная предметная Учебная дисциплина : математика Анализ задач для детей начальной школы. Задача №1
Название задачи: Куранты
Тип задачи: стандартная предметная
Учебная дисциплина: математика
Класс: 3 класс
Текст задачи: Музыкальные часы в России впервые появились в 18 веке. Механизм часов в 1720 году установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу.
В настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в течение суток можно услышать мелодию этих часов?
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
Зафиксировать составляющую математического вопроса.
Сделать краткую запись задачи.
2 этап. Составление плана решения
Сопоставить данную задачу с известными типами задач.
Выявить детали, полезные с точки зрения общей структуры задачи, например: осуществить отбор полезной информации: сигнал исполняется 1 раз в четверть часа, одни сутки составляют 24 часа, а ¼ часа – 15 мин.
3 этап. Осуществление плана решения
¼ часа – 15 мин., соответственно
60 : 15 = 4 (раза) – звучит мелодия в течение 1 часа.
4∙24 = 96 (раз) – звучит мелодия в течение суток в настоящее время
этап. Изучение найденного решения
Дополнительные вопросы:
1. В годы правления какого Императора строился Петропавловский собор?
Ответ: в годы правления Петра 1.
Какой символ Санкт – Петербурга находится на шпиле колокольни Петропавловского собора? Как можно добраться до этого символа?
Ответ: вершину шпиля венчает фигура летящего ангела – покровителя города. Чтобы попасть к фигуре ангела, внутри шпиля возведена винтовая лестница, которая ведет к люку на внешней стороне. Далее к фигуре ангела устроены наружные ступеньки. Образовательные результаты:
Предметные:
Математика: решение задач с единицами измерения длины, времени; закрепление навыков умножения и деления двузначных чисел на однозначные ; составление выражений для решения задач.
Метапредметные:
Познавательные учебные действия: Коммуникативные учебные действия:
умение оформлять в речи свои мысли.
Регулятивные: умение составлять план решения задачи и следовать этому плану.
Личностные:
способность к эмоциональному восприятию задачи.
Задача №2
Название задачи: Домашние помощники
Тип задачи: стандартная, межпредметная
Учебная дисциплина: математика, окружающий мир
Класс: 4 класс
Текст задачи: Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов. Осла приручили около 5 – 6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати тысяч килограммов. Осёл на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела, а вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного. Грузы какой тяжести может перевозить осёл на себе и в упряжке, если его масса на треть меньше массы лошади, а средняя масса верховой и легкоупряжной лошади равна 600кг. В какой части света находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов? Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
этап. Осмысление условия
Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.
Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на треть меньше 600 кг, 3/5 массы тела, в 6 раз больше собственной массы; для ответа на вопрос по окружающему миру: Египте, Эфиопии).
этап. Составление плана решения
Определить последовательность шагов для решения математической составляющей задачи.
Найти, какие существуют части света, определить в какой из них находятся Египет и Эфиопия.
3 этап. Осуществление плана решения
1) 600- 600: 3= 400 (кг) – вес осла.
2) 400 : 5∙2 = 160 (кг) – вес груза, перевозимого ослом на спине.
3) 400 ∙ 6 = 2400 (кг) – вес груза, который осел может тянуть.
Выделяют следующие части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Египет и Эфиопия находятся в Африке.
этап. Изучение найденного решения
Обсуждение представлений детей о таких домашних животных, как осёл и лошадь с имеющимися и полученными в задаче данными.
Дополнительные вопросы:
Несмотря на то, что тяга грузов лошадью намного выше, в некоторых странах преимущество в использовании остается за ослом.
Как вы думаете, в каких странах для перевозки грузов чаще используют ослов и почему?
Ответ: ослов используют в Азиатских странах, т.к. в жарком климате эти животные проявляют высокую выносливость и могут долго обходиться без воды и еды.
Существуют ли породы лошадей, масса тела которых превышала бы данные условия задачи? Если «да», что явилось причиной выведения таких пород лошадей?
Ответ: существуют разные породы лошадей- тяжеловозов, масса тела которых может достигать 1200 – 1400 кг, а в отдельных случаях и 1500 кг. Такие лошади были выведены для тяжёлого труда и тяги очень увесистых грузов.
А в средние века в лошадях – тяжеловозах нуждались рыцари, т. к. их вес вместе с доспехами был неподъёмен для обычных лошадей. Образовательные результаты:
1.Предметные:
Математика: составление выражений для решения задачи, решение задач на части, выполнение арифметических действий в пределах 1000.
Окружающий мир: повторение частей света, местонахождения Египта и Эфиопии.
2.Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
умение ориентироваться в своей системе знаний, предполагая , какая информация нужна для решения задачи;
умение отбирать и использовать дополнительные источники информации;
умение делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные учебные действия:
умение обоснованно высказывать свою точку зрения, выстраивать аргументацию
Регулятивные учебные действия:
соотносить учебные действия с известным правилом.
Личностные:
Способность к эмоциональному восприятию задачи;
умение принимать решение в условиях избыточной информации.
|
|
|