|
Умножение натуральных чисел
Урок математики в 5 классе
Тема: Умножение натуральных чисел
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
1. Маршрутный лист (МР)
В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока.
2. Карточки с числами от 1 до 28 (по количеству учащихся) для физминутки.
Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. I Организация начала урока - Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала – маршрутного листа и свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, которую нам предстоит отрабатывать четыре урока. II Сообщение темы, целей и задач урока. - Чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо решить несколько примеров и заполнить таблицу. Работаем устно. Проверка на экране! СЛАЙД 2
-
У
| М
| Н
| О
| Ж
| Е
| Н
| И
| Е
| 1000
| 400
| 450
| 300
| 500
| 2000
| 450
| 100
| 2000
|
-
125 ∙ 4 = 500
| Ж
| 25 ∙ 4 = 100
| И
| 50 ∙ 6 = 300
| О
| 50 ∙ 8 = 400
| М
| 30 ∙ 15 = 450
| Н
| 125 ∙ 8 = 1000
| У
| 250 ∙ 8 = 2000
| Е
|
- Итак, тема сегодняшнего урока: Умножение натуральных чисел. СЛАЙД 3 - Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока (запись на доске):
- повторение (компоненты умножения):
- определение действия умножения;
- - происхождение знаков умножения;
- - терминология;
- применение в математике;
- применение в жизни; III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. - Повторим компоненты умножения (множитель, множитель, произведение). МЛ2
- Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)
- Какими знаками обозначают умножение? («» или «∙») 14 2; 14 ∙ 2.
- А раньше знак умножения обозначался буквой М, записывали 14 М 2. Почему так обозначалось умножение – мы узнаем сегодня на уроке. А вот в каком веке появились современные знаки – вы узнаете, выполнив следующие действия:
МЛ3
-
- Перед вами квадрат с цифрами от 1 до 9. Внимательно слушайте и выполняйте мои указания!
Найдите сумму всех чисел в квадрате.
Из получившейся суммы вычтете количество цифр в квадрате.
Результат разделите на 2.
СЛАЙД 4 - Ответ – 18. Только в 18 веке появились современные знаки умножения.
IV Усвоение новых знаний. - Вернется к знакам умножения позже, а теперь попробуем дать определение действию умножения. Представим, что в зале небольшого кинотеатра расположены 3 ряда по 9 кресел.
МЛ4
- Как найти количество кресел, используя сложение? (9+9+9)
- Как найти количество кресел, используя умножение? (9 ∙3) СЛАЙД 5 - Значит, сумму 9+9+9 можно записать 9∙3, где 9 – это слагаемое, а 3 – количество слагаемых. СЛАЙД 6 - Т.е., умножить число m на число n – значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.
МЛ4 - m∙n=m+m+m+…+m n раз
- Итак, умножение – это краткая запись сложения, где все слагаемые одинаковые. СЛАЙД 7 V Первичное закрепление знаний. На экране 55 + 55 + 55 = 55 ∙ 3
- Говорят, что сумму представили в виде произведения.
44 ∙ 4 = 44 +44 +44+44
- Говорят, что произведение представили в виде суммы. СЛАЙД 8 - Выполните задание МЛ5.
- В виде произведения можно представить не только сумму, но и число.
Вспомните, в каком веке появились знаки умножения! И представьте в виде произведения число 18 всеми способами.
18 = 1х18
18 = 2х9
18 = 3х6
- Говорят, что число 18 представили в виде произведения или разложили на множители. СЛАЙД 9 - Выполните задание МЛ6.
VI Закрепление знаний. - Решив следующие примеры и заполнив таблицу, вы узнаете, кто ввел в 18 веке знаки умножения, а также, почему раньше умножение обозначалось буквой М! (Задание выполняйте в тетради, ответы заносите в таблицу МЛ7). 1
28 ∙ 100 =
| А
| 127 ∙ 4 =
| К
| 16 ∙ 21 =
| Т
| 140 ∙ 10 =
| Б
| 5 ∙ 18 =
| Л
| 306 ∙ 19 =
| У
| 1000 ∙ 100 =
| Е
| 32 ∙ 9 =
| М
| 302 ∙ 507 =
| Ц
| 349 ∙ 1 =
| И
| 7 ∙ 99 =
| Н
| 2008 ∙ 11 =
| Ь
| 777 ∙ 0 =
| Й
| 57 ∙ 6 =
| П
| 4185 ∙ 25 =
| Я
|
- Выпишите в таблицу МЛ8 буквы, соответствующие полученным значениям.
- Готфрид Лейбниц Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий математик и философ. Разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Разработал универсальный язык символики (МЛ8). СЛАЙД 10 - А сейчас вспомним про знаки умножения «» или «∙» и букву М. Почему этой буквой обозначалось действие умножения? Выпишите в таблицу МЛ9 буквы, соответствующие полученным значениям из п.7.
- Мультипликация (лат) – умножение, увеличение. СЛАЙД 11 - А какие вы знаете однокоренные слова и что они означают? (мультивитамины, мультикомплекс, мультифруктовый, мультфильм).
VIII Контроль и самопроверка знаний
МЛ10 Математический диктант
Найдите произведение 15 и 4
Увеличьте число 16 на 4
Какое число больше 20 в 6 раз?
Умножьте 5 на 20
Запишите сумму 50 + 50 + 50 + 50 в виде произведения и найдите его значение.
Запишите произведение у и 38
Запишите выражение: какое число на 15 больше m
Какое число в 18 раз больше у?
- Выполните взаимопроверку (проверьте результаты, сравнив с данными на экране). СЛАЙД 12 IX Подведение итогов урока. Подведем итог.
Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
- ИМЯ МАТЕМАТИКА, который ввел знаки умножения.
- В КАКОМ ВЕКЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО.
- КАК РАНЬШЕ ОБОЗНАЧАЛОСЬ УМНОЖЕНИЕ
- ПОЧЕМУ ОНО ТАК ОБОЗНАЧАЛОСЬ
- Для чего нужно умножение? Как оно появилось?
- Где в жизни мы сталкиваемся с умножением?
- Посчитайте количество баллов, набранных за урок, и выставите себе оценку. X Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению П.11(1), №№406, 450 (а), 451(а,б), 452, 455(а,ж) 2 На парте у учащихся лежат карточки с числами от 1 до 28 (по количеству детей). В ходе физминутки учащимся можно предложить следующие задания (учащиеся, чьи числа соответствуют условию, должны встать):
Число 14 – разложите на множители: 1,14, 2,7
10: 1,10,5,2
15: 1,15,3,5
25: 1,25,5
26: 1,26,2,13
28: 1,28,2,14,4,7
Множители 3 и 9 – 27
Множители 4 и 6 – 24
24 – 1,24, 3,8,2,12
Ответ – 2х2 – 4
Ответ 4х4 -16
В каком веке появились знаки умножения – 18
А какой сейчас век – 21
Множители 21 – 1,3,7,21
Числа, состоящие из одинаковых цифр 11, 22
Кто не вставал ни разу? 17, 19, 20, 23. Назовите свои множители.
|
|
|