Главная страница

Умножение натуральных чисел



Скачать 78.74 Kb.
НазваниеУмножение натуральных чисел
Дата03.04.2016
Размер78.74 Kb.
ТипУрок





Урок математики в 5 классе

Тема: Умножение натуральных чисел

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

1. Маршрутный лист (МР)

В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока.

2. Карточки с числами от 1 до 28 (по количеству учащихся) для физминутки.

Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
I Организация начала урока
- Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала – маршрутного листа и свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, которую нам предстоит отрабатывать четыре урока.
II Сообщение темы, целей и задач урока.
- Чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо решить несколько примеров и заполнить таблицу. Работаем устно. Проверка на экране!
СЛАЙД 2



У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

1000

400

450

300

500

2000

450

100

2000



125 ∙ 4 = 500

Ж

25 ∙ 4 = 100

И

50 ∙ 6 = 300

О

50 ∙ 8 = 400

М

30 ∙ 15 = 450

Н

125 ∙ 8 = 1000

У

250 ∙ 8 = 2000

Е


- Итак, тема сегодняшнего урока: Умножение натуральных чисел.
СЛАЙД 3
- Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока (запись на доске):

- повторение (компоненты умножения):

- определение действия умножения;

- - происхождение знаков умножения;

- - терминология;

- применение в математике;

- применение в жизни;
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
- Повторим компоненты умножения (множитель, множитель, произведение). МЛ2

- Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)

- Какими знаками обозначают умножение? («» или «∙») 14 2; 14 ∙ 2.

- А раньше знак умножения обозначался буквой М, записывали 14 М 2. Почему так обозначалось умножение – мы узнаем сегодня на уроке. А вот в каком веке появились современные знаки – вы узнаете, выполнив следующие действия:

МЛ3


6

4

9

8

2

1

5

7

3


- Перед вами квадрат с цифрами от 1 до 9. Внимательно слушайте и выполняйте мои указания!

  1. Найдите сумму всех чисел в квадрате.

  2. Из получившейся суммы вычтете количество цифр в квадрате.

  3. Результат разделите на 2.


СЛАЙД 4
- Ответ – 18. Только в 18 веке появились современные знаки умножения.

IV Усвоение новых знаний.
- Вернется к знакам умножения позже, а теперь попробуем дать определение действию умножения. Представим, что в зале небольшого кинотеатра расположены 3 ряда по 9 кресел.

МЛ4

- Как найти количество кресел, используя сложение? (9+9+9)

- Как найти количество кресел, используя умножение? (9 ∙3)
СЛАЙД 5
- Значит, сумму 9+9+9 можно записать 9∙3, где 9 – это слагаемое, а 3 – количество слагаемых.
СЛАЙД 6
- Т.е., умножить число m на число n – значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.

МЛ4 - m∙n=m+m+m+…+m
n раз

- Итак, умножение – это краткая запись сложения, где все слагаемые одинаковые.
СЛАЙД 7
V Первичное закрепление знаний.
На экране 55 + 55 + 55 = 55 ∙ 3

- Говорят, что сумму представили в виде произведения.

44 ∙ 4 = 44 +44 +44+44

- Говорят, что произведение представили в виде суммы.
СЛАЙД 8
- Выполните задание МЛ5.

- В виде произведения можно представить не только сумму, но и число.

Вспомните, в каком веке появились знаки умножения! И представьте в виде произведения число 18 всеми способами.

18 = 1х18

18 = 2х9

18 = 3х6

- Говорят, что число 18 представили в виде произведения или разложили на множители.
СЛАЙД 9
- Выполните задание МЛ6.

VI Закрепление знаний.
- Решив следующие примеры и заполнив таблицу, вы узнаете, кто ввел в 18 веке знаки умножения, а также, почему раньше умножение обозначалось буквой М! (Задание выполняйте в тетради, ответы заносите в таблицу МЛ7). 1


28 ∙ 100 =

А

127 ∙ 4 =

К

16 ∙ 21 =

Т

140 ∙ 10 =

Б

5 ∙ 18 =

Л

306 ∙ 19 =

У

1000 ∙ 100 =

Е

32 ∙ 9 =

М

302 ∙ 507 =

Ц

349 ∙ 1 =

И

7 ∙ 99 =

Н

2008 ∙ 11 =

Ь

777 ∙ 0 =

Й

57 ∙ 6 =

П

4185 ∙ 25 =

Я



- Выпишите в таблицу МЛ8 буквы, соответствующие полученным значениям.

- Готфрид Лейбниц Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий математик и философ. Разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Разработал универсальный язык символики (МЛ8).
СЛАЙД 10
- А сейчас вспомним про знаки умножения «» или «∙» и букву М. Почему этой буквой обозначалось действие умножения? Выпишите в таблицу МЛ9 буквы, соответствующие полученным значениям из п.7.

- Мультипликация (лат) – умножение, увеличение.
СЛАЙД 11
- А какие вы знаете однокоренные слова и что они означают? (мультивитамины, мультикомплекс, мультифруктовый, мультфильм).

VIII Контроль и самопроверка знаний

МЛ10 Математический диктант


  1. Найдите произведение 15 и 4

  2. Увеличьте число 16 на 4

  3. Какое число больше 20 в 6 раз?

  4. Умножьте 5 на 20

  5. Запишите сумму 50 + 50 + 50 + 50 в виде произведения и найдите его значение.

  6. Запишите произведение у и 38

  7. Запишите выражение: какое число на 15 больше m

  8. Какое число в 18 раз больше у?

- Выполните взаимопроверку (проверьте результаты, сравнив с данными на экране).
СЛАЙД 12
IX Подведение итогов урока.
Подведем итог.

Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?

- ИМЯ МАТЕМАТИКА, который ввел знаки умножения.

- В КАКОМ ВЕКЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО.

- КАК РАНЬШЕ ОБОЗНАЧАЛОСЬ УМНОЖЕНИЕ

- ПОЧЕМУ ОНО ТАК ОБОЗНАЧАЛОСЬ

- Для чего нужно умножение? Как оно появилось?

- Где в жизни мы сталкиваемся с умножением?

- Посчитайте количество баллов, набранных за урок, и выставите себе оценку.
X Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
П.11(1), №№406, 450 (а), 451(а,б), 452, 455(а,ж) 2
На парте у учащихся лежат карточки с числами от 1 до 28 (по количеству детей). В ходе физминутки учащимся можно предложить следующие задания (учащиеся, чьи числа соответствуют условию, должны встать):

Число 14 – разложите на множители: 1,14, 2,7

10: 1,10,5,2

15: 1,15,3,5

25: 1,25,5

26: 1,26,2,13

28: 1,28,2,14,4,7

Множители 3 и 9 – 27

Множители 4 и 6 – 24

24 – 1,24, 3,8,2,12

Ответ – 2х2 – 4

Ответ 4х4 -16

В каком веке появились знаки умножения – 18

А какой сейчас век – 21

Множители 21 – 1,3,7,21

Числа, состоящие из одинаковых цифр 11, 22

Кто не вставал ни разу? 17, 19, 20, 23. Назовите свои множители.


1 Учащиеся, которые быстрее других выполнили задание, становятся консультантами. После проверки учителем правильности решения, они помогают другим учащимся или проверяют их решения, за что получают дополнительные баллы.

2 Учебник «Математика-5» Виленкин Н.Я. и др.