|
Внеклассное мероприятие «Проникнемся духом химии»
Внеклассное мероприятие
«Проникнемся духом химии». (слайд № 1)
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды «Кислород» и «Водород». Судит жюри. В начале игры ведущий загадывает загадки командам, разгадав которые получают названия своей команды.
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Угадай название команды», 2 конкурс – «Разминка», 3 конкурс – «Гонка за лидером» (конкурс капитанов), 4 конкурс – «Загадки», 5 конкурс – «Химический поезд», 6 конкурс – «Химическая эстафета», 7 конкурс – «Найди ошибку», 8 конкурс – «Кто быстрее».
Между 5 и 6 конкурсами проводится игра со зрителями.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Цели мероприятия:
закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;
заинтересовать учащихся предметом;
развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Оборудование и реактивы для опыта «Звездный дождь»: железный тигель, 1 фарфоровая ложка KMnO4, 1 фарфоровая ложка порошка древесного угля, 1 фарфоровая ложка железных опилок, штатив, спиртовка, спички.
Проникнемся духом химии.
ВЕДУЩИЙ: Я рада видеть вас всех, участников и зрителей, собравшихся на празднике “Проникнемся духом химии”. Начиная с 8 класса, вы начали путешествовать по этой удивительной стране тайн и загадок. Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.
Химия – это наука, умеющая творить чудеса.
- это взлет фантазии и мысли
-это и алхимик в своей келье захламленной,
- это и владелец жизни тайны.
- это Ломоносов, Менделеев
- и, конечно, для тебя средь них осталось место.
Итак, сегодня, мы собрались, чтобы посвятить учащихся 8 класса в химики. Но для этого нужно пройти испытания, справиться с заданиями, предложенными в каждом конкурсе, и прийти к финишу с наибольшим количеством очков.
ВЕДУЩИЙ: представляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).
ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы наше мероприятие началось необходимо узнать, как же будут называться наши команды. Для этого я загадаю каждой команде по загадке. Ответ на загадку и будет название команды. За правильность ответа каждая команда получит по 1 баллу.
1. Угадай название команды. (слайд № 2)
(слайд № 3) Для первой команды:
На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один
Вот такой я господин! (Водород)
(слайд № 4) Для второй команды:
Без меня нет ни жизни, ни огня. (Кислород)
2. Конкурс «Разминка». (слайд № 5)
ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо ответить на 5 вопросов. За правильность ответа каждая команда получит по 5 баллов.
Вопросы для 1-й команды
(слайд № 1)
Вещество, которое состоит из кислорода и какого-либо другого элемента. (Оксид) (слайд № 6)
Это сложное вещество. Если оно растворяется в воде, то называется щелочью. Назовите класс данных веществ. (Основания) (слайд № 7)
В ней лакмус краснеет. (Кислота) (слайд № 8)
Другое название хлороводородной кислоты. (Соляная) (слайд № 9)
Содержание этого элемента составляет 78% по объему, он присутствует во многих органических веществах, в том числе в белках. (Азот) (слайд № 10)
Вопросы для 2-й команды.
В её растворе фенолфталеин малиновый. (Щелочь) (слайд № 6)
В этом веществе есть гидроксильная группа. (Основание) (слайд № 7)
Вещество формулой NaNO3 – это … (Нитрат натрия) (слайд № 8)
Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ. (Оксида) (слайд № 9)
Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание. (Кислород) (слайд № 10)
После конкурса подводятся первые итоги.
3. Конкурс «Гонка за лидером». (конкурс капитанов) (слайд № 11)
ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе капитанам команд необходимо ответить на 5 вопросов. За правильность ответа каждая команда получит по 5 баллов.
Мельчайшая частица вещества, химически неделимая - … (Атом).
Число Авогадро равно … частиц. (6, 02· 1023).
Единица измерения количества веществ – это … (Моль). (слайд № 12)
Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие, называется … (Химическим явлением).
Дождь – это … явление. (Физическое).
Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, называется … (Молекулой).
Закон сохранения массы веществ при химической реакции открыл … (М.В.Ломоносов). (слайд № 13)
Формула углекислого газа … (СО2).
Формула угарного газа (СО).
Явление, при котором не происходит превращения веществ, друг в друга, а только изменение агрегатного состояния, называется … (Физическим).
После конкурса подводятся предварительные итоги.
4. Конкурс Загадок. (слайд № 14)
ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо отгадать 4 загадки. Их буду читать поочереди каждой команде. За каждую правильно отгаданную загадку команда получит по 1 баллу. Если команда не может отгадать загадку, то ее может отгадать команда соперников и ей будет присужден этот балл..
1. Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод). (слайд № 15)
2. Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий). (слайд № 16)
3. Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу. (Гелий) (слайд № 17)
4. Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь. (Азот) (слайд № 18)
5. К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность - моя стихия
И в купоросе брат я сводный. (Медь) (слайд № 19)
6. Из названий двух животных
Мое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит. (Мышьяк) (слайд № 20)
7. Без цвета, запаха, вкуса
Наношу смертельные укусы,
Тем, кто обо мне мало знает
И безопасность не соблюдает. (угарный газ СО) (слайд № 21)
8. Мелкой бабочкой являюсь
И единицей измерения,
Одну букву заменить
Буду химсоединением. (моль – соль) (слайд № 22)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
5. Конкурс «Химический поезд». (слайд № 23)
ВЕДУЩИЙ: На ватманах нарисованы для двух команд по четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столе лежат карточки с формулами веществ для двух команд. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.
1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3. (слайд № 24)
2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.
Проверка ответов 1 команда (слайд № 25)
2 команда (слайд № 26) После конкурса подводятся предварительные итоги.
Игра со зрителями. (слайд № 27)
ВЕДУЩИЙ: а теперь поиграем со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов.
Наука о веществах и превращениях их друг в друга. (Химия).
Как называются соединения, состоящие из двух элементов? (Бинарные).
Вещества, состоящие из одного вида атомов. (Простые).
То из чего состоят окружающие тела. (Вещества).
Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (Оксиды).
Как называются водородные соединения металлов. (Гидриды).
Самый легкий газ? (Водород).
Как называются вещества, состоящие из двух и более химических элементов? (Сложные).
Явления, при которых из одних веществ образуются другие. (Химические реакции)
Химическая связь, возникающая за счет общих электронных пар. (Ковалентная).
Магний металл или неметалл? (Металл).
Химическое название воды. (Оксид водорода).
Назовите формулу углекислого газа.(CO2).
В периодической системе больше металлов или неметаллов? (Металлов).
Вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксо-групп. (Основания).
Кислород простое или сложное вещество? (Простое).
Вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка. (Кислота).
Условный заряд атома в химическом соединении. (Степень окисления).
Химическая связь между ионами. (Ионная).
Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли).
6. Конкурс «Химическая Эстафета». (слайд № 28)
ВЕДУЩИЙ: На доске написаны названия веществ. Нужно выходить по одному и используя степени окисления составить химические формулы. Максимально за этот конкурс можно получить 4 баллов.
1 команда. Серная кислота, гидроксид калия, кислород, карбонат натрия,
оксид алюминия (слайд № 29)
2 команда. Азотная кислота, гидроксид натрия, оксид железа (III),
водород, сульфат калия.
Проверка ответов (слайд № 30)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
7. Конкурс «Найди ошибку». (слайд № 31)
ВЕДУЩИЙ: В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты? Максимально за этот конкурс можно получить 4 баллов.
а) 2P+5O2 = 2P2O5
б) SiO2 + Mg = 2 MgO + Si (слайд № 32)
в) Zn + HCl = 2 ZnCl2 + H2
г) 2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3
Проверка ответов (слайд № 33)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
8. Конкурс «Кто быстрее». (слайд № 34)
ВЕДУЩИЙ: Балл присуждается той команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос.
из названия, какого элемента, выбросив первые две буквы
можно получить название игры (золото – лото) (слайд № 35)
местность, где в почве много воды, заменить первую букву,
и получим название элемента, которой желали получить
алхимики (болото – золото)
Жюри подводит итоги.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что теперь самое время всех учащихся 8 классов посвятить в химики. Провести ритуал посвящается царице химии, которая в сою очередь сама даст клятву верности химической науке. (слайд № 36) Звучат фанфары.
ВЫХОДИТ ЦАРИЦА ХИМИИ.
Царица химии (положа руку на учебник химии). Клянусь я, кислотой и хлором всегда урок по химии учить. И быть в учении упорной, клянусь! Клянусь периодическим законом, достичь того, чего не знал. И до всего дойти умом – клянусь! Клянусь я синим кислородом, раскрыть все сложные вопросы, клянусь!
Для принятия клятвы в зале гаснет свет, по краям сцены горят свечи и в руках царицы – свеча.
Царица: Мы, ныне выпавшие в осадок химики, перед лицом присутствующих торжественно клянемся: (слайд № 37)
Свято и нерушимо соблюдать законы химии, пропагандировать и нести их в массы, как завещал великий Менделеев
Свято и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и указания преподавателя при проведении практических работ, дабы избежать превращение школы в руины
Любить и беречь как святыню учебник химии и сдать в библиотеку в срок и в хорошем качестве
Чтобы количество учащихся до урока, равнялось количеству учащихся после урока, как гласит закон сохранения массы веществ.
Не применять знания химии против своих преподавателей, как бы нам этого не хотелось.
ВЕДУЩИЙ: Нам осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.
(слайд № 38) Спасибо за внимание!
В заключение юным химикам в качестве подарка выпускники школы демонстрируют праздничный фейерверк! Опыт “Звездный дождь”. В железный тигель помещена смесь равных количеств KMnO4, порошка древесного угля и железных опилок по фарфоровой ложке. При нагревании смеси появляется красивый столб искр в виде звездного дождя.
|
|
|