|
«Развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук»
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук и обозначить взаимосвязь развитости мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Пальчики - ловкие,
ручки – умелые!
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается его целенаправленность; более разнообразными и координиро-ванными становятся движения, в том числе и мелкая моторика рук. Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальцы ребёнка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев рук на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или тонкую моторную координацию.
Игра для ребенка – важнейший способ познания мира. Новорожденный нуждается в игре почти так же сильно, как и в общении. При помощи игрушек он познает мир – на вкус, на ощупь, знакомится с цветом и формой. Разумеется, малышу для игры необходима помощь взрослого.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Первое, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, второе , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. И совсем не обязательно создавать целые системы и пособия , можно сделать всё намного проще!
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастик
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки , решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Играйте с детьми и творите! Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. |
|
|