|
Выполнила работу учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Комарова
Развитие орфографической зоркости
в 1-м классе у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Выполнила работу
учитель начальных классов
Смирнова Татьяна Павловна
г.Шахунья-2014
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинений, письма, статьи в газету и пр.
Уровень орфографической подготовки учащихся не устраивает ни учителей, ни родителей, ни общество в целом.
Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется, взаимосвязаны): 1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся; 2) обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах; 3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач. Эти три линии развиваются в начальных классах параллельно, однако третье направление, по мере наложения у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики. Итак, важнейшее орфографическое умение – это способность пишущего обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость. Но, к сожалению, развитие у детей этого умения пока еще остается слабым местом в системе работы учителя. Поэтому становится ясно, с каким вниманием необходимо отнестись к изучению этого вопроса.
Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо четко выполнять следующие два основных условия: 1. Знание опознавательных признаков орфограммы. Орфограмма «работает» лишь тогда, когда и учитель, и ученик видят ее. Выделение орфограммы зависит от возраста учащихся, вернее, от уровня их знаний и умений. Так, в начальных классах изучается около 25 типов орфограмм, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе. Во втором же классе дети знакомы лишь с тремя орфограммами, и только к концу второго класса их число достигает 10. в связи с этим в 1-2 классе для развития орфографической зоркости очень важным условием является второе условие. 2. Развитие фонематического слуха. Речевой, или фонематический, слух – это «способность» человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он формируется в дошкольном возрасте, начиная с восприятия речи окружающих, а затем при говорении, при выражении собственной мысли. В соответствии с вышесказанным, можно порекомендовать следующие упражнения для развития орфографической зоркости в первом – начале второго классах. I группа упражнений, выполняемых на слух, предполагает обучение прогнозированию орфограмм, то есть их обнаружение:
определение «опасных мест» в произнесенных словах;
фонетико-орфографический разбор (составление звуковой схемы и обозначение «опасных мест»);
печатание отдельных слов с пропуском «опасных мест». II группа упражнений предполагает тренировку в самоконтроле по ходу и после записи: нахождение «опасных мест» на страницах учебника; два вида чтения печатного слова – «как написано» и «как говорим»; списывание с выполнением ряда задания (подчеркнуть «опасные места», выбрать одну из двух предлагаемых букв – п о/а ля, тра в/ф ка, выделить безударные гласные, подчеркнуть только звонкие согласные, только мягкие согласные и т.д.); в тексте с заведомо допущенными ошибками найти их и исправить; выписать (найти) в предложенном тексте слова с изученными орфограммами (на данном этапе это – жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавная буква в начале предложения, в именах, фамилиях и т.д.) Конечно, с увеличением количества изученных орфограмм появятся новые виды заданий по развитию орфографической зоркости. Важно помнить, что в период обучения грамоте и в дальнейшем необходимо учить школьников прежде всего обнаруживать орфограммы, то есть ставить перед собой орфографические задачи
Проанализировав ошибки учащихся, а так же предлагаемый современной методикой комплекс орфографической работы, я пришла к выводу, что трудности возникают у учащихся по следующим причинам:
-трудности в усвоении учащихся опознавательных признаков орфографии и учете этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем;
-сложности в применении изученных правил на практике;
-алгоритм работ на орфограммами достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо;
-длительная и однообразная работа над орфограммой не всегда результативна.
-недостаточная сформированность самоконтроля детей. Но главная причина по мнению ведущего психолога П.С. Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии. При всем этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, но именно в первом классе в процессе обучения грамоте и на последующих урока русского языка закладываются основы всех лингвистических знании и умений. Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по повышению грамотного письма первоклассников. Предметом исследования моей работы являются такие методы и приемы работы учителя над орфографической зоркостью учащихся, которые бы позволили первоклассникам легко и непринужденно, с интересом и увлечением овладеть основными орфографическими умениями и навыками, как составной частью языкового развития в целом. Поэтому основной целью моей работы является подбор и систематизация эффективных методов и приемов развития орфографической эффективности на I этапе обучения. В соответствии с этим я пыталась найти новые нетрадиционные методы, приемы и упражнения для развития грамотного письма, а также установить связи с уже известными методическими приемами, описать их место в системе уроков обучения грамоте и уроков русского языка в первом классе. Особенности усвоения грамотного письма в первом классе. Чтобы добиться результатов в формировании прочих навыков грамотного письма необходима постоянная работа в определенной системе. I этап. Подготовительный - начинается в период обучения грамоте. II этап. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы). III этап. Повторение правила - но не механическое. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями. IV этап. Запоминание непроверенных написаний. Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже необходимо формировать орфографическую зоркость. В процессе обучения грамоте у ребенка возникает необходимость произнести звук речи не в слове, а отдельно, причем в его чистом виде, т.е. овладение грамотой ставит ребенка перед новой задачей - выделить из общего речевого потока отдельные слова и фонемы, их составляющие. Усвоение грамоты сложный процесс, успешное протекание которого зависит от многих условий. Однако, важнейшим среди них несомненно является готовность к анализу звукового состава речи. Овладение грамотой, в сущности, и предполагает умение выделять звуки речи и объединять их в слоги и слова, узнавать их в словах и сочетаниях. Переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам языкового развития. Психология хорошо знает, что процесс письма - любой, будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание с текста, - является сложным психологическим актом, в котором участвуют 4-е анализатора: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, кинестетический. Т.е. овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. В процессе обучения грамоте формируются стойкие автоматизированные связи между этими анализаторами, на основе чего создается навык грамотного письма. Повторимся, сказав о том, что процесс формирования навыков фонетического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звуков, определение места звуков в слове, а далее предполагается не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической трудности слов. Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. 1. Списывание. Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках: · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. · Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 3. Письмо с проговаривание. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме: 1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2) Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3) Упражнение в запоминании. 4)Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5) Запись. 6) Проверка. 8. Диктант · Предупредительный диктант · Объяснительный диктант · Выборочный диктант · Свободный диктант · Самодиктант · Зрительно-слуховые диктанты Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. · Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
· «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. · Словарный диктант. 8. Орфографические минутки Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Специфика работы учителя на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка с учащимися первого и второго класса класса. При изучении парной согласной. Итак, остановимся на пропедевтической работе на орфограммой "Парные согласные". С первых же уроков начинаем отрабатывать с детьми умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится четко. В Приложении 1,2 предлагаю возможные варианты фонетических зарядок, игр и упражнений. Описанные приемы и упражнения содействуют совершенствованию фонематического слуха, что является одним из основных факторов по предупреждению ошибок на письме. Для дифференциации парных звуков по звонкости и глухости дети сначала путем прикладывания ладони к горлу узнавали, в произношении каких звуков участвуют голосовые связки. В Приложении 3 показана последовательность работы над дифференциацией звуков. При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). В связи с этим, при выполнении звукового анализа каждый ребенок выкладывает схему с помощью геометрического набора (красный кружок - гласный звук, синий квадрат - согласный твердый, зеленый квадрат - согласный мягкий), при этом используется прием хорового проговаривания. При обучении грамоте широко используется лента букв. Если по тому же принципу построить ленту звуков получиться целостный комплект: от звука идем к букве. Лента звуков будет составлять "Фонетическое лото". Эта игра содержит четыре звуковые карты с фишкой и может использоваться на начальных этапах обучения фонетике, так и дальнейшей работе по этому разделу русского языка. Цель "Фонетического лото" - формирование фонетических знаний и умений учащихся в процессе игры, с опорой на наглядность. Психологическим основанием для методики работы, этой работы служит теория планомерно - поэтапного формирования умственных действий и понятий, которую разработал видный советский психолог П.Я. Гальперин. Вначале необходимо разъяснить, для чего нужны фонетические знания и умения. Затем "раскрыть перед ребенком объективную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии - последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребенку с первого до последнего шага правильно выполнить все задание" (П.Я. Гальперин). На дальнейших уроках необходимо постепенно обращать внимание учащихся на дифференциацию звонких и глухих, твердых и мягких согласных, что составляет основу многих орфографических правил. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных строится на основе сравнения. Первоначальное сравнение идет на изолированных звуках, последующее - на слогах и словах. На некоторых методических приемах и упражнениях мы подробно остановились в Приложении 4. После того, как дети научились дифференцировать звонкие и глухие парные согласные мы начинаем работу над правилом: "Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный". Дети видят в словах оглушенный согласный, но сложностью является подбор и изменение слов. В Приложении 5 представлены упражнения некоторые на правописание звонких и глухих согласных на конце слова с 1 - по 4 класс. При изучении безударной гласной. Работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что при произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или щели. Гласные и согласные отличаются не только по способу артикуляции, но и по способу звучания. Гласные состоят только из голоса, согласные либо только из шума, либо из шума и голоса. В процессе работы над упражнениями в анализе и синтезе слогов (слов), мы знакомим детей с понятием "ударение, ударный ". Приступив к изучению данной темы мы встали на I ступень выработки правописания безударных гласных (не чувствуя ударения, ученики не смогут обнаружить безударную гласную и не смогут увидеть орфограмму в слове). Чтобы детям было легче определять слог, мы предложили воспользоваться интонацией, например, "позвать" слово ласково, прокричать слово и прохлопать, болельщику на стадионе. Предлагаемые упражнения смотри в Приложении 6. После того как хорошо отработаны умения: ставить ударения и производить звуковой анализ слов можно познакомить первоклассников с правилом проверки безударной гласной в корне слова. В Приложении 7 описаны некоторые приемы, игры, которые можно использовать на уроках в первом классе и во втором классах. На данном этапе важно, чтобы работа над безударной гласной в корне слова не сводилась к формальной проверке, без обращения к семантике слова и корня, без установления смысловых связей между проверяемым и проверочным словом. В результате такой "подготовки" дети механически запоминают графический облик слов и проверочные к ним, очень часто остаются непроверенными или ложно проверенными слова с неясной семантикой: скрепучая - скрепка, тенистый - тина, висели - вес и т.п. Я считаю, что целью пропедевтической работы в первом классе должно стать формирование представлений у учащихся представления, что слово имеет значение. В русском языке есть слова - родственники. Они близки по значению и имеют общую часть, пишется с одинаковой гласной в общей части, независимо от произношения. Определить эту гласную помогает "родственник с указательным пальцем". Для достижения этой цели в качестве обязательного компонента необходимо вести лексико - семантическую работу. Эта работа должна быть направлена на формирование у детей умения устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Детям сообщаются дополнительные сведения о "семьях" родственных слов: у слов родственников есть глава семьи - "родственник с указательным пальцем" (с ударным гласным в общей части). Общую часть слов родственников нужно писать одинаково. Глава семьи указывает, как ее писать. На следующих уроках у детей формируются умения: выделять главу, определять, на что он указывает; устанавливать общность правописания родственных слов. С этой целью детям может быть предложены упражнения в Приложении 8. Лексико - семантическую работу желательно проводить на каждом уроке русского языка начиная. Начиная с первого класса задания по работе с группами родственных слов могут включаться в 5- минутные разминки в начале урока, а также дополнять упражнения по теме урока. Когда заканчивается обучение грамоте, я раздаю каждому ученику "волшебный квадрат" (со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Поясняю, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научаться правильно им пользоваться. Для этого квадрат накладывают на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв. При работе над словарными словами. Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые словарные слова усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которыми морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний пытаются интуитивно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: "Восток пишется с о, потому что там солнышко восходит". Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний является этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. В соответствии с этим целесообразно с первого класса вести этимологические словарики, отбирая в них слова с традиционными написаниями. В Приложении 9 даны этимологические справки некоторых словарных слов за 1 класс. Процесс запоминания словарных слов идет быстрее и информация усваивается учащимися прочнее, если они сами участвуют в нем. Я предлагаю детям сочинять рифмовки, коротенькие стихотворения и рассказы, используя в них слова, которые необходимо запоминать. Образцы детского творчества: наворочки, врединки даны в Приложении 10. Я подробно остановилась на пропедевтической работе в первом и во втором классах над орфограммами "безударной гласной", "парные согласные", "правописание непроверяемых написаний", т.к. именно эти написания требуют сложного фонематического анализа. Цель учебной деятельности заключается непросто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Методы, приемы и упражнения, представленные в данной работе и используемые мной на практике, дают такую возможность учащимся. Систематическая и целенаправленная работа над орфографической зоркостью учащихся с первого класса дала свои положительные результаты.
|
|
|