Главная страница

Выполнила работу учитель начальных классов



Скачать 396.78 Kb.
НазваниеВыполнила работу учитель начальных классов
страница2/3
Дата14.03.2016
Размер396.78 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

Анализ диктанта, проведенного в 1 «б» классе




Ф.И.учащегося

Количество ошибок в диктанте №1(февраль)

Количество ошибок в диктанте №2

(май)

1.

Багаев Денис

4

1

2.

Водопьянова Арина

5

2

3.

Груздев Вадим

3

1

4.

Дементьев Антон

1

1

5.

Дребезгова Валерия







6.

Завьялова Анастасия

6

4

7.

Кожинова Анастасия

2

0

8.

Коробейникова Фаина

10

6

9.

Крошечкин Павел







10.

Кузнецова Елизавета

5

2

11.

Малеева Наталья

4

3

12.

Малинин Артём

1

0

13.

Мельчакова Виктория

1

0

14.

Овчинникова Алёна

2

0

15.

Перевезенцев Михаил

2

1

16.

Перов Дмитрий

8

4

17.

Пушкарёв Егор

1

0

18.

Смирнов Данил

5

3

19.

Смирнова Евгения

4

3

20.

Соколов Ярослав

1

0

21.

Соловьёва Алина

2

0

22.

Яковлев Антон

1

0

23.

Яровикова Алина

5

1




В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использования с первого класса разнообразных методов, приемов, упражнений в работе над орфографической зоркостью активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатством родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Работа над орфографической зоркостью и, как следствие, грамотное письмо очень актуально сегодня.
Но еще Герцен А.И. говорил: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, т.е. неперевариваемые".


Приложение 1

Фонетические зарядки.
1. Назвать по одному гласному звуку.

2. Назвать по одному согласному звуку.

3. Назвать слог.

4. Придумать слова с заданным звуком.

5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)

Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».

6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.

7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.

8. Скажи наоборот.

*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;

*учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;

*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.

9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.
Фонетические упражнения.


  1. Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

  2. «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.

  3. Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?

  4. Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…

  5. Выбери картинку в названии которой есть звук… .

  6. Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

Приложение 2

Игровые приемы.


  1. Измени слова:

а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;

б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;

г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.

Или можно использовать четверостишия:

С «Ч» я над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю. ( чайка- гайка)

С «М» меня ты надеваешь,

С «Л» собаку называешь. ( майка- чайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» от вас я не таю-

В каждом классе в ряд стою. (карта- парта)

С «Б» смертельной я бываю,

С «М» меха я пожираю,

С «Р» актеру я нужна,

С «С» для повара важна. (боль - моль-роль-соль).

2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)

3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз…

4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.

6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:

луна- стол л

кино- игла и

лампа- мышь м

окна- дом о

нос- Анна н.

  1. Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).
8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

Приложение 3.

Дифференциация звуков по звонкости- глухости.


  1. Дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.

  2. Повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.

  3. Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)

  4. Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…

  5. Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.

  6. Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…

  7. Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение. учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.

Много снега во дворе.

Сашка и Егорка,

Взяв лопату и ведро,

Вышли делать корку.

Птицам голодно зимой,

Вышел наш Егорка

И для птиц не пожалел

Румяной свежей горки.

Мы играем во дворе,

Я зову собачку,

Запрягаю как коня,

И везу с ней дачку.

На каникулах Сережа

Не решал задачки

Он все лето отдыхал

Под Москвой на тачке.

  1. Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.

  2. Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:

глу.ый .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки ит.д.


Приложение 4.

Дифференциация звуков по твердости- мягкости.
1. Работа со слоговыми таблицами. Таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, Ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.

Задания к таблице:

а)чтениеучителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:

- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?

В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:

-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?

Так проводится работа с каждой парой слогов.

На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:

-Как произносятся согласные в первом столбике?

- Во втором?

- Какая гласная стоит после твердых согласных?

- Какая гласная стоит после мягких согласных?

б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).

Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.

г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.

Цель этих упражнений – закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.


  1. Работа со словами.

а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.

б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.

в) различение слов- паронимов.

Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:

- Как слышится согласный в – твердо или мягко?

- Что такое вазы?

- Какое получится слово, если звук б произнесем мягко?

- Какую гласную напишем после мягкого в?

- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)

На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.

Затем дети определяют, чем звуки отличаются в произношении и написании.

Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.

Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы- вязы) нужно вставить в предложения.

г) Игра «Наоборот»

Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.

Слова – паронимы

О-е

А-я

У-ю

Ы-и

Поток- потек

Тома- Тема

Дома- Дема

Поднос- поднес

Ров- рев

Воз- вез


Мал- мял

Мать- мять

Вазы- вязы

Флаги- фляги

Рад- ряд

Юла- Юля

лук- люк

тук- тюк

пилу- пилю

клушка- клюшка

катушка-Катюшка

суда- сюда

круг- крюк

выл- вил

был- бил

мыл- мил

ходы- ходи

колы- коли

лыжи- лижи

мышка- мишка




  1. Игра «Подними букву». У каждого ученика две карточки с буквами а и я. Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.




  1. Большое место в работе по различению твердых и мягких согласных занимают упражнения, где учащимся надо вставить в слово пропущенную букву. Работа может строиться как игра, формы проведения которой можно разнообразить. Например, можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово (сал_т, кол_ска, сол_нка, пл_кса и т. д. ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся у каждого, подсчитывается, выявляется победитель. Аналогичную работу можно провести, приготовив из бумаги не ромашку, а отрывной календарь, аквариум с рыбками и т.д.




  1. Игра «Почтальон». Во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы, дает объяснения. Такая работа вносит оживление, повышает интерес к работе.




  1. Игра «Исключение 4-го лишнего». Предлагаются 4 слова, например с пропущенным гласным после л: кол_ска, невал_шка, л_мпа, цыпл_та. Учитель говорит, что детям предложены слова с твердым и мягким согласным л. Одно слово нужно закрыть- оно лишнее. В трех остальных случаях л звучит одинаково. В конце игры все объясняют и проговаривают, игру можно сопровождать записью слов.


Приложение 5 .

Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной.
1. Игра «Только минус». На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.

Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».

Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.

В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».
2. Игра «Сильный- слабый». Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной . затем они меняются ролями.
3. Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.

Куль- куб-

ноль - короб-

лещ - муж-

ель- брак-

краб- яр-

год- ешь-

можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.

В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.
4. Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти.

5. В 1 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.

- Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять.

Это грузди! Надо взять.

- О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)

- Где нашли грибы? (Во мху.)

- Что это значит? (Грибы любят сырые места.)

- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.

- Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.

- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)

- Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.
6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ- проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.

Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.

Огород, огородник, огороды.

Везла, везет, повезет, вез.
7.Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа.

Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.

На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос. Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам проможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.

Запись: один много

ягода ягоды ягод
8.Имена прилагательные в речи детей младшего школьного возраста встречаются редко, особенно у первоклассников. Однако это не является серьезным аргументом для исключения прилагательных из системы упражнений

- Прочитайте слова парами. Правильно ставьте ударение.

дорог- дорога свеж- свежа

молод- молода хорош- хороша

глуп- глупа прав- права

- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, проставляя ударение.

Приложение 6.
1   2   3