Главная страница


Выполнила работу учитель начальных классов



Скачать 396.78 Kb.
НазваниеВыполнила работу учитель начальных классов
страница3/3
Дата14.03.2016
Размер396.78 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

Упражнения для выделения ударного слога.
1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.
2. Разложить картинки под схемами.
3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.
5. Отметить в записанных словах ударение.
6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.

Замок-замок

Кружки- кружки

Стрелки- стрелки.


  1. Прочитай стихи. Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение.

От удивленья охнул кок

И почесал затылок.

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.
Иголка ходит вверх и вниз

Вот листья появились

Ест Аленушка ирис

А вышивает ирис.
Скорей, сестра на рыб взгляни

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни

Не бойся- это окуни.
8.Прочитай сразу 2 предложения. Найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.

Лена мела пол.

Вера принесла кусок мела.
Эти горы высоки.

На склоне горы паслось стадо.
В Карелии красивые озера.

В нашей местности нет озер.

Мой руки перед едой.

Она не подала ему руки.
9.Игра «Стук- постук». (3 команды.) Ведущий стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.

Игру рекомендуется проводить в таком порядке:

- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.

- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.

- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.

- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова

- трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.


  1. Игра «Где ударение?» Ведущий называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:

речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.

игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.


  1. Игра «Вышиваем слова». Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.




  1. Быстрый диктант.

Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.

Приложение 7.

Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.


  1. Игра «Поединок».

Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог

Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:

Дома дожди зима трава река носы нога змея возы ходить коты мосты.


  1. Игра «Чей ряд лучше?» У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.

Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.


  1. «Конкурс знатоков»

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: зм_я, б_рец, скр_пит, р_гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_снеть и др.
4. Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне

Игрокам нужно вставить пропущенные гласные.

К_л_сок- д_р_вянный

Г_л_ва- з_л_неет

В_л_сок- в_с_литься

Д_р_гой- в_ч_рок

М_л_дой- д_ш_веет
5. Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.

Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.

Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
6. Игра «Различай на слух».

Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.
К старости на дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко сел и посидел.
7. Игра «Спрашивай – ответим». (2 ком. по 4 чел.)

Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.
8. Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.

Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.

Сестра- бревно-

Пчела- стекло-

Слеза- весло-

Весна- зерно-

Черта- гнездо-

Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.
9. Игра «Эстафета»

Команды получают карточки со словами.

По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.

Гр_за р_ды м_сты

М_ста в_рить кр_чать

Сл_ны т_шина б_жать

Сл_ва д_ла д_ревья

Х_лмы з_мля р_ка

М_ря сн_га с_лач

Ч_сы т_гренок п_ля

Ст_лбы кр_ты д_жди
Приложение 8.

Корнесловная работа.
1. Выделить «родственника (или родственников) с указательным пальцем»:

а) садовник сад садовый;

б) часы час часовщик часики часовой

в) лиса лисий лисичка лес

г) снежок снежинка снеговик Снегурочка.

Определите на что он указывает.
2. Определите в каком домике (А или О) живут «родственники»:

В_рить, в_реный, в_ренье.
3. Расселите «родственников» в домики Е, И, Я.

П_терка, п_чет, п_сать, п_так, п_чник, п_сьмо, п_сатель.
4. В домике О живет семья из трех слов. «Родственник с указательным пальцем» - море. Назовите остальных членов семьи (морской, моряк).Почему они «родственники»?
5.Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?

Серый волк и густом л_су

Встретил рыжую л_су.
6. Соберите «родственников» на семейный ужин. В каком домике они соберутся? Почему?

а) Что ж он видит? -Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-коня

Ростом только в три вершка.
б)Пред глазами конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые вороные,

Вьются гривы золотые…
в)Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых…

Приложение 9.

Этимологические справки некоторых словарных

Малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый-«маленький»

Малина- малый- «состоящая из маленьких частей».

Береза- лиственное дерево с тонкими, розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии- береза.

Береза- берза, бер= «светлый, ясный, белый.»

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Березка моя кудрявая!

На тебе, березонька, листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Воробей- маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ строений.

Разные птицы подают голос по- разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов- названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».

Воробей- вор, ворк= «воркует, издает переливчатые звуки».

- Итак, воробушки урок!

Сейчас по расписанию

У нас чистописание.

Запомним: пишется «чирик»,

А произносится «чивик»

Или «чилик», кто как привык!

Деревня- небольшое поселение людей.

В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Деревня- дерево = «место, очищенное от деревьев».

Дерево- деру = «то, что дергают из земли, очищая ее»

Карандаш- тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.

Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «черный», а вторая даш- «камень»

Карандаш- кара, даш= «черный камень»

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет.
Картина- произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт,- выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Слово образовалось от итальянского карта- «бумага». Первоначальное значение слова картина- «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».

Картина- карта= «изукрашенная бумага».

Книжку с картинками мама купила,

Радости столько у Леночки было1

Ах, до чего же красивы картинки!

Коньки- узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на лыжах.

Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.

Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки- « маленькие кони».

Конек( чаще- коньки)- конь= « лошадка».

Два коня есть у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

Медведь, медведица- крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали, потому что он знает, в е д а е т, где найти в лесу м е д

Медведь- мед, ведающий = « знающий, где есть мед»

- Эй, Медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- Почему тебя Медведем зовут?

- Хе- хе! Бестолковая птица. Мед- ведь- значит мед ведающий. Знаю стало быть, где мед в лесу спрятан.

Пенал- длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

В старину писали гусиными перьями, позднее- металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал.

Пенал- пенна = «перо», «ящичек для перьев».

Расскажу я , чтоб ты знал,

Для чего тебе пенал.

У тебя своя кроватка,

Глее ты выспался в тиши,

А в пенале дремлют сладко

Перья и карандаши:

Наработаются лишку-

Залезают спать под крышку.

Тетрадь- сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.

Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре» . вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.

Тетрадь- тетра = « четвертая часть листа».

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей- кА!

Можешь и нарисовать.

Что такое я ?

Приложение 10.

Работа со словарными словами.
Наворочки.
Воробей летел, через город пролетел.

А ворона черная, около дороги,

Увидав медведя, ворона, лису,

Улетела до деревни.

-Здравствуйте, сорока,

Расскажите как живет народ.

- Живет он неплохо:

Город, работа, завод-

Все хорошо!
Медведица гуляла,

Цветочки собирала.

Присела у березки-

Устали ее лапки.

И видит сцену у дороги-

Ворона гонит воробья!
Ягод нет кислее клюквы,

Я на память знаю буквы.

Стройка идет по России,

Строится наша Москва!

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.


Врединки
Ворон прыгал на березе. Это делал он нарочно, вдруг откуда- то вышел петух, клюнул его понарошку- ворон свалился в капусту.
Собрался Коля в шклолу,

А в портфеле- не пенал, не карандаш,

А одежда и коньки.
Как у нас- то в огороде выросла капуста: и не овощ, и не фрукт, а большая ягода! Вот так урожай!

Источники информации
Сайт: Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/565356/

Сайт: https://tverschool37.edusite.ru/p88aa1.html
Литература:
· М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

· Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
1   2   3