Упражнения для выделения ударного слога. 1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником. 2. Разложить картинки под схемами. 3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова. 4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог. 5. Отметить в записанных словах ударение. 6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.
Замок-замок
Кружки- кружки
Стрелки- стрелки.
Прочитай стихи. Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок. Иголка ходит вверх и вниз
Вот листья появились
Ест Аленушка ирис
А вышивает ирис. Скорей, сестра на рыб взгляни
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни
Не бойся- это окуни. 8.Прочитай сразу 2 предложения. Найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.
Лена мела пол.
Вера принесла кусок мела. Эти горы высоки.
На склоне горы паслось стадо. В Карелии красивые озера.
В нашей местности нет озер.
Мой руки перед едой.
Она не подала ему руки. 9.Игра «Стук- постук». (3 команды.) Ведущий стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.
Игру рекомендуется проводить в таком порядке:
- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.
- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.
- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.
- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова
- трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Игра «Где ударение?» Ведущий называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:
речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.
игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.
Игра «Вышиваем слова». Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.
Быстрый диктант.
Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Приложение 7.
Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.
Игра «Поединок».
Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог
Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:
Дома дожди зима трава река носы нога змея возы ходить коты мосты.
Игра «Чей ряд лучше?» У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.
«Конкурс знатоков»
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: зм_я, б_рец, скр_пит, р_гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_снеть и др. 4. Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне
Игрокам нужно вставить пропущенные гласные.
К_л_сок- д_р_вянный
Г_л_ва- з_л_неет
В_л_сок- в_с_литься
Д_р_гой- в_ч_рок
М_л_дой- д_ш_веет 5. Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.
Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.
Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной. 6. Игра «Различай на слух».
Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала. Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок. К старости на дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел. 7. Игра «Спрашивай – ответим». (2 ком. по 4 чел.)
Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями. 8. Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.
Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.
Сестра- бревно-
Пчела- стекло-
Слеза- весло-
Весна- зерно-
Черта- гнездо-
Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной. 9. Игра «Эстафета»
Команды получают карточки со словами.
По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.
Гр_за р_ды м_сты
М_ста в_рить кр_чать
Сл_ны т_шина б_жать
Сл_ва д_ла д_ревья
Х_лмы з_мля р_ка
М_ря сн_га с_лач
Ч_сы т_гренок п_ля
Ст_лбы кр_ты д_жди Приложение 8.
Корнесловная работа. 1. Выделить «родственника (или родственников) с указательным пальцем»:
а) садовник сад садовый;
б) часы час часовщик часики часовой
в) лиса лисий лисичка лес
г) снежок снежинка снеговик Снегурочка.
Определите на что он указывает. 2. Определите в каком домике (А или О) живут «родственники»:
В_рить, в_реный, в_ренье. 3. Расселите «родственников» в домики Е, И, Я.
П_терка, п_чет, п_сать, п_так, п_чник, п_сьмо, п_сатель. 4. В домике О живет семья из трех слов. «Родственник с указательным пальцем» - море. Назовите остальных членов семьи (морской, моряк).Почему они «родственники»? 5.Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?
Серый волк и густом л_су
Встретил рыжую л_су. 6. Соберите «родственников» на семейный ужин. В каком домике они соберутся? Почему?
а) Что ж он видит? -Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-коня
Ростом только в три вершка. б)Пред глазами конный ряд:
Два коня в ряду стоят,
Молодые вороные,
Вьются гривы золотые… в)Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых…
Приложение 9.
Этимологические справки некоторых словарных
Малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый-«маленький»
Малина- малый- «состоящая из маленьких частей».
Береза- лиственное дерево с тонкими, розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии- береза.
Береза- берза, бер= «светлый, ясный, белый.»
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Березка моя кудрявая!
На тебе, березонька, листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Воробей- маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ строений.
Разные птицы подают голос по- разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов- названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».
Воробей- вор, ворк= «воркует, издает переливчатые звуки».
- Итак, воробушки урок!
Сейчас по расписанию
У нас чистописание.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Деревня- небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Деревня- дерево = «место, очищенное от деревьев».
Дерево- деру = «то, что дергают из земли, очищая ее»
Карандаш- тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «черный», а вторая даш- «камень»
Карандаш- кара, даш= «черный камень»
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. Картина- произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт,- выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта- «бумага». Первоначальное значение слова картина- «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Картина- карта= «изукрашенная бумага».
Книжку с картинками мама купила,
Радости столько у Леночки было1
Ах, до чего же красивы картинки!
Коньки- узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на лыжах.
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.
Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки- « маленькие кони».
Конек( чаще- коньки)- конь= « лошадка».
Два коня есть у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
Медведь, медведица- крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
Медведя так назвали, потому что он знает, в е д а е т, где найти в лесу м е д
Медведь- мед, ведающий = « знающий, где есть мед»
- Эй, Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, Стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут?
- Хе- хе! Бестолковая птица. Мед- ведь- значит мед ведающий. Знаю стало быть, где мед в лесу спрятан.
Пенал- длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.
В старину писали гусиными перьями, позднее- металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал.
Пенал- пенна = «перо», «ящичек для перьев».
Расскажу я , чтоб ты знал,
Для чего тебе пенал.
У тебя своя кроватка,
Глее ты выспался в тиши,
А в пенале дремлют сладко
Перья и карандаши:
Наработаются лишку-
Залезают спать под крышку.
Тетрадь- сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.
Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре» . вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.
Тетрадь- тетра = « четвертая часть листа».
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей- кА!
Можешь и нарисовать.
Что такое я ?
Приложение 10.
Работа со словарными словами. Наворочки. Воробей летел, через город пролетел.
А ворона черная, около дороги,
Увидав медведя, ворона, лису,
Улетела до деревни.
-Здравствуйте, сорока,
Расскажите как живет народ.
- Живет он неплохо:
Город, работа, завод-
Все хорошо! Медведица гуляла,
Цветочки собирала.
Присела у березки-
Устали ее лапки.
И видит сцену у дороги-
Ворона гонит воробья! Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Стройка идет по России,
Строится наша Москва!
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
Врединки Ворон прыгал на березе. Это делал он нарочно, вдруг откуда- то вышел петух, клюнул его понарошку- ворон свалился в капусту. Собрался Коля в шклолу,
А в портфеле- не пенал, не карандаш,
А одежда и коньки. Как у нас- то в огороде выросла капуста: и не овощ, и не фрукт, а большая ягода! Вот так урожай!
Источники информации Сайт: Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/565356/
Сайт: https://tverschool37.edusite.ru/p88aa1.html Литература: · М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
· Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4. |