МБОУС (К) ОШ № 18
Конспект урока русского языка
в 3 классе школы 7 вида по теме:
«РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Провела
учитель начальных классов
Громова С.В.
Цель: научить определять род имён существительных.
Задачи:
Познакомить учащихся с приёмами распознавания рода имён существительных.
Развивать умение видеть орфограммы в словах и уметь доказывать правильность их написания (уметь проверять орфограммы в словах).
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.
Оборудование: картинка «В магазине», слово «магазин», карточки со словами для предложения, слова для работы в паре, набор картинок для физминутки, карточка- помощница (таблица), слова для работы в паре, мешочек с предметами, 4 банана, 2 груши, 7 яблок.
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Урок русского языка. Запишите число, классная работа. II. Минутка чистописания.
-Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания.
Подсказка в загадке:
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква «М». - Пропишите каллиграфически верно буквы.
III. Словарно- орфографическая работа.
-У нас на уроке новое словарное слово. Это торговое помещение, которое приспособлено для продажи товаров.
Картинка, карточка со словом.
магазин
- Проговорите правильное написание слова «магазин
Запишите одно слово в тетрадь, одно - в словарик.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
IV. Повторение изученного материала.
1) работа с деформированным предложением
-Составьте из слов предложение.
В купила магазине книгуЛена
Запишите в тетрадь.
2) Разберите по членам предложения (1 человек - у доски)
-Вы уже знакомы с именем существительным.
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько вы знаете тему «Имя существительное»
3)Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
V. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете, что у каждого существительного есть род. А хотелось бы вам узнать, как у существительных появился род?
VI. Изучение нового материала.
1) Тогда послушайте грамматическую сказку.
Как у существительных род появился.
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия. Тот будет награждён».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал:
-Пусть они будут мои, мужского рода.
А жена схватила много слов себе и сказала:
-А это будут мои, женского рода.
А все остальные слова остались посередине и стали среднего рода.
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
-Какого же рода бывают существительные?
2)Давайте обратимся к правилу в учебнике с.19 (правило читают вслух три человека)
Таблица.
М.р. ж.р. ср.р.
Он, мой она,моя оно, моё
3)Игра «Ну-ка, отгадай».
-В мешочке у меня предметы. Нужно достать предмет, определить род, записать слово в соответствующий столбик.
(пенал, ручка, мыло, гриб, книга, сердце, ) VII.Физминутка.
- Я буду показывать картинку, а вы определять род и выполнять движения М.р. - прыгайте, Ж.р. - хлопайте, Ср.р.- приседайте. (Картинки: капуста, корова, воробей, заяц, молоко, письмо, собака, пальто) VIII.Закрепление изученного материала.
Работа в паре
Слова на парте разложить по родам, записать в тетрадь.
Метро, дом, помидор, мир, страна, ягода,дерево, , платье, улица,
Проверка по образцу.
Оценивание работы.
IX. Итог урока:
-Что нового узнали об имени существительном?
-Какого рода они бывают? Как определить род?
-Я хочу угостить вас фруктами, но, мальчики возьмите фрукты мужского рода, девочки – ж.р., а фрукт, какого рода достанется нашим гостям?
X. Домашнее задание : стр.19 упр.404 (1 уровень),стр.407 (2 уровень) |