|
Игра составная часть эффективных педагогических технологий, применяемых в начальной школе на уроках русского языка и математики ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ Савельева Вера Викторовна, Светлолобова Светлана Борисовна
учителя начальных классов МОУ СОШ № 7 Быстрое развитие науки в наше время, новые достижения в области телекоммуникаций, введение в повседневный обиход микропроцессорной техники, компьютеров существенно расширило объем знаний, требуемых современному человеку. Однако способность человека усваивать информацию осталась на прежнем уровне. Прямое увеличение количества информации, получаемой на уроках в школе, лишь частично решает проблему, так как часто влечет за собой информационное пресыщение. Следовательно, увеличивается вероятность возникновения неврозов и других психических отклонений у детей.
В настоящее время главной задачей учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку и математике. Игровые технологии являются составной частью эффективных педагогических технологий, применяемых в начальной школе.
В своей работе мы используем игры-упражнения серии «Успешный школьник», которые разработаны нами в помощь учащимся начальных классов, учителям.
Цель игр-упражнений: усвоение тем, которые обычно вызывают затруднения при усвоении, в кратчайшие сроки в увлекательной форме. Какие условия предъявляются к тем, кто использует эти пособия? 1. Ребёнок играет ежедневно в течение 10 минут. 2.Карточки с заданием, с которым ученик справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками.
Заменяя «вопрос» или «окошко» буквой или цифрой, выполняя другое задание, ребёнок имеет возможность проверить свой ответ. С обратной стороны карточки находится ответ или ответ и дидактический материал для отработки допущенной ошибки.
На протяжении десяти лет нами проводилась апробация данных дидактических пособий. В результате проведенных исследований выяснили: использование игр-упражнений позволяет справиться со многими школьными трудностями в кратчайшие сроки в увлекательной форме, качество знаний у учащихся, работающих по данным пособиям, значительно повышается (на 10-15%).
Игры-упражнения позволяют сделать процесс усвоения знаний более продуктивным. Достоинство пособия заключается в том, что оно даёт возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний.
Игры-упражнения полностью соответствуют установленным требованиям и могут быть использованы как для самостоятельной индивидуальной работы в школе и дома, так и для групповой при проведении уроков русского языка и математики в 1-4 классах общеобразовательных школ, в классах коррекции (по новому образовательному стандарту второго поколения).
Игры-упражнения способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных (общеучебных, логических ).
Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Это касается сформированности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают умение учиться. Предложенные пособия по русскому языку и математике «Успешный школьник» способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат. Литература 1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994
3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Москва, 2000
4.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007
5.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с. |
|
|