Главная страница

Утверждены Аттестационной комиссией министерства образования Нижегородской области



НазваниеУтверждены Аттестационной комиссией министерства образования Нижегородской области
страница4/4
В.Ю. Ереминой
Дата16.02.2016
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4

Структура описания психолого-педагогической технологии включает в себя:

  • название технологии;

  • основные концептуальные положения (с указанием авторов);

  • основная цель;

  • особенности процессуальных характеристик (основные этапы работы; система применяемых методов и средств на каждом из этапов и т.д.)

  • наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать программы (профилактические; коррекционно-развивающие и т.д.), циклы занятий, дидактические материалы и др.);

  • анализ результативности деятельности по итогам психодиагностических обследований (сравнения результатов; мониторинга уровня развития обучающихся (воспитанников) и т.д.)

Критерии оценки компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической технологии)


№п/п

Критерий

(макс. балл по критерию - 3)

1

Актуальность, целесообразность, обоснованность применения психолого-педагогической технологии.




2

Определение целей и задач психолого-педагогической технологии.




3

Наличие четко прослеживаемой системы психологической работы, поэтапность, взаимосвязь и взаимное дополнение ее направлений, видов и форм.




4

Единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности.




5

Наличие комплекса диагностических средств, позволяющих своевременно проводить оценку психического развития ребенка, отслеживать результативность деятельности и эффективность психолого-педагогического воздействия и др.




6

Эффективность психолого-педагогической технологии (количественно-качественные показатели), анализ за последние 3 года работы.




7

Соответствие применяемой педагогом-психологом технологии программе развития ОУ и контингенту обучающихся.




8

Аргументированный анализ итоговых результатов работы, самоанализ и перспективы деятельности в ОУ.




9

Ясность, логичность, последовательность изложения.




10

Умение представить полученные результаты на презентации, грамотность ее оформления.





0 баллов – критерий не представлен;

1 балл – критерий представлен частично;

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне;

3 балла – критерий полностью представлен в компьютерной презентации методической разработки.

Первая квалификационная категория – от 21 до 23 баллов (70% и более).

Высшая квалификационная категория – от 24 до 30 баллов (80% и более).


3.8. Рекомендации к формированию бумажного варианта портфолио педагога – психолога
Портфолио педагога-психолога в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Портфолио педагога-психолога государственного и муниципального образовательного учреждения на высшую квалификационную категорию – это комплект документов и других материалов, отражающий достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессиональный опыт в количественных и качественных параметрах, позволяющих сделать экспертное заключение в ходе аттестации.

Задачи портфолио педагога-психолога: представление профессиональных достижений, развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности профессиональной деятельности, содействие профессиональному росту психологов и популяризации деятельности психологической службы в России.

Ведение портфолио педагога-психолога. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение последних трех лет профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательной учреждении.

Структура портфолио может быть представлена следующими разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям приоритетного национального проекта «Образование»:

1. Общие сведения о педагоге-психологе. (Данный раздел включает материалы, отражающие достижения педагога в разных областях).

- Личные данные в форме резюме (изложение профессиональных достижений (навыки и компетентности), подкрепленных аргументами и доводами; информацию о курсах повышения квалификации, пройденных за последние 3 года; интересы и увлечения);

  • Копия диплома об образовании;

  • Копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;

  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

  • Копии грамот и дипломов;

  • Другие документы по усмотрению педагога.

2. Результаты профессиональной деятельности, включающие задачи деятельности и обобщенный опыт работы, отражающий теоретический, методический и прикладной аспекты практической психологии по всем основным направлениям деятельности психологической службы образования (психологическое просвещение, мониторинг выявления детей «группы риска», психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая развивающая деятельность, коррекционная, консультативная деятельность, экспертная деятельность) со всеми субъектами образовательного пространства (детьми, родителями (законными представителями), педагогическими работниками, руководителями образовательных учреждений) за последние 3 года.

3. Научно-методическая деятельность педагога. (В этом разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога-психолога).

  • Участие педагога в экспериментальной работе;

  • Использование современных психологических технологий;




  • Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий;

  • Участие в сетевых Интернет-проектах кафедры психологии;

  • Количество сертифицированных инновационных (авторских) программ и УМК;

3.1. Обобщение и распространение собственного профессионального опыта на муниципальном и (или) региональном уровне:

  • Обобщение опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых занятий, методических семинаров, «круглых столов» и др.);

  • Внедрение и распространение опыта педагога-психолога в рамках профессионального сообщества;

  • Количество публикаций, методических разработок, презентаций (суммарно за последние три года);

  • Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:

  • Повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца;

  • Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство;

  • Наличие ученого звания и (или) ученой степени;

  • Наличие программы по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития;

  • Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п.

  • Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах:

  • Участие педагога-психолога в конкурсах (за последние три года);

  • Наличие у педагога-психолога призовых мест (за последние три года)

4. Инновационная деятельность. (Раздел содержит материалы по разработке новых психолого-педагогических технологий в соответствии с программой развития образовательного учреждения).

5. Рефлексивно – аналитическая записка – самоанализ и перспективы деятельности, самооценка аттестуемым профессиональных норм поведения.

6. Учебно-материальная база. (В этом разделе помещаются материалы, предполагающие учебно-методическое и техническое оснащение профессиональной деятельности).

  • Список справочной и энциклопедической, специальной психологической литературы в кабинете;

  • Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;

  • Наличие диагностического инструментария;

  • Наличие медиотеки, различных средств наглядности и демонстрации;

  • Перечень развивающих программ, игр и упражнений, раздаточного материала для организации деятельности;

  • Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка);

  • Другие документы.

Оформление папки документов портфолио:

    • титульный лист (Ф. И. О. педагога-психолога, город/район, школа);

    • обязательно наличие оглавления (с наименованиями материалов и номерами страниц).


Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен содержать сведения о дате выдачи. Художественное оформление портфолио не оценивается.
Критерии оценки портфолио педагога-психолога





Критерий (уровень квалификации)

Представленность

(макс. балл по критерию - 10)

1

Задачи деятельности, определяемые нормативно-правовыми документами Службы практической психологии образования с учетом специфики ОУ и отраженные в должностных обязанностях педагога-психолога




2

Основные направления деятельности и специфика организации психологической работы в ОУ




3

Адекватность используемых методов работы и их соответствие программе развития ОУ и контингенту учащихся




4

Показатели деятельности и взаимодействия со всеми субъектами образования




5

Достигнутые результаты по основным направлениям деятельности: диагностическому, коррекционно-развивающему, консультированию, психологическому просвещению и психопрофилактике (с учетом специфики ОУ), мониторинг за последние три года




6

Реализация инновационной деятельности по выбранному направлению, внедрение новых технологий




7

Аргументированный анализ итоговых результатов работы, самоанализ и перспективы деятельности




8

Умение представить полученные результаты на презентации портфолио




9

Ясность, логичность, последовательность изложения




10

Подтверждения соответствия профессиональной компетентности квалификационным категориям (по личному заявлению педагога на добровольной основе)






Первая квалификационная категория – от 70 до 79 баллов (70% и более).

Высшая квалификационная категория – от 80 до 100 баллов (80% и более).
ГЛОССАРИЙ

АКТУАЛЬНОСТЬ (личного вклада педагога \ практических достижений) - соответствие потребностям образовательной системы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике (от позднелатинского actualis фактически существующий, настоящий, современный).

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ – квинтэссенция личного вклада, выделение главного, наиболее существенного в деятельности педагога, представление о назначении, сущности, способах активного, творческого изменения существующей практики

образования, раскрываемое в единстве социопрактического, ценностно – смыслового, деятельностного и прогностического аспектов.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС — совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковой формах. Интернет-ресурс имеет доменное имя (Uniform Resource Locator) - уникальный электронный адрес, позволяющий идентифицировать Интернет-ресурс, а также осуществлять к нему доступ. Интернет – ресурс педагога может существовать в форме персонального сайта (блога) педагога или

персональной страницы педагога на сайте образовательной организации, в которой осуществляется его профессиональная деятельность

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТА́ЦИЯ - (от лат. praesento — представление) — сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую, удобную для восприятия информационную среду документа, предназначенного для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до пользователей полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация, созданная для информационной поддержки какого-либо мероприятия или события (выступления, доклада и т.п.), отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно содержит минимальное количество текста, так как текст проговаривается выступающим, а презентация служит для наглядного представления его слов.

ЛИЧНЫЙ ВКЛАД (педагога) – это педагогические достижения, получаемые в ходе решения актуальных задач развития образования, сопровождаемые стабильно высокими и перспективными образовательными результатами, обеспечиваемые опорой на наиболее передовые научные идеи и подходы, использованием современных образовательных технологий, доступные для других педагогов и востребованные в массовой педагогической практике.

НОВИЗНА (личного вклада педагога \ практических достижений) - характеристика новых элементов, вносимых педагогом на уровень педагогической науки в целом, методики преподавания, собственной педагогической практики:

• на уровне радикального преобразования образовательной системы: постановка новых целей, разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач, введение новых подходов к образовательной диагностике.

• на уровне рационализации, усовершенствования отдельных сторон, обновления одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации;

• на уровне комбинации элементов известных методик, использования в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ – интегральный результат профессиональной педагогической деятельности, отражающий уровень овладения педагогом совокупностью профессиональных компетенций, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. Делится на передовой педагогический опыт, возникающий из массового опыта, превосходящий его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результа

тов; новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогической деятельности; инновационный опыт – результат проектирования образовательной системы на основе определенной концептуальной идеи, обладающей новизной на уровне кардиналь
ного изменения образовательной действительности, «носителем» которого являются педагогические коллективы образовательных организаций.

ПРОБЛЕМА (в профессиональной педагогической деятельности) - несоответствие между потребностью в повышении эффективности образовательной деятельности на основе новых (изменившихся) требований к образовательным результатам и отсутствие или недостаточная разработанность в массовой образовательной практике соответствующих способов (средств, технологий, методик)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (профессиональной педагогической деятельности) – соответствие образовательных результатов нормативным требованиям (например, у учителя – это наличие личностных, метапредметных и предметных результатов, а также наличие уровней базового (выпускник научится) и повышенного (выпускник получит возможность научиться). Результативность оценивается в параметрах: стабильность – устойчивость высоких образовательных результатов на протяжении определенного времени; оптимальность - достижение наилучших образовательных результатов при наименьшей затрате сил и времени педагогов и обучающихся (воспитанников); перспективность – возможность улучшения, обогащения, углубления образовательных результатов как в деятельности самого педагога, так и других.

ТРАНСЛЯЦИЯ (личного вклада \ практических достижений) - осуществляемые с целью пропаганды и распространения систематизация и оформление личного вклада \ практических достижений в виде структурного описания, устанавливающего взаимосвязи между элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми педагогом в профессиональной деятельности, причинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической системы. Существуют следующие уровни трансляции: практический уровень: открытый урок (показ приемов и методов работы); семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы); творческий отчет (показ достижений); конференции, выставки (показ системы работы); методический уровень: педагогические чтения (представление ведущей педагогической идеи); методические разработки (представление деятельностного аспекта личного вклада, условий его формирования); научный уровень (теоретический анализ): публикации, статьи, сборники, монографии и др.

ЦЕЛЬ – точка завершения процесса деятельности, описываемая через совокупность результатов, состояний, последствий и продуктов деятельности; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Цель конкретизируется в задачах, которые раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута, избирая те или иные формы, методы и приемы.

ЭФФЕКТ (профессиональной педагогической деятельности) – уровень улучшения, обогащения, преобразования существующей образовательной ситуации, достигаемый за счет профессиональной деятельности педагога.

1 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.психол. фак. университетов 2-е изд., стер. – М.:Изд. центр «Академия», 2005.- С.7-8.

1   2   3   4