|
Урока: проверка знаний учащихся по теме «Площади фигур» Смотр знаний по геометрии в 8 классе проводится по теме «Площади фигур». Цель данного типа урока: проверка знаний учащихся по теме «Площади фигур» Задачи:
Проверить умение учащихся доказывать теоремы и решать разноуровневые задачи по теме «Площади фигур».
2. Углубить знания учащихся по теме.
3.Совершенствовать навыки общения.
4. Научить учащихся выступать перед аудиторией. Оборудование:
Подготовка к смотру знаний:
О дате проведения и условиях проведения смотра знаний ребятам сообщается за три недели до начала мероприятия.
Родителям рассылаются пригласительные билеты.
За неделю до смотра в фойе школы вывешивается объявление, где указаны дата и время проведения смотра . Итоги смотра также вывешиваются в фойе.
Ребята помогают в оформлении кабинета.
За подготовку группы к смотру отвечает главный консультант, который систематически консультирует подготовку своих подшефных по отдельным вопросам, а «ненадежных» по всем. При этом повышается уровень и самих консультантов.
Таким образом, он выясняет, как ребята готовятся к этому ответственному мероприятию.
Старшеклассники также помогают ребятам готовиться к смотру, проводят консультации для тех, кто в этом нуждается.
Таким образом, подготовка к смотру знаний имеет обучающее и большое воспитательное значение.
Организация проведения смотра знаний:
Смотр знаний проводится на двух итоговых уроках по данной теме. На него приглашаются родители, администрация школы, учителя. Родители имеют право, сидя за одним столом со своим ребенком, оказывать ему помощь в разумных пределах.
Смотр знаний состоит из четырех этапов, которые должен пройти каждый ученик. За каждый этап он получает оценку по пятибалльной системе. В выставлении оценок каждому школьнику принимают участие учитель и члены жюри.
Оценки выставляются в паспорт, который ученик получает в начале смотра. (Приложение 1)
Возле каждого стола, а их четыре, сидит проверяющий – это хорошо подготовленный ученик из старших классов.
Первый этап – доказательство теоремы по данной теме. Карточка с номером теоремы выбирается учеником.
Второй этап – решение простейших задач. Из пяти задач как минимум надо решить три. В основном это задачи по готовым чертежам. Карточку с номерами задач вытягивает ученик.(работа по чертежам на интерактивной доске)
Третий этап – решение более сложных задач, максимум надо решить две задачи, минимум – одну. Но желающие могут отказаться от этого этапа, а решать задачу из рубрики «Приз».Ответ оценивается тоже в 5 баллов. В эту рубрику включены сложные задачи, поэтому за ее правильное решение ученик получает приз и оценку «отлично».
Четвертый этап – практическая работа.
Задание для учащихся с низкими учебными возможностями : найти площадь фигуры, пользуясь теоремами о площадях известных фигур по готовой модели.
Задание для учащихся творческого уровня: решить одну из задач с практическим содержанием.
На смотре работает «Служба скорой помощи». В случае затруднения ученик может обратиться в эту службу не более одного раза, но если чаще, то оценка снижается на один балл. Как правило, ребята стараются без нее обойтись.
В этот же день подводятся итоги по паспортам учащихся и бланкам жюри. Результаты сообщаются ученикам. Лучшие ученики поощряются.
Задания, которые предлагаются учащимся для подготовки к смотру: К первому этапу смотра- теоремы и задачи с доказательством.
Доказать теорему о площади параллелограмма
Доказать теорему о площади треугольника
Доказать теорему о площади трапеции
Вывод формулы площади параллелограмма
Вывод формулы площади треугольника
Доказательство теоремы о площади прямоугольника
Вывод формулы Герона , где р – полупериметр треугольника.
Вывести формулу зависимости площади треугольника от радиуса описанной окружности.
Вывести формулу зависимости площади треугольника от радиуса вписанной
Окружности S=pr, где р – полупериметр треугольника.
Примерные задачи для подготовки ко второму этапу смотра.
Задача 1.
Вычислить высоту треугольника, если известны две его стороны и угол между ними. Например:1)16, 10, 600 2) 5,8, 300 3) 3,4; 8, 450 Задача 2.
По двум известным сторонам и высоте, проведено к одной из сторон, найти другую высоту параллелограмма. Постройте вторую высоту параллелограмма и найдите её.
Задачи 3-7.
Найдите площадь трапеции:
Задачи 8-9.
Найдите площадь треугольника:
Задачи 10-11.
Найдите площадь ромба:
Комментарий:
В течение всего периода подготовки к смотру учитель регулярно разъясняет вопросы из списка, которые показались ребятам непонятными. Для этого он выделяет время на уроках, так и после них.
Ход смотра Вступительное слово учителя:
Ребята, у нас сегодня праздник Знаний, на который мы пригласили гостей: родителей, старшеклассников, учителей математики и администрацию школы. Перед вами стоит задача: показать свои знания по теме: «Площади фигур». Каждому из вас предстоит пройти четыре этапа.
1 этап – доказать теорему на выбор.
2 этап – устно решить не менее трех задач на выбор.
3 этап – решить письменно задачу с подробным объяснением на выбор или решение сложной задачи на приз.
4 этап – решить задачу с практическим содержанием ( на 5 баллов) или выполнить практическую работу, используя готовые модели ( на 4,3 балла).
Оценивать ваши знания по теме будут члены жюри, в состав которого входит учителя математики и хорошо подготовленные старшеклассники. Доказательство теоремы заслушивают старшеклассники. Устное решение задач проверяет учитель математики №1, письменное решение задач проверяет учитель математики №2.
Каждый член жюри имеет перечень вопросов и бланк для выставления оценок учащимся.
У каждого из вас на руках имеется лист оценки, в который на каждом этапе смотра будут выставляться баллы. Познакомьтесь со шкалой оценки. ( Приложение 2.)
На смотре работает «Служба скорой помощи». В случае затруднения вы можете обратиться в эту службу, но не более одного раза. Так же можно один раз воспользоваться помощью родителей.
Желаю всем удачи! Задания для 1 этапа смотра на карточках.
Доказать теорему о площади параллелограмма
Доказать теорему о площади треугольника. Чему равна площадь прямоугольного треугольника.
Доказать теорему о площади трапеции
Вывод формулы площади параллелограмма
Вывод формулы площади треугольника
Доказательство теоремы о площади прямоугольника
Вывод формулы Герона , где р – полупериметр треугольника.
Вывести формулу зависимости площади треугольника от радиуса описанной окружности.
Вывести формулу зависимости площади треугольника от радиуса вписанной
Окружности S=pr, где р – полупериметр треугольника.
Вывести формулу для вычисления площади параллелограмма, если известны его диагонали.
Вывести формулу для нахождения площади равностороннего треугольника со стороной а.
Задания для 2 этапа смотра:(чертежи предлагаются на интерактивной доске)
Комментарий:
Устно опрашивает только учитель математики. Во время устной работы учащимся не рекомендуется поднимать руки. Учитель сам вызывает каждого очередного отвечающего. Это значительно экономит время урока и заставляет каждого быть внимательным. Учащиеся поднимают руку только тогда, когда требуется дополнить или исправить ответ. За три таких правильных выступления ученик зарабатывает 5 баллов. Если ответ можно дать по чертежу, то нужный рисунок проецируется на доску через кодоскоп. Устная работа с классом идет до тех пор, пока кто-нибудь из работающих по карточке не доложит о готовности к ответу. Учитель переключается на этого ученика. Как только подготовился следующий ученик у доски, к нему подходит один из членов жюри. С третьим учеником беседует другой член жюри и т.д. Тот учащийся, кто закончит ответ по карточке, присоединяется к работе класса. На его место учитель вызывает к доске другого ученика и снова предлагает ему выбрать карточку… Класс в это время выполняет письменные задания.
Задания для 3 этапа смотра:
Задачи первого уровня сложности.
Задача 1.
Боковая сторона равнобедренной трапеции 5 см, а ее диагональ делит среднюю линию на отрезки 3 см и 7 см. Чему равна площадь трапеции?
Задача 2.
В равнобедренную трапецию вписана окружность, касающаяся всех ее сторон. Боковая сторона трапеции равна 4 см, а угол при большем основании 300. Найти площадь трапеции.
Задача 3.
Найти площадь равнобедренного треугольника с основанием 24 см и боковой стороной
13 см.
Задача 4.
Площадь параллелограмма со сторонами 5 см и 6 см равна 24 см2. Найти диагональ параллелограмма. Задача5.
В равнобедренном треугольнике основание равно а, а противолежащий ему угол равен 600. Найдите площадь треугольника.
Задача 6.
Найдите площадь прямоугольника, если одна из его сторон равна 5 см, а угол между диагоналями 600.
Задача 7.
Диагональ параллелограмма равна его стороне. Найдите площадь параллелограмма , если одна его сторон равна 14 см, а один из углов 600.
Задача 8.
Вычислите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC, если AD = 29 см,
BC= 4см, AB= 16см. Угол А равен 300.
Задача 9.
Найдите сторону ромба и площадь ромба, если его диагонали равны 12 см и 16 см.
Задача 10.
Найдите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC, если AD = 12 см,
BC= 6см, CD= 5см, АС = 13 см.
Задача 11.
Найдите площадь равнобедренного треугольника, если его основание равно 10 см, а боковая сторона – 13 см.
Задача 12.
Стороны АВ и ВС треугольника АВС равны 8 см и 4,8 см, а высота, проведенная к стороне АВ, равна 6 см. Найдите высоту треугольника, проведенную к стороне ВС. Задачи второго уровня сложности – на «Приз»
Задача 1.
Стороны параллелограмма равны 12 см и 8 см, а угол между высотами, проведенными из вершины тупого угла, равен 300. Найти площадь параллелограмма.
Задача 2.
Основание равнобедренной трапеции равны 12 см и 16 см, а ее диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.
Задача 3.
Вычислить площадь трапеции с меньшим основанием 1 см, боковой стороной 3 см, составляющей с большим основанием угол 300,если другой угол при большем основании равен 450.
Задача 4.
Площадь параллелограмма со сторонами 5 см и 6 см равна 24см2. Найти две высоты параллелограмма.
Задача 5.
В прямоугольной трапеции ABCD с основаниями AD и BC боковая сторона АВ перпендикулярна большему основанию АD.Диагональ АС перпендикулярна CD.
АD равно 24 см. Угол между АС и АD равен 600. Найдите площадь трапеции.
Комментарий: Письменные ответы проверяет только жюри. Каждый ответ оценивается по пятибалльной системе.
Задания для 4 этапа смотра
Задания для учащихся с низкими учебными возможностями:
Вычислить площадь фигуры, выполнив необходимые измерения.
Задачи для учащихся творческого уровня с практическим содержанием:
Задача 1.
Прямоугольная цветочная клумба занимает площадь 216 м2. Вдоль длинных сторон клумбы нужно проложить дорожки шириной 2 метра, вдоль коротких – шириной 3 метра. Каковы должны быть размеры прямоугольного участка (клумбы вместе с дорожками), чтобы площадь дорожек была наименьшей.
Задача 2.
Новосел, решив выложить пол в квадратной кухне площадью 7,29 м2 квадратными разноцветными плитками купил такой набор. Одна плитка со стороной 120см. Три плитки со стороной 90 см, девять плиток со стороной 60 см и две плитки со стороной 30 см. Другой новосел, для точно такой же кухни, купил на одну плитку больше со стороной 120 см, на одну плитку меньше со стороной 90 см и на одну плитку меньше со стороной 60 см. Кто из них поступил разумно?
Задача 3.
Поле имеет форму параллелограмма основание, которого 500 метров, а высота 180 метров. Через поле под прямым углом к основанию проходит шоссейная дорога шириной 12 метров. Найдите посевную площадь поля.
Ответы к задачам
Задача 1 – площадь дорожек наименьшая, когда ширина клумбы равна 12 метров, а длина 18 метров. Тогда размер прямоугольного участка ( клумбы вместе с дорожками) равен
24 X 16 м
Задача 2 – более разумно поступил первый.
Задача 3 – Посевная площадь равна разности площади параллелограмма АВСD и площади прямоугольника EFKT ( см. рисунок), т.е.
S = SABCD – SEFKT = AD * ET – TK * EF = ET (AD – TK) ≈ 8 га.
Подведение итогов смотра. Награждение лучших учащихся. Приложение1.
Лист оценки
| Фамилия, имя ученика
|
| Номера задач
| 1 этап
| 2 этап
| 3 этап
| 4 этап
| 1
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
| Кол-во баллов на этапе
|
|
|
|
| Общая сумма баллов
|
| Оценка за смотр знаний
|
|
Приложение 2.
Шкала оценки
Кол-во баллов
| оценка
| от30 до 35
| «отлично»
| от 20 до 25
| «хорошо»
| от 10 до15
| «удовлетворительно»
| |
|
|