|
«Организация работы с детьми в летний период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37 «Солнышко»
«Организация работы с детьми в летний период»
Затопляева Любовь Герасимовна
Воспитатель МДОУ №37 «Солнышко
I квалификационная категория.
Усть-Илимск
Летнее время – это прекрасная пора для того, что бы повторить главным образом в форме игр, бесед, развлечений тот познавательный материал, с которым дети знакомились на протяжении учебного года. Летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому стараюсь помочь детям углубить знания о природе, непосредственно их окружающей, расширить представления о летнем периоде.
Задачи, которые я ставлю в работе с детьми раннего возраста летом, это:
1.Побуждать детей участвовать в подвижных играх, делать физические упражнения и закаляться.
2.Формировать у них основы экологической культуры, осознанного отношения к природе в процессе дидактических и развивающих игр.
3.Создание максимальных условий для воспитания и образовательной работы на воздухе.
Для успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе провожу разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия, подвижные игры и игровые упражнения. Летом, как никогда малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяется его потребность в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлений, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Достаточное количество игрового материала делает прогулку более насыщенной и интересной. Дети летом подолгу и увлеченно играют с природным материалом. Игры с песком относятся к любимым играм детей. Для того чтобы разнообразить эти игры использую мелкие игрушки, предметы, животных, растения, машинки, предметы домашнего обихода, словом все то, что встречается в окружении, а так же необходимые игрушки для игр в песочнице; разнообразные формочки, совочки, ситечки, ведерки. Играя в подвижные игры «Сыплем-лепим», «Я пеку, пеку, пеку», «Печатание на сыром песке», «Клад» и др., дети приобретают некоторый опыт; по цвету и на ощупь различают влажный песок или сухой. Сочетание песка со строительным и природным материалом увлекает детей, позволяет взводить интересные постройки. Такие содержательные игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную активность детей, способствуют развитию их фантазии, творческого начала.
Ознакомление со свойствами воды проходят во время специально организованных игр- занятий: «Тонут-плавают», «Веселые кораблики», «Ловись рыбка», «Мельница», «Мыльные пузыри», под контролем в конце прогулки. Так же предлагается принять участие в интересных делах: увлажнить песок, полить клумбу, комнатные цветы, наполнить тазик водой. Дети с удовольствием включаются в такие действия, охотно моют руки, не отказываются мыть ноги после прогулки.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются, выполняют разнообразные движения, бегают, лазают, бросают в цель, что способствует закреплению основных видов движения и совершенствование физических качеств и навыков. Играют в предлагаемые подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Кот и мыши» и др., которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.
Если дети почувствуют усталость, они могут отдохнуть, сидя на скамеечках расставленных по участку, спокойно наблюдать за играющими сверстниками, а также в жаркий день под кружевной тенью деревьев, на траве растилаем легкое одеяло, на котором дети могут покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.
Летом, представляется огромные возможности для наблюдения с детьми за окружающими. Они обогащают представление детей об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе, способствуют развитию умственной и речевой активности детей. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Наблюдение за разнообразными явлениями неживой природы воспитывают и детей эстетические чувства, формируют навыки бережного отношения к окружающему миру. Сезонные явления не до конца понятны малышам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка.
В ходе наблюдения за растениями на участке, а также комнатными цветами, с детьми закрепляются знания, о характерных особенностях растений, строение, участие узнавать и отличать.
Детям предлагаю погладить ствол дерева, ощутить его поверхность, почувствовать тепло, вздохнуть запах, идущий от сосны, березы (травы, цветов); закрыть глаза и послушать шелест листвы:
«Стоит Алёна: платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан» «Стоит в лесу красавица, стройна и зелена»
Возле березки всей группой водим хоровод под песню «Березка». После наблюдений за травой детям становиться понятны слова стихотворения О. Бедарева «На лугу». «Тара-ра! Тара-ра! На лугу растет трава, любят повторять дети. Не упускаются из виду и многочисленные насекомые. Дети наблюдают за бабочками, их красотой, полетом. Стараюсь вызвать у детей интерес к ползающим насекомым – жукам, муравьями и др. Для побуждения детей к активности, самостоятельным наблюдениям, высказываниям использую вопросы или задания проблемного характера, сравнительные наблюдения.
В процессе познания включаю сенсорное и практическое обследование детьми объектов и явлений природы, игровые приемы. Все это побуждает детей к размышлению, к применению ранее приобретенного опыта в новых ситуациях. Повысить интерес к наблюдению так же помогают стихи, потешки, поговорки, загадки. Дети внимательно слушают, запоминают потешки – это способствует развитию речи.
Я шарик пушистый
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок,
Остался стебелек. Кто на елке, на суку,
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
Использую каждую возможность для наблюдения с детьми за поведением домашних животных, птиц, в ходе которых закрепляются знания детей о повадках, строении и характерных особенностях животных и птиц. Знания подкрепляются рассматриванием и чтением книг о животных, потешек. Для закрепления представлений детей о диких животных, проводятся беседы, игры «Зоопарк», «Узнай и назови» и др., использую изображения разных зверей.
Летом провожу развлечения, которые так же способствуют ознакомлению детей с природой, воспитанию у них заинтересованного и бережного отношения к растительному и животному миру «Веселая полянка», «Бобик и его друзья» и др.
Приемом стимуляции детской активности на прогулке являются различные дидактические упражнения. В зависимости от конкретного наблюдения, дидактические задания могут быть предложены детям и в начале и в конце прогулки, а могут вплетаться в ход самого наблюдения. «Покажи дерево», «Как жужжит жук?» «Найди такой же листок», « Что тяжелее, что легче», «Собери только маленькие камешки» и др.
Разнообразные действия с природным материалом обогащают самостоятельную деятельность детей существенным признаком того, что детям нравится действовать с взрослыми, а также нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения являются их положительный эмоциональный настрой на протяжении всей прогулки, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит воспитатель, но и к собственным практическим действиям, а также достигнутым результатом.
Приобщение детей к посильным трудовым действиям – это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания.
Детям интересно быть рядом с взрослыми, чувствовать себя соучастником увлекательных дел. Малыши охотно откликаются на предложения принять участие в совместных трудовых действиях:
Подмести участок, почистить малые формы от песка, принести игрушки, собрать их в конце прогулки, полить цветы и др.
Ты, водичка, лей, лей,
Ты цветочек, пей, пей.
В летний период продолжаю работу по сенсорному развитию через игры: «Разложи по форме», «Цветные таблички», «Соберем пирамидку», «Подбери по цвету» и др. и игры с природным материалом, предлагаю детям игрушки бочонки, матрешки, вкладыши «Логический домик», «Чудесная коробка».
В дождливые дни создаю условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей (рисование карандашами, кистью, лепка из пластилина).
По свежим впечатлениям от наблюдений дети отображают то, что видели и рисуют на темы: «Солнышко», «Травка для зайчат», «Радуга», «Дождик, дождик веселей» и др.; лепят «Птичку», «Гусеницу», «Угощение для Мишки», «Цветок» и др. Все это способствует закреплению умения детей правильно держать карандаш, кисть, писать разные линии, округлые формы, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней, а также закреплению представлений детей о летнем сезоне.
В целях развития речи и ориентировки в окружающем в свободное время провожу рассматривание картинок, книжек, провожу дидактические игры: «Отгадай и назови», «Кто, где живет», «Что растет в огороде» и др.; упражнения на артикуляции звуков, отчетливом произношении звукоподражательных слов:
Кукушка кукует:
- Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
- Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
- Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит
В ноги: - Угу!
А рыба молчит-
Ни гу-гу.
Вовлекаю детей в показы настольного театра сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба». Дети с интересом летом слушают стихотворения, рассказы в которых отображена тема «Лето» Е. Серова, «Одуванчик» В.Берестов, «Веселое лето», «Солнышко» А.Прокофьев, «Дождик» Е.Благиной и др.
Всем известно, что летом главная задача, которая стоит перед нами – это оздоровления детей. Закаливающее действие колебание температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме5, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Летом закрепляются имеющиеся навыки выполнения основных движений, культурно-гигиенические навыки. Особые внимания уделяются утренней зарядке. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! Соблюдается питьевой режим, и если позволяет температура воздуха, дети бегают босиком в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия.
Активная деятельность детей на прогулке требует правильно одевать детей. Провожу беседы с родителями о том, что одежда детей была удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, имелись головные уборы.
В процессе взаимодействия с семьей провожу консультации «Как одевать детей летом», «Учим детей, любить природу», проводится объем индивидуальной информацией в утреннее и вечернее время.
Благодаря любви, эмоциональной близости и поддержке малыши растут и развиваются, действуют, делают открытия, любят, радуются, сочувствуют. У них возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. |
|
|