|
Урока по алгебре в 9 классе по теме «Графики. Функции» Фамилия, имя, отчество автора: Колганова Елена Петровна Квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи
Конспект
урока по алгебре в 9 классе
по теме
«Графики. Функции»
Фамилия, имя, отчество автора: Колганова Елена Петровна
Квалификационная категория: Вторая
Место проживания: Краснодарский край, город Сочи, поселок Красная Поляна
Название учебного заведения: МОУ СОШ №65 г. Сочи
Пояснительная записка:
Данный интегрированный урок математики и информатики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску. Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Широкое использование графических возможностей компьютера имеют большую прикладную направленность.
На интегрированном уроке алгебры и информатики в 9 классе по теме «Графики. Функции» для моделирования использовался табличный процессор Excel.
Цели урока:
- Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения их графиков, ознакомить учащихся с возможностью построения графиков функций в среде электронных таблиц;
- Развивающая: развить логическое мышление, познавательный интерес и внимание учащихся;
- Воспитательная: воспитание усидчивости, внимательности; привить учащимся навык самостоятельности в работе.
Тип урока: урок повторения, обобщения и проверки знаний.
Вид урока: урок – практикум
Класс: 9
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование: проектор, компьютеры, доска
План урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Мотивация.
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков некоторых функций.
Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
Работа за компьютером.
Итог урока.
Домашняя работа.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! На протяжении всей жизни нас окружает множество изменяющихся величин. Многие из этих величин очень тесно связаны между собой, т.е. одни зависят от других.
2) Постановка учебной задачи.
Учитель: Тема нашего урока “Графики. Функции”. Сегодня мы проведем интегрированный урок «Построение графиков функций с использованием MS Excel». Понятие функции в математике является одним из основных потому Функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами.
3) Мотивация.
Учитель: Для исследования функций и построения графиков требуется много времени, приходится выполнять много громоздких вычислений, это не удобно, на помощь приходят компьютерные технологии. Вам может понадобиться умение строить графики функции с помощью компьютера при решении задач из школьного курса математики
А) при непосредственной задаче «построить график функции» для самопроверки.
Б) для графического решения уравнений и неравенств.
В) для графического решения системы уравнений.
Учитель: Вы знаете, что график функции это один из способов ее задания. Вспомните, какие еще вы знаете способы задания функций? (Ответ: табличный, аналитический)
4) Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков некоторых функций.
Учитель: Из курса алгебры нам известна общая схема исследования функции и построения ее графика. Давайте вспомним, как это сделать?
Ученики: рассказывает схему исследования.
Схема исследования функций.
Область определения функции (D (f))
Область значений функции (E (f))
Четность, нечетность, общий вид.
Точки пересечения с осями:
а) с осью Ох,
б) с осью Оу.
Промежутки возрастания и убывания функции.
Непрерывность функции.
Учитель: А теперь поработаем в группах. У каждого из вас на столе лежит таблица, которую вам необходимо заполнить. На это вам отводиться 4 минуты.
Название
| Формула
| Основные свойства
| График
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся в группах выполняют задание на время. По истечении времени, учитель проверяет правильность выполнения задания.
5) Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
Учитель: На уроках информатики и ИКТ, вы уже познакомились с программой Excel. Давайте вспомним:
Фронтальный опрос.
Как осуществить ввод формулы в клетку?
При помощи, какой команды меню можно построить график в Excel?
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т. е. скопировать ее?
Каковы правила записи формул в электронных таблицах?
Учитель: Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним, как это делается. Записать следующие выражения, учитывая, что значение х находится в ячейке А1
а) б) в)
Ответы:
а) (1 + А1)/(4*А1*А1);
б) – 2*ABS( А1) + А1^3/(3 *А1*А1) + 4)+3;
в) ABS(А1/(А1*А1 + 1)) + ABS(А1)/(А1^4 + 1).
Учитель: Как поступить в том случае, когда вы не помните правила записи в Excel какой-либо математической функции? Где можно получить информацию о правилах записи в Excel математических функций? Например, как записывается выражение?
Ответ: для записи функций в ячейки можно пользоваться мастером функций (Вставка-Функция…)
Учитель: А теперь вспомним алгоритм построения графика функции с помощью электронных таблиц Excel».
Составить таблицу значений функции;
С помощью Мастера построения диаграмм
Выделить таблицу, построить диаграмму (точечную со значениями, соединенными сглаживающими линиями
6) Работа за компьютером. Учитель: Займите места у компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу. Задание 1. Построить график функции с использование электронных таблиц у = в промежутке x [-5;5] с шагом 1
Задание 2. Постройте графики функций
у = на отрезке [0; 8];
y = на отрезке [-4; 4];
y = на отрезке [4; 12].
y = +3 на y = на отрезке [-8; -1] и [1; 8];
y = - на отрезке [-8; -1] и отрезке [-8; -1] и [1; 8];
y = -3 на отрезке [-8; -1] и [1; 8];
Задание 3 .Найти решение уравнения 5х= х2+4
7) Итог урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Оправдано ли при построении данных графиков и решении уравнений применение компьютера? Как легче построить графики: в тетради самостоятельно, или при помощи компьютера?
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение компьютеров при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
8) Домашняя работа. Источники материалов:
http:/uchinfo.com.ua/
https://klassteacher.com/
https://alleng.ru/edu/comp1.htm
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
http://infoschool.narod.ru/
http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2.html
https://uroki.net/
|
|
|