Главная страница

Урока алгебры в 8-м классе Цель



Скачать 68.54 Kb.
НазваниеУрока алгебры в 8-м классе Цель
Дата27.02.2016
Размер68.54 Kb.
ТипУрок

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:

обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы ("открыть зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения");

развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развитие личностных качеств учащихся их коммуникативных характеристик, развитие умения самостоятельно приобретать новые знания, использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;

воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.
Тип урока: комбинированный

Оборудование: программа - тренажер, мультимедийная презентация к уроку (приложение № 1), листы контроля, карточки
Ход урока. Организационный момент
Слово учителя: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Тему урока узнаете, если выполните следующее задание:
Решить анаграммы.
таиимдкисрнн (дискриминант), ретокоз (отрезок), ниваренуе (уравнение), фэкоцинетиф (коэффициент), ерокнь (корень)
Необходимо исключить лишнее слово по смыслу. (отрезок).
На выполнение этого задания даётся 1 минута. За каждый верный ответ учащийся получает 1 балл.

- Какая тема объединяет остальные слова? (Квадратные уравнения.)
- Да, сегодня мы с вами продолжим знакомство с квадратными уравнениями, вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, получим новые знаний. Итак, откройте тетради и запишите тему урока: "Решение квадратных уравнений".
Давайте, определим цели нашей совместной работы, и каждый поставит перед собой цель своей индивидуальной деятельности на уроке.

(Учащиеся обозначают цели учебной деятельности)
Учитель: цели мы с вами перед собой поставили. Девизом нашей работы по-прежнему остается "Я знаю, что я умею делать. Я знаю, как это сделать".
Итак, мы приступаем к работе. Оценивать свою работу вы будете сами, за каждый правильный ответ ставите 1 балл в оценочный лист (приложение 3)
Актуализация полученных знаний.
1. Разминка
Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться, предлагаю вам небольшую разминку. Проверяем ваше внимание, умение ориентироваться в вопросах. За каждый правильный ответ в лист контроля ставите 1 балл.
Вопросы:

Какое название имеет уравнение второй степени?

От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?

Равенство с переменной?

Соперник нолика?

Очень плохая оценка знаний?

Что значит решить уравнение?

Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент - 1?

Сколько раз в году встает солнце? (Раз в году, путешествуя по эклиптике, солнце поднимается на самую высокую точку своего пути в северном полушарии - наступает момент летнего солнцестояния, и также опускается на "дно" - день зимнего солнцестояния)

Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?

Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. У английского поэта средних веков Чосера есть замечательные строки, которые мы возьмем эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем.

Я уйму разрешу проблем.
Конечно же, квадратные уравнения не исключения. Умения решать их очень важны не только для математики, но и для других наук.
2. Индивидуальная работа учащихся

4 человека работают за компьютером, выполняют задания на тренажере (приложение 2)

1 ученик - определяет коэффициенты квадратного уравнения;

2,3 ученики - решают квадратные уравнения;

4 ученик - решает квадратные уравнения по теореме Виета.

3. Фронтальная работа
Вопросы:

- Является ли уравнением выражение (х + 1)(х - 4) = 0?

- Каким рациональным способом мы можем его решить? (произведение равно нулю, когда каждый множитель равен нулю).

- Решите его (корни уравнения -1;4).

- А можно ли его решить другим способом? (да, его можно привести к квадратному уравнению)

- Приведите уравнение к квадратному виду.

- Назовите его коэффициенты (а = 1, в = 3, с = - 4).

- Что можно сказать об этом уравнении? (Оно полное и приведенное)

- Какие виды квадратных уравнений вы еще знаете? (неполные)

- А теперь давайте проверим, умеете ли вы определять виды квадратных уравнений.
Тест на определение вида уравнений.
Уравнение Полное Неполное Приведенное Неприведенное
Общий балл

Критерии оценивания: нет ошибок - 5б;
1 - 2 ошибки - 4б;

3 - 4 ошибки - 3б.

Учитель: Молодцы, с видами квадратных уравнений мы разобрались. А квадратные уравнения возникли очень давно. Еще в Вавилоне около 2000 лет назад до нашей эры. В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону и Декарту эти формулы приняли современный вид.
- Ребята, а с каким понятием мы сталкивались при решение квадратных уравнений? (Дискриминантом)

- Понятие "дискриминант" придумал английский ученый Сильвестр, который называл себя "Математическим Адамом" за то, что придумывал множество терминов.

- А для чего он нам нужен? (для определения корней квадратного уравнения)

- Скажите, в чем заключается зависимость корней квадратного уравнения от дискриминанта?

- Алгоритм решения квадратных уравнений.

- Как решаются неполные квадратные уравнения? (ребята говорят алгоритм решения)

Формирование знаний, умений, навыков.

Задание: Найти наибольший корень уравнения

- В чем необычность данного задания? (Оно не записано в стандартном виде)

- Как записать данное уравнение в стандартном виде?

Учащиеся выполняют данное задание самостоятельно, затем проверяется.
Ответ: 1.
Работа с учебником: I группа - решить неполные уравнения по образцу № 511(в), 509(д) Ответы: б) 0; , д) -2; 2.
II группа - решить уравнения по образцу (формула I) - № 541(в) Ответы: -10, -0,8.

III группа - № 540(в) Ответы: 0,2

IV группа - 642(а) Ответы: - 0,4; - 0,6.

Изучение нового материала
Черный ящик.

Угадайте, что лежит в ящике? Даю три определения этому предмету:

- непроизвольная основа слова;

- число, которое после подстановки его в уравнение, обращает его в верное тождество;

- один из основных органов растений? (корень)

Вы должны определить, какого растения этот корень решив уравнения: I группа: а) ; б)
II группа: в) ; г) .

Таблица ответов:

Корней нет
1;1,5 -1;1,5 -1;3 1; 0,6 1; -3
-1; -2 ирмзона
Правильный ответ: роза.
Учитель: Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: "Цветы ангельские, а когти дьявольские". О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.
Задание:
- Найдите сумму коэффициентов квадратных уравнений.

- Найдите закономерность:

а) в корнях этих уравнений;

б) в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;

в) в сумме коэффициентов.

- Какой вывод можно сделать?

Уравнения
Сумма коэффициентов
а + в + с
Корни

2 - 5 + 3 = 0 5 - 8 + 3 = 0 а + в + с = 0

Вывод: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то первый корень равен 1, второй корень по теореме Виета равен .
Учитель: Рассмотрим вторую группу уравнений.

- Найдите а - в + с.

- Найдите закономерность:

а) в корнях этих уравнений;

б) в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;

в) в коэффициентах.
- Какой вывод можно сделать?

Уравнения а - в + с

Корни 1 - (- 2) +(- 3) = 0

1 - 3 + 2 = 0

а - в + с = 0

Первичное осмысление изученного материала

Найдите устно корни уравнений.
№ 534(а,б), 533(а) (-1; -0,5)
Историческая справка и задача.
Учитель: По словам математика Лейбница, "Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет".
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи".
Часто они были составлены в стихотворной форме.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскар.

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам

Стали прыгать, повисая:

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне в этой стае?

Решение: слайд

Домашнее задание. Составить квадратные уравнения на все способы их решения. Создать учебный проект по теме "Квадратные уравнения"

Итог урока

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что можно сказать об изменениях происшедших в вашей учебной деятельности?

Учитель: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где он находится, надо решить следующее задание:

В уравнении х2 - рх + 3 = 0 один из корней равен 3. Если вы найдете число р, то узнаете номер парты, а второй корень укажет ряд, на котором находится парта с сюрпризом. (р = 4, х = 1)
Сюрприз: конверт, на котором надпись "Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!" Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Комментирование с места

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, затем идет взаимоконтроль по образцу

Слайд № 5

Учащиеся выставляют количество баллов в лист контроля.

Слайды № 6 - 9

Слайд № 10
Работа в парах
1 группа - это учащиеся 1 варианта,

2 группа - это учащиеся 2 варианта
Слайд № 11-18
Литература:

Алгебра. Учебник для 8 класса под редакцией С.А. Теляковского. М. "Просвещение" 2006г.