Главная страница

Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока»



Скачать 39.88 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока»
Дата16.02.2016
Размер39.88 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока»
В Монтессори – группах детского сада проводятся уроки, которые значительно отличаются от традиционных уроков. Рассмотрим их отличительные особенности, а также определим ряд требований к подобным урокам. Иначе эти уроки называют презентациями, когда ребенка знакомят со способами работы с тем или иным материалом.

Уроки даются только тогда, когда ребенок уже занимался с материалом, который будет использован в ходе урока. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, педагог должен понимать, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принимать во внимание следующее:

- как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно выбрать момент для урока;

- во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с ребенком;

- на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой;

- урок по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и понятные действия играют решающую роль. При этом следует, как можно меньше говорить. Важно не мешать контакту с материалом;

- педагог показывает всю последовательность действий при работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а педагог наблюдает за ним. Затем педагог покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния;

- если ребенок после преподанного урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно повторить урок позже, в более благоприятный момент времени;

- после урока ребенок работает далее самостоятельно. Робкого ребенка педагогу следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять выполнить показанное упражнение с материалом;

- как только ребенок научится обращаться с материалом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы;

- в дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт, пристальное внимание к нему имеют основное значение.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступенчатыми.

I ступень.

На данной ступени педагог устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью

II ступень.

Педагог произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены поручений ребенок постепенно учится наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию. Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное стремление к движению.

III ступень.

Педагог указывает на предмет и просит назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Таким образом, ребенок расширяет свой активный словарь.

Кратко это можно выразить так:

Это - …

Дай мне…

Что это?

Хороший урок, преподанный в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет, возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром будут углубляться, и укрепляться, его «я» проснется. Он станет независимым

При первом предъявлении материала педагог проводит «презентацию», которая содержит описание основного алгоритма или образца работы с материалом. В случае необходимости он через некоторое время может показать работу повторно, то есть провести вторую и третью презентации

Упражнения с материалом предполагают первоначально освоение детьми основного алгоритма работы, а затем применение полученных знаний, умений и навыков, в ходе дальнейшей деятельности, выполняемой по другим алгоритмам, и в реальной жизни. Упражнения могут быть показаны воспитателем или же придуманы ребенком. Воспитатель поощряет инициативу и старается увидеть и поддержать собственные идеи ребенка при выполнении им упражнений из различных учебных разделов. При обучении математике, а также письму и чтению особенно важно подбирать примеры для упражнений таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно вывести то или иное правило, сделать открытие

Контроль ошибок производится по окончании работы с каждым материалом. Можно выделить ряд способов самоконтроля. Простейший из них – механический доступный уже самым маленьким. Так цилиндры – вкладыши имеют разные размеры, и каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики и чтения, - контрольные карты. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких как цветовые точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу: одинаковый запах – одинаковый цвет. Имеются и другие способы самоконтроля: педагог обращает внимание детей на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. В дальнейшем дети сами заметят подобную ошибку и исправят ее