|
Урок 1 из 7 Тип урока: Урок изучения нового материала, первичное закрепление . Тема « Определение геометрической прогрессии. Формула n члена геометрической прогрессии» алгебра, 9 класс.
Предполагаемая дата 13.02.14 урок 1 из 7
Тип урока: Урок изучения нового материала, первичное закрепление
Оборудование и материалы к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, технологические карты оценки деятельности учащихся на уроке, классная доска.
Цели урока:
- образовательная: (формирование познавательных УУД)
Ввести новые понятия: геометрическая прогрессия, знаменатель геометрической прогрессии, формула общего члена геометрической прогрессии.
Организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала.
способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; - развивающая: (Формирование регулятивных УУД) Развивать умения:
- ставить перед собой задачи,
- составлять план действий,
- осуществлять самоконтроль и участвовать во взаимоконтроле, вносить коррективы,
- осуществлять рефлексию собственной деятельности.
- воспитательная: (формирование личностных и коммуникативных УУД)
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету.
Побуждать учащихся к преодолению трудностей.
Работать над формированием умения общаться, аргументированно отстаивать свои взгляды, понимать ответственность за результаты групповой деятельности.
.
задание на целеполагание.
Эпиграф урока: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
Вставьте пропущенное число:
| I:
1) 18, 21, 24, 27, .?. 2) 2,.?., 6,… 3) 1, 3, 9, 27,.?.
| II:
1) 7, 10, 13, 16,.?. 2) 9,.?., 21,… 3) 5, 10, 20, 40,.?.
| III:
1) 4, 9, 14, 19,.?. 2) 3,.?., 13,… 3) 2, 6, 12, 24,.?.
|
Обьяснить, какой прогрессией является каждый пример.
Первый пример является арифметической прогрессией.
Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.
Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других?
Как находится каждый член этой последовательности?»
Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число».
Догадайтесь, какова тема сегодняшнего урока?
Попытайтесь определить свои цели, задачи на этот урок. .Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: геометрическая прогрессия, формула общего члена геометрической прогрессии.
Главная проблема урока
1. Вычисление суммы вклада на третий и пятый год после вложения.
Групповая работа «Формула n члена геометрической прогрессии»
Задача: Вчера я встретила соседку – пенсионерку Нину Александровну.
Она задала такой вопрос:
Я хочу положить на счет в банке 10000 рублей под 10% годовых. Какие средства будут у меня на счете через 3 года, через 5 лет?
а). Представьте результат известными вам способами.
Б) Установите закономерность в полученном ряду чисел.
В) Установленную закономерность запишите в виде формулы.
Критерии оценивания:
Не удалось получить правильный ответ ни в одном действии – 0 баллов
Удалось получить правильный результат в первом задании -1балл
Увидели закономерность в полученном ряду – 2 балла
Составили формулу п члена прогрессии -3 балла
Возможные результаты работы групп:
10000; 11000; 12100; 13310; 14641
Каждое следующее число получено умножением на 1,1
а3 =а11.12 ; а5 = а14 ; аn = а1qn-1
Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам:
№
п/п
| Этап урока
| Оборудование
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
в мин.
| Формирование УУД
| познавательные
| регулятивные
| коммуникативные
| личностные
| 1
| Организационный
| Презентация слайд 1
| Приветствие уч-ся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой (на слайде)
| Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки
| 2
| Восприятие информации и, при необходимости, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| Прогнозирование своей деятельности
| Умение слушать и вступать в диалог
| Умение выделять нравственный аспект поведения и следовать ему
| 2
| Целеполагание
| Презентация
слайд 2
задание на целеполагание
слайд 3
формулировки целей на урок
| Введение задания на целеполагание, организация фронтальной работы по проверке решений задач, обсуждению целей и задач урока,
пояснения по заполнению 1-го фрагмента техн. карт
| Решение 9 устных задач, участие во фронтальном обсуждении решений задач, формулирование темы, целей и задач на урок, заполнение 1-го фрагмента техн. карт
| 5
| Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания
| Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит.
Постановка цели учебной задачи
Самоконтроль деят-ти на 1этапе
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования целей и задач
| Смыслообразование
| 3
| Актуализация опорных знаний
| Заполнение таблицы «Арифметическая прогрессия»
| Организация работы по обсуждению плана изучения темы по аналогии с предыдущей.
Пояснение по заполнению 2-го фрагмента техн. карт
| Письменное заполнение таблицы, устное обсуждение плана
Заполнение техн. карт
| 3
| Демонстрация знания формул по предыдущей теме
Построение речевого высказывания, умение аргументированно
представлять результаты творческой деятельности, сопоставление своих и чужих результатов работы
| Умение составлять план изучения нового.
Самоконтроль результатов
| Умение слушать и при необходимости формулировать комментарии или уточняющие вопросы
|
| 4
| Мотивация к деятельности Организация работы групп
Осмысление проблемы
| Презентация
слайд 4
слайд 5
основная проблема урока: содержание учебной задачи
| Сообщение проблемы и необходимости поиска ее разрешения. Распределение учащихся по группам, консультирование по распределению ролей участников в группе, введение учебной задачи,
Ответы на уточняющие вопросы учащихся
| Принятие проблемы Интеграция в группы, ознакомление с содержанием задания, прогнозирование возможных видов деятельности, формулирование уточняющих вопросов
| 3
| Перевод проблемы до предметного содержания в контекст математической задачи, осмысление, умение формулировать высказывание, уточняющий вопрос
| Прогнозирование возможных видов деятельности, своей роли в деятельности группы
| Умение слушать, вступать в диалог с учащимися, учителем
| Осознание роли математики для современного человека.
Ориентация в межличностных отношениях
| 5
| Работа учащихся в группах
| Листы учебной задачи.
Рабочие тетради.
| Сопровождение деятельности уч-ся
| Составление плана работы группы, распределение обязанностей между членами группы, выполнение в тетрадях расчетов, анализ, синтез (составление формулы для определения общего члена прогрессии )
| 10
| Поиск способа решения задачи, выбор рационального способа решения. Вычисление членов геометрической прогрессии. Установление закономерности, обобщение полученных результатов и представление в виде формулы.
| Составление плана работы группы, распределение обязанностей между членами группы, осуществление контроля деятельности и коррекция
| Умение плодотворно сотрудничать в группе, принимать иное мнение, аргументированно представлять свое мнение
| Умение нравственно-этически оценить смысловое содержание задачи и сформировать свое отношение.
Осознание ответственности за результаты своей деятельности
| 6
| Представление и оценка результатов работы групп
| Запись результатов на доске
Презентация
Слайд 6
| Сопровождение представления и обсуждения итогов работы групп, консультирует по вопросу оценки деятельности уч-ся за работу в группе и заполнению техн. карт. Обобщение выводов о результатах деятельности групп.
| Представление вклада в общее дело членов группы и результатов работы группы, участие в обсуждении, самооценка и взаимооценка, заполнение технологических карт
| 6
| Умение строить высказывания, формулировать ответы на вопросы
| Осуществление самоконтроля, участие во взаимоконтроле, внесение корректив
| Умение представлять интересы группы, индивидуально или коллективно, оказать поддержку
| Осознание ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы в целом
| 7.
| Первичное закрепление изученной темы.
| Презентация
Технологическая карта
| Представляет таблицу для образца после заполнения учащимися
| Заполнение правой части таблицы « что я узнал о геометрической прогрессии»
| 3
| Осознание полученной информации, умение выделять главное.
| Проверка по образцу
| Умение представлять информацию в письменном виде.
|
| 8
| Закрепление
| Презентация
Технологическая карта
| Сопровождает деятельность учащихся, оказывает помощь при необходимости, демонстрирует образцы выполнения.
| Выполняют упражнения в парах, оказывают взаимопомощь, выполняют взаимопроверку, обращаются к учителю за консультацией, проверяют правильность выполнения по образцу.
| 9
| Определяют умения, которые будут сформированы на основе изученного материала. Получают опыт применения знаний.
| Умение обнаруживать свои трудности
| Умение осуществлять продуктивное взаимодействие
| Самостоятельность в работе. Преодоление трудностей.
| 9
| Подача домашнего задания
| Запись на доске
| Предлагает домашнее задание из 2 частей: обязательное и необязательное
| Просматривают задание, задают вопросы.
| 2
| Прогнозирование домашней деятельности, выбор задания.
|
|
|
|
| 10
| Рефлексия
| Заполненные технологические карты оценки деятельности
| Организация рефлексивной деятельности на основе заполнения технологической карты. Сообщение возможного высшего балла урока.
| Проведение анализа технологической карты. Показывают свое продвижение вперед на числовом луче
| 2
| Умение анализировать, классифицировать, делать выводы, строить высказывание
| Умение оценивать свою деятельность
|
| Осознание результатов своей деятельности
| оего будущего
| 1.Задание на целеполагание.
Эпиграф урока: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
Вставьте пропущенное число:
| I:
1) 18, 21, 24, 27, .?. 2) 2,.?., 6,… 3) 1, 3, 9, 27,.?.
| II:
1) 7, 10, 13, 16,.?. 2) 9,.?., 21,… 3) 5, 10, 20, 40,.?.
| III:
1) 4, 9, 14, 19,.?. 2) 3,.?., 13,… 3) 2, 6, 12, 24,.?.
|
Обьяснить, какой прогрессией является каждый пример.
Первый пример является арифметической прогрессией.
Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.
Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других?
Как находится каждый член этой последовательности?»
Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число».
Догадайтесь, какова тема сегодняшнего урока?
Попытайтесь определить свои цели, задачи на этот урок.
Актуализация опорных знаний:
Обобщенная таблица «Прогрессии» - до заполнения
Арифметическая прогрессия
|
| Пример:
|
| Формула n-го члена:
|
| Формула для нахождения разности:
|
| Формула суммы n первых членов:
|
| Заполнить таблицу и составить план изучения новой темы – фронтальная работа.
Мотивация к деятельности, осмысление проблемы.
Главная проблема урока
1. Вычисление суммы вклада на третий и пятый год после вложения.
Групповая работа «Формула n члена геометрической прогрессии»
Задача: Вчера я встретила соседку – пенсионерку Нину Александровну.
Она задала такой вопрос:
Я хочу положить на счет в банке 10000 рублей под 10% годовых. Какие средства будут у меня на счете через 3 года, через 5 лет?
а). Представьте результат известными вам способами.
Б) Установите закономерность в полученном ряду чисел.
В) Установленную закономерность запишите в виде формулы.
Критерии оценивания:
Не удалось получить правильный ответ ни в одном действии – 0 баллов
Удалось получить правильный результат в первом задании -1балл
Увидели закономерность в полученном ряду – 2 балла
Составили формулу п члена прогрессии -3 балла
Возможные результаты работы групп:
10000; 11000; 12100; 13310; 14641
Каждое следующее число получено умножением на 1,1
а3 =а11.12 ; а5 = а14 ; аn = а1qn-1
4.Изучение нового материала.
Учитель подводит итоги групповой работы.
Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. Т.е. после того, как ученики решат проблему по-своему, следует показать им как такая проблема решалась в истории человечества.
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Математический папирус Ахмеса — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см. Папирус Ахмеса был обнаружен в 1858 и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, а вторая часть — в Нью-Йорке.
Некоторые задачи имеют отвлеченный характер. Например: В доме было 7 кошек. Каждая кошка съела 7 мышей.
Каждая мышь съедает 7 колосьев.
Каждый колос дает 7 растений.
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе? Автора задачи не интересует о каких вещах идет речь, важно только их количество.
И на Руси решались похожие задачи. Еще в XIX веке в деревнях загадывали: « Шли 7 старцев. У каждого по 7 костылей. На каждом костыле по 7 сучьев. На каждом сучке по 7 кошелей. В каждом кошеле по 7 пирогов. Сколько всего пирогов?» А ведь эта та же самая задача Ахмеса, прожившая тысячелетия она сохранилась почти неизмененной.
Первичное закрепление нового материала.
Закончить заполнение таблицы «Прогрессии»
Обобщенная таблица «Прогрессии» после заполнения
Арифметическая прогрессия
| Геометрическая прогрессия.
| Пример:
1,2,3,4….
| Пример:
2,4,8,16,32…
| Формула n-го члена:
| Формула n-го члена:
| Формула для нахождения разности:
| Формула для нахождения знаменателя:
| Формула суммы n первых членов:
| Формула суммы n первых членов:
|
Закрепление:
Упражнения для закрепления: работа в парах
Найти первые пять членов геометрической прогрессии, если
b1= 6; q = 2
b1= 0.4; q =
Последовательность (Сn) – геометрическая прогрессия, первый член которой с1, а знаменатель q. Выразите через с1, q
С6; С20; С125
3.Последовательность (хn) –геометрическая прогрессия. Найдите
Х7, если х1=16. q =
Рефлексия
Задание ученикам по рефлексии их деятельности в ходе урока и в конце урока:
Этапы урока
|
| Число баллов
| Целеполагание
| Количество верно решенных задач
|
| Формулирование цели
|
| Актуализация опорных знаний
| Верно заполнена таблица «Арифметическая прогрессия»
|
| Составлен план изучения темы «геометрическая прогрессия»
|
| Решение проблемной задачи
| Не удалось получить правильный ответ
|
| Правильный результат в первом задании
|
| Увидел закономерность
|
| Составил формулу п члена
|
| Первичное закрепление
| Правильно заполнил таблицу «Геометрическая прогрессия»
|
| Закрепление
| Правильно нахожу все члены геометрической прогрессии
|
| Правильно составляю формулу общего члена прогрессии
|
| Правильно нахожу п-член геометрической прогрессии
|
| Рефлексия
| Самооценка относительно эпиграфа урока
|
| Общее число баллов
|
| Мое продвижение на числовой прямой.
|
| Прогрессио – движение вперед. Вот и вы, ребята, покажите на числовой прямой свое продвижение вперед по теме урока:
0 22
Домашнее задание:
Обязательное задание: №623(в), №626 п.27
Задание по желанию: найти или составить задачу на применение геометрической прогрессии в жизни, в других науках.
Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.
1.Учебник “Алгебра 9”, Ю.Н.Макарычев и др.., М.: Просвещение,2011.
2. Перельман Я.И., «Живая математика», М.: Триада-Литера, 1994.
3.cd-rom Алгебра. Поурочное планирование по учебнику Ю.Н. Макарычева. Издательство «Учитель»
4. lib3.podelise.ru›docs/1955/index-4148.html
5. nsportal.ru›shkola…uroka-po-teme…geometricheskaya… |
|
|