|
Дидактика на уроках математики в классах коррекции Дидактика на уроках математики в классах коррекции. Учитель математики: МОКУ С(К)ООШ №22 (VIIвида)
Паюнина Светлана Анатольевна «Математика всегда, несмотря на всевозможные усовершенствования в методе преподавания останется для учеников трудной работой». Писарев Д.И. В настоящее время во всех регионах России организовано в той или иной форме компенсирующее обучение. Большое внимание педагогической общественности к проблемам обучения детей риска школьной и социальной дезадаптации, целенаправленная работа в этом направлении педагогических коллективов во всех регионах России позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходит становление коррекционно-развивающей практики как важнейшего направления всей педагогической деятельности.
Математика все шире проникает в повседневную жизнь. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметном являются фундаментальные структуры реального мира: от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Она оказывает влияние и на предметы гуманитарного цикла. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Обучение математике в школе ставит своей целью обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки, отвечающего требованиям современного общества. Однако у детей среднего и старшего школьного возраста выявляется равнодушие к учебным успехам, отрицательное отношение к учению, отсутствие познавательной активности, самостоятельности, глубокие пробелы в знаниях. Несформированность учебной деятельности и навыков учебного труда, логического мышления как типичные причины общих и специфических трудностей детей в обучении.
Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебниками массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-повышение уровня их умственного развития;
-нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики, особенно в классах коррекции, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Интерес к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от того, несколько умело будет построена учебная работа. Важная роль здесь отводится дидактике - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Включение в урок дидактики и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактика не самоцель на уроке, а средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Кроме основных целей на своих уроках ставлю цель: способствовать развитию психологических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Базовая модель урока состоит из 4-х этапов:
1 этап- Разминка. Преобладают репродуктивные задачи. Познавательные задачи способствуют подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к вниманию творческих заданий, создание благоприятного фона.
2 этап- Развитие психологических механизмов. Ввеение алгортмов –ксо
3 этап – Решение частично-поисковых задач разного уровня
4 этап- Решение творческих задач двух типов: творческие задания по предметам (самостоятельность, поиск) и задания повышенной трудности.
Например, урок в 5-х классах я начинаю с устного опроса-разминки.
Чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али-бабу? (4)
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7)
Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?(6)
Каким по счету является «ь» знак в названии последнего месяца осени? (6)
Какое число называется несчастливым? (13)
9+8=5-на языке математики это полный абсурд!
9+8=17 –на языке часов – красивый ответ, не правда ли?
Проверить быстроту реакции: 4; 15; 36; 8; 12; 5; 21; 24; 16; 3; 7; 20. Подчеркнуть те числа, которые без остатка делятся на 4 или найти квадраты чисел.
Игра ля детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. Поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, т.е. обучать математике в процессе игры.
Важное условие эффективности – профессиональная направленность решаемых задач, их проблемность, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры.
На уроках провожу физминутки (упражнения с пальцами,головой), коррекционные задания.
Например на тренировку внимания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ф э и ф к о е и т н ц Буквы соединяются линиями, не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, найти буквы, соответствующие цифрам, выписать их по порядку.
Полагаю, что целесообразным в некоторых случаях рассматривать на уроке задачи, связанные с местным материалом, учитывающие жизненный опыт детей. В качестве дополнительного дидактического материала предлагаю подбор следующих задач:
5 класс. 1. Почтовые аэросани должны доставить телеграмму в оленеводческую бригаду, расположенную от центра совхоза на 230 км. Скорость аэросани 80 км/ч. Успеют ли аэросани доставить эту телеграмму а) за 2 ч б) за 3 ч?
2. Из Батагая в Саккырыр 9 часов выехала грузовая машина со скоростью 48 км/ч. Из Саккырыра в Батагай в 11 часов выехала легковая машина со скоростью 72 км/ч. Какое расстояние было между машинами в 15 часов, если расстояние между Батагаем и Саккырыром 330 км?
3. Фабрика «Сардана» должна по плану изготовить 2500 сувениров за 25 дней, но ежедневно выпускала сверх плана 25 сувениров. На сколько дней раньше срока фабрика выполнила план?
4. для посадки леса выделили участок тундры, площадь которого 300 га. Ель посадили на 3/10 участка, а лиственницу на 4/10 участка. Сколько гектаров земли занято елью и лиственницей?
Такие задачи для школьников данного возраста более образны и доступны, вызывают живой интерес. Поэтому учащиеся запоминают не только сами задачи, их решение, но и способы, которыми они были решены.
В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу, дисциплину в классе, главное-обучение математике. |
|
|