Главная страница


Учитель математики высшей квалификационной категории



Скачать 170.89 Kb.
НазваниеУчитель математики высшей квалификационной категории
Дата09.02.2016
Размер170.89 Kb.
ТипРешение


Учитель математики

высшей квалификационной категории

Бижова Т.В.




План

1. Педагогические средства

2. Основные виды дидактических средств - их функции и условия эффективного использования

2.1. Модели

2.2. Лабораторные принадлежности

2.3. Средства обучения на печатной основе

2.4. Геометрический ящик (стереометрический)

3. Роль наглядных средств в обучении

3.1. Изготовление и использование учебно-наглядных пособий по математике

4. Воспитательные аспекты использования средств обучения

Активизация познавательной деятельности

через средства обучения
1. Педагогические средства.

Решение актуальных задач совершенствования учебной и воспитательной ра­боты в преподавании математики тесно связано с совершенствованием средств обучения и их использованием. Успешное выполнение этих задач в значительной степени зависит от содержания предмета, специфики различных средств обучения, их тесной взаимосвязи (взаимопроникновения и взаимообу­словленности).

Подобно тому, как имеется определенная система уроков, необходимая для изучения темы или всего курса, существует и система средств обучения. Такая сис­тема динамична, постоянно развивается. Оставаясь в целом традиционным, оборудование постоянно совершенствуется.

В различных средствах обучения математике заложено определенное содержа­ние, которое на разных этапах обучения может быть раскрыто с различной сте­пенью полноты и глубины. Так, одно и то же пособие может быть использовано при первичном знакомстве с изучаемым объектом (при объяснении, закрепле­нии, повторении), при обстоятельном его изучении, а также на уроках обоб­щающего характера. Подавляющее большинство средств обучения можно ис­пользовать в учебном процессе многократно и в различных сочетаниях (табли­цы, модели, кинофильмы). Средства обучения являются потенциальным носи­телем в методических приемах обучения. Они могут быть отправным пунктом для построения процесса обучения, например, для создания проблемной ситуа­ции, на их основе можно раскрыть сущность изучаемого вопроса. Средства обу­чения могут быть опорными сигналами для запоминания и воспроизведения учащимися учебного материала, для первичного познания и исследования.

При планировании учебной работы учитываю аспекты использования и функ­ции средств обучения для целенаправленного их применения, обеспечивающего эффективность процесса преподавания математики.

1. Педагогические средства:

1. Материально-техническая база - это система экономических и материальных факторов, обес­печивающих деятельность уче­бного заведения.

Сюда входят:

а) госбюджетное финансирование;

б) самофинансирование за счёт хозрасчётного тpyдa;

в) всё имущество школы, обеспечивающее педагогический и производственный процессы.
Педагогические средства делятся на группы:

1. Школьное оборудование.

2. Учебно-лабораторное оборудование.

З. Учебно-наглядные пособия.

4. Организационно - педагогические средства воспитания и обу­чения.

5. Дидактическая техника.
1. Школьное оборудование - это все виды помещений, мебель, спор­тивные комплексы, производственные площадки, парты, учебные столы, доски, мел, ручки, учебники, инструменты и т.д.

2. Учебно-лабораторное оборудование - включает в себя создание системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных залов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в шко­ле.

З. Учебно-наглядные пособия - это то, что показывается или проиг­рывается с помощью и посредством дидактической техники: плака­ты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи, фото­графии и т.д.

4. Организационно - педагогические средства воспитания и обучения (или вербальные средства) - учебные планы и программы, учебные пособия, методические рекомендации, экзаменационные материа­лы, карточки - задания и т.д.

5. Дидактическая техника - включает технические средства (устройства) ЭВМ, ТСО, вычислительная техника.
Роль педагогических средств.

1. Они предназначены для хранения и быстрого использования содер­жания образования, для обогащения информационного обеспеченияпед. процесса. В этом смысле их можно рассматривать, как источ­ник информации.

2. Они являются продолжением методов, служат для их вариации, обогащения. 3. Освобождают педагога от рутинной работы для творчества.

4. Развивают самостоятельность учащихся, помогают разнообразить работы учащихся.

5. Создают условия разработки педагогической технологии. Классификация педагогических средств во многом условная.
Характеристика учебной базы организации пед.процесса в школе.

1. Учебная мебель - это классные доски, стеллажи, шкафы для книг, выста­вочные стенды, стулья, учебные карты, столы и т.д. На учебную мебель тоже существуют нормативы. Они проектируются с учётом возрастных и гигиенических, эргономических, эстетических, технико-экономических требований.

2. Учебники, учебные пособия, учебные принадлежности учащихся. Учебная книга излагает предметное содержание образования, определяет виды деятельности, предназначенные школьной программой для обяза­тельного усвоения учащимися с учётом их возрастных и других особенно­стей.
Педагогическое целевое назначение учебника:

  • носитель содержания обучения;

  • средство мотивации и стимулирования обучения;

  • средство организации обучения;

  • средство воспитательного воздействия и т.д.

3. Учебный кабинет - помогает сконцентрировать большой объём информа­ции, приспособить оборудование к специфике предмета, организовать на­учную самостоятельную работу учащихся, обогащать методику проведе­ния занятий. В кабинете создаётся индивидуальный методический ком­плекс.
2. Основные виды дидактических средств - их функции и условия эффективного использования.
Основные функции дидактических средств

Средства обучения (дидактические средства, учебное оборудование, нагляд­ные пособия) являются только частью, но весьма существенной, кабинетного оборудования, включающего и мебель, различные приспособления, технические устройства (проекционную аппаратуру). Дидактические средства в преподава­нии математики представлен в основном следующими видами учебного обору­дования:

1. Модели, лабораторные принадлежности.

2. Планшеты в кабинетах (статистические).

3. Изображения в виде рисунков, схем, таблиц.

4. Образцы готовой продукции.

5. Диафильмы и экранные принадлежности.

6. Печатные пособия, учебники, журналы, дополнительная литература.

7. Т.С.О., кодоскоп.

Общее оборудование кабинета:

1. Рабочее место учащегося.

2. Рабочее место учителя: стол с дополнительными экранами.

3. Классная доска с держателями для таблиц, с экраном и металлическая дос­ка.

4. Приспособления для демонстраций

5. Чертежные и измерительные инструменты.
Такая система оборудования, при планировании учебного процесса по данной теме, дает возможность избежать односторонней наглядности с учетом функ­циональных качеств каждого пособия, с целью эффективного использования оборудования целесообразно включающее в себя отдельные предметы из раз­ных разделов приведенной классификации. Приведенная классификация отра­жает сложившуюся систему школьного оборудования по математике, хотя ее основанием является не содержание курса математики, а конструктивно-­технические качества предметов учебного оборудования. Но как бы ни было хорошо оборудованы кабинеты математики, трудно переоценить роль классной доски в процессе обучения математике.

При самом прекрасном пространственном воображении ученик не смо­жет понять задачу. Доска у меня больших размеров, вмещает полностью весь материал, даёт учащимся наглядность оформления записей в виде таблиц и схем. Доски позволяют выполнить самостоятельную работу, работу над ошиб­ками, алгоритм к решению задачи и т.д. Металлическая доска позволяет демон­стрировать чертежи, модели с помощью магнитов. Интересно, продумано оформленная доска к уроку помогает разрешить дидактические цели, постав­ленные на данный урок.
Модели.

Метод моделирования - один из методов познания, который используют при изучении основ математики. Объекты моделирования: геометрические тела, модели к задачам, учебные модели - служат для наглядности, иллюстрации от­дельных свойств оригинала, который непосредственно изучается (модели призм). В кабинете имеются модели из органического стекла. По характеру взаимодействия сторон оригинала модели могут быть различные. Пример: кар­касные, монолитные, непрозрачные, развёртки. Все модели на уроках геометрии мы используем объёмные (стереометрические). «Модель - это своеобразный сплав наглядности и понятия» - Давыдов. Учебные модели, несмотря на свою чувственно - наглядную форму, являются средствами формирования абстракт­ных понятий.

При изучении темы «Правильные многогранники», модели правильных многогранников позволяют учащимся самим делать определения и называть свойства правильных многогранников. По мере изучения геометрии возрастает роль моделирования, и формирование знаний теорем, свойств тел через модели­рование даёт положительные результаты. Использование моделей облегчает учащимся понимание и решение геометрических задач. Для эффективного ис­пользования геометрических моделей на уроке необходимо их использовать с таблицами, чертежами.

Приём моделирования должен выбираться в зависимости от индивидуальных особенностей группы. В одной группе учащихся элемент конкретизации следу­ет учесть, в другой - достаточно ограничиться одним чертежом. В одной и той же группе отдельным учащимся можно разрешить пользоваться пособием, а от других требовать возможность самостоятельно разобрать задачу без модели.

Пользование пособиями по математике предусматривает предваритель­ную подготовку учителя к урокам и приобретение им навыков в свободном об­ращении с оборудованием. Неудавшаяся демонстрация отрицательно влияет на дисциплину, на отношение учеников к содержанию вопроса.

Методика использования моделей разнообразна: одни демонстрируются с целью поставить вопрос, разрешением которого занят класс, другие показы­вают динамику процесса, непрерывность изменения, многообразие форм, кото­рые трудно себе представить без модели или показать только чертежом. Неко­торые модели подтверждают результаты, полученные аналитическим или логи­ческим путём. Отдельные группы фигур строятся на глазок учащимися, иные образцы, наоборот, показываются в собранном, готовом виде.

Демонстрация моделей предусматривает условия, при которых у уча­щихся должно получиться наиболее яркое и сильное зрительное впечатление. В этих целях демонстрируемая модель располагается на возвышении (стойка, подставка на столе) соответственно должен быть учтён размер пособия (напри­мер, всякий линейный отрезок не может быть менее 15 см); окраска его яркая (белая или чёрная), отсутствие раздражающего глаз и отвлекающего внимание чередование цветов. В отношении пособий не может быть единого методиче­ского решения. Приём должен выбираться в зависимости от индивидуальных особенностей группы.
Лабораторные принадлежности:

Натуральные объекты - детали. Вычисляется Sб, Sn, V, и вес этих деталей. Используются измерительные инструменты и весы. Лабораторные работы заостряют внимание на главном, на вычислении V, Sб.

Цель: запоминают лучше формулы объёмов и площадей поверхностей тел.

«У математиков существует свой язык - это формулы» - С. Ковалевская.
Средства обучения на печатной основе.

Пособия на печатной основе наиболее распространённые средства обу­чения. Включают таблицы:

- содержащие систематизированные числовые и другие данные по основ­ным вопросам курса алгебры и геометрии;

- графики, изучаемых функций;

- схемы, служащие для наглядного изображения взаимосвязи между пред­метами и явлениями. Например, при изучении темы «Интеграл», «Пpo­изводная» - предлагаются схемы задачи, которые можно решить при по­мощи интеграла и дифференцированием.

Имеются в кабинете:

Эскизы, рисунки на комбинацию геометрических тел, сами геометриче­ские фигуры, изготовленные самими учащимися.

Портреты выдающихся учёных - математиков, которые демонстрируются при объяснении любой новой темы.

Карточки - для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний и умений учащихся. Набор опорных карточек имеется по многим темам, они помогают решить упражнения, ликвидировать пробелы в знаниях, для проведения активизации опорных знаний, для проведения устной работы с группой. Карточки отрабатывают знания основных формул.

Я широко использую раздаточные пособия для индивидуальной работы с учащимися. В кабинете имеются таблицы. По сравнению с экранными посо­биями таблицы имеют определённые преимущества: не требуют для показа проекционной техники, при необходимости могут демонстрироваться длитель­ное время и, наконец, при рациональном хранении могут быть быстро извлече­ны для повторного напоминания, сравнения в любой учебной ситуации. При помощи таблиц можно решить на уроке любую дидактическую задачу. Среди печатных дидактических средств первостепенное значение имеют учебные кни­ги, учебники, сборники задач и упражнений, справочники, энциклопедии.

Важнейшим средством обучения являются учебники. Для меня учебники - это методические пособия, для учащихся - задачники, дидактические мате­риалы по учёту и контролю знаний, справочники. Успешное овладение навыка­ми самостоятельной работы учащихся с книгой, дидактическом материалом, учебником требует систематических упражнений, развивают у учащихся навы­ки самостоятельности в познании нового. Решают проблему «Учить учиться».
Геометрический ящик (стереометрический).

Каждый учитель математики в своей работе сталкивается с определёнными трудностями в преподавании стереометрии. Например, даёшь определе­ние угла образованного плоскостью и наклонной к ней, убедишься, что каждый ученик правильно понял определение, на модели покажет этот угол, но только стоит перейти к решению задач, как ряд учеников за данный угол принимают плоский угол грани, заключённый между боковыми рёбрами, принадлежащем основанию фигуры. Поэтому целесообразно, прежде чем переходить к решению стереометрических задач, дать задания всем ученикам при помощи пластилина и набора спиц сделать модель к задаче. При помощи геометрического ящика учащиеся самостоятельно конструируют модель к теореме о 3-х перпендикуля­рах и к другим теоремам. При помощи таких пособий легче доказываются все основные теоремы стереометрии. Работа с геометрическим ящиком нравится ребятам, вносит разнообразие в работу, они признают его помощь. Решение за­дач на сечение геометрических тел плоскостью провожу при помощи каркасных моделей (изготовленных самими учащимися) шнурков и пластилина). Учащиеся по модели определяют те линии, которые на чертеже в тетради будут обозначе­ны пунктиром, от урока к уроку учащиеся всё реже прибегают к помощи гео­метрического ящика.

Среди различных видов учебного оборудования можно выделить глав­ные и вспомогательные. Например, тема «Логарифм и его свойства». Таблица, кодоскоп, учебники, планшеты, дополнительная литература, портрет, карточки. При изучении отдельных вопросов тем, разделов курса математики обычно используются не одно, а несколько средств обучения с разными дидактическими функциями.

Под комплексом средств обучения понимают их совокупность, необходимую и достаточную для изучения какой - либо темы учебной программы. Комплекс также характеризуется определённой структурой, т.е. последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будет проводиться урок. В каждом комплексе нужно выделить глав­ный, доминирующий компонент, с которым связаны в той или иной последовательно­сти другие средства обучения, причём все они должны быть стасованными, дополняю­щими друг друга. Но использовать не более 4 средств. Избыток дидактических средств, равно как и недостаток, снижает эффективность в обучении. Из таких первичных ком­плексов к каждому уроку складывается вся система учебного оборудования кабинета. Всё зависит от конкретной дидактической ситуации. В зависимости от места, занимае­мого в комплексе, один и тот же предмет учебного оборудования выполняет неодинако­вую дидактическую роль.

Сейчас для меня доминирующую роль на уроках играет учебник и карточки для опорных знаний. Для того, чтобы разобрать комплекс, необходимо учитывать конкрет­ные задачи обучения и воспитания, определять характер и объём информации, которая должна быть усвоена учащимися, провести элементарный анализ содержания материала, осуществить дробление его на небольшие самостоятельные шаги с учётом логической и дидактической последовательности. Важным является методическая разработка каждого шага, т.е. определение приёмов деятельности учащихся и методов преподавания, спосо­бов осуществления обратной связи и коррекции недостатков, состава средств обучения, систематизации, повторения, закрепления, применения и проверки знаний, приобретён­ных при выполнении этих шагов. При подготовке урока выполняю указанные операции. Чем основательнее осуществлено планирование урока, продумывание каждого этапа, тем эффективнее урок и тем быстрее достигается его цель.

Нужно всегда помнить, что каждое средство обучения является носителем опре­делённого учебного содержания. Разнообразие методов и приёмов обучения предпола­гает разнообразие средств обучения. При этом один и тот же предмет обучения может выполнять неодинаковую функцию в различных учебных ситуациях. Большое назначе­ние имеют личные качества учителя, для которого ближе те или иные приёмы, методы и организационные формы обучения. Вот поэтому к средствам обучения нужно относить­ся творчески. Главное заключается в том, чтобы поставленная цель или учебная задача были реализованы, хотя пути, методы и средства обучения, ведущие к этому, могут быть разными. Различное использование средств обучения обуславливается различными ор­ганизационными формами учебно-воспитательного процесса. В настоящее время, на­ряду с уроками, применяются лекции, семинары, консультации.

Лекционная форма особенно эффективна в старших классах.

Семинарское занятие - это, прежде всего, активная деятельность самих учащих­ся.

При использовании средств обучения необходимо помнить о специфических чер­тежах каждой формы работы.
Роль наглядных средств обучения.

Наглядность - один из основных принципов педагогики. Наглядные пособия за­нимают особое место среди вспомогательных средств обучения. При их помощи успеш­нее формируется воображение, облегчается изучение сложных вопросов, конкретизиру­ются математические сведения, повышается интерес к работе, развиваются конструк­тивные способности учащихся. Всё это накладывает определённые требования на отбор пособия, его конкретизацию и методику использования на уроке.

Материал математики сложен - и поэтому иллюстрировать понятия безусловно необходимо. Мы не только должны развивать знания и навыки по предмету, но и нау­чить применять полученные знания на практике, создать на уроках обстановку заинтере­сованности в работе. Все средства обучения облегчают восприятие материала.

Создание наглядных пособий самими учащимися, демонстрация их на уроках оказывают влияние на развитие учащихся:

1) учат отвлечённо мыслить;

2) дают навыки обобщения, техники вычисления и оформления.

Роль наглядности не только в том, чтобы разъяснить, облегчить обучение, кон­кретизировать, но и в том, чтобы сделать преподавание математики жизненным, тесно связанным с практикой. Наглядность позволяет на уроках осуществлять межпредметные связи с другими предметами, с практикой и с жизнью.

Подготовка к уроку - одна из наиболее ответственных составных частей работы учителя. Начинается она с анализа программы, темы и анализа уровня подготовки груп­пы. Эта проработка начинается ещё с составления тематического планирования. Затем при поурочном планировании продумываю форму урока, тип, основные цели: образова­тельные, развивающие и воспитывающие. (Пример конспект урока) Продумываю мето­дику их применения: будет ли это беседа, или будут только показывать пособия, а уча­щиеся на основе своих знаний и опыта раскроют сущность явления. Необходимо пояснить, в какой момент урока следует показать модель, таблицу, как учащиеся оформят её в тетради и т.д.

Для полного ответа на вопрос об оптимальности системы учебных средств по математике ведётся работа в 3-х основных направлениях: теоретическом, методическом и технико-конструкторском.

В процессе решения теоретических проблем являются основные 2 направления: определение психолого-педагогической роли учебных средств и их дидактической ро­ли. Основной методической проблемой следует считать выяснение норм использования различных средств обучения, из взаимосвязанности. Необходимо разработать критерии, достаточно чётко определяющие роль и место каждого учебного средства в общей сис­теме. Учитель должен распознать, с какого момента использование того или иного учеб­ного средства, перестаёт оказывать положительное воздействие на процесс формирова­ния математических знаний. При подготовке к уроку всегда помню, что «Через матема­тические знания лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям тру­да и открытий!»
Изготовление и использование учебно-наглядных пособий по математике.

Не все модели и таблицы мы можем закупить. Сейчас вообще магазин наглядных пособий нам ничего не поставляет и приходится выполнять модели, таблицы, карточки силами учащихся. В каждом классе находятся учащиеся, которые охотно выполняют за­дания.

Средства обучения незаменимы на первых уроках, дающих много определений и понятий. Каждое определение по геометрии должно ассоциироваться с определённым пространственным образом. Для тех учащихся, которые не могут установить соответст­вие между определениями параллелепипеда, призмы, я использую их знания из исто­рии. В их памяти ярко запечатлены по картинке знаменитые египетские пирамиды. Они их никогда не назовут египетскими призмами.

Закрепление ведётся по готовым чертежам. Повторная демонстрация наглядного пособия носит характер не объяснительный, а уже для запоминания алгоритма задачи.
Воспитательные аспекты использования средств обучения.

Как сказано выше, для решения задач, дальнейшего совершенствования учебной и воспитательной работы в школе большое значение имеет научное содержание средств обучения. Однако оценка средств обучения лишь как носителя определённого матема­тического содержания без учёта научно - мировоззренческого воздействия недостаточ­на, т.к. следует стремиться использовать весь воспитательный потенциал средств обуче­ния максимально. Глубокие математические знания у учащихся формируются не только в зависимости от того, какие знания они получают, на сколько эти знания доказательны и аргументированы, но и от того, как они усваиваются учащимися.

На множестве примеров учащиеся учатся давать толкование математическим по­нятиям. Система средств обучения может быть пополнена научно - популярной литера­турой, энциклопедией, журналами «Квант» и др. В учебных пособиях реализуются воз­можности показать учащимся на протяжении всего курса математики процессы превра­щения науки в производительную силу общества, для глубокого осмысливания фактов, показывая им перспективы применения научных данных в развитии химического произ­водства (пример из «Кванта»). Средства обучения должны помочь учащимся системати­зировать полученные знания и побуждать к применению их на практике. С историей ма­тематики знакомят учащихся средства обучения, модели, таблицы.

Я описала только некоторые средства обучения, которые я применяю, которые нашли место в моей работе. Для повышения эффективности своего труда трудно оста­новиться на найденных средствах обучения и с каждым годом находить новые пути и средства обучения, которые помогают совершенствовать учебно-воспитательный про­цесс, стимулировать внедрение новых эффективных форм и методов обучения. Главная задача учителя: дать прочные знания по математике, ведь через математические знания лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.

ЛИТЕРАТУРА
1. Программы средней школы М., «Просвещение».

2. Б.К. Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса».

3. «Кабинет математики».

4. И.И. Дрига «Кабинетная система образовательной школы» М., «Просвещение»,1981г.

5. «Типовые передачи учебно-наглядных пособий и учебного оборудования средней школы.» М., 1986г.

6. В.В. Першина «Пути изучения качества знаний» библиотека руководителей ве­черней и заочной школы БВШ.

7. О.Б. Епишова «Учить школьников учиться математике».

8. Т.Н. Алешина «Урок математики: приложение дидактических материалов пр. Направления.», «Математика в школе» № 3 за 1987г.

9. Ю.П. Дудницын «Уроки математики: применение наглядных пособий и Т.С.О.».