|
Учитель математики высшей квалификационной категории
Учитель математики
высшей квалификационной категории
Бижова Т.В.
План
1. Педагогические средства
2. Основные виды дидактических средств - их функции и условия эффективного использования
2.1. Модели
2.2. Лабораторные принадлежности
2.3. Средства обучения на печатной основе
2.4. Геометрический ящик (стереометрический)
3. Роль наглядных средств в обучении
3.1. Изготовление и использование учебно-наглядных пособий по математике
4. Воспитательные аспекты использования средств обучения
Активизация познавательной деятельности
через средства обучения 1. Педагогические средства.
Решение актуальных задач совершенствования учебной и воспитательной работы в преподавании математики тесно связано с совершенствованием средств обучения и их использованием. Успешное выполнение этих задач в значительной степени зависит от содержания предмета, специфики различных средств обучения, их тесной взаимосвязи (взаимопроникновения и взаимообусловленности).
Подобно тому, как имеется определенная система уроков, необходимая для изучения темы или всего курса, существует и система средств обучения. Такая система динамична, постоянно развивается. Оставаясь в целом традиционным, оборудование постоянно совершенствуется.
В различных средствах обучения математике заложено определенное содержание, которое на разных этапах обучения может быть раскрыто с различной степенью полноты и глубины. Так, одно и то же пособие может быть использовано при первичном знакомстве с изучаемым объектом (при объяснении, закреплении, повторении), при обстоятельном его изучении, а также на уроках обобщающего характера. Подавляющее большинство средств обучения можно использовать в учебном процессе многократно и в различных сочетаниях (таблицы, модели, кинофильмы). Средства обучения являются потенциальным носителем в методических приемах обучения. Они могут быть отправным пунктом для построения процесса обучения, например, для создания проблемной ситуации, на их основе можно раскрыть сущность изучаемого вопроса. Средства обучения могут быть опорными сигналами для запоминания и воспроизведения учащимися учебного материала, для первичного познания и исследования.
При планировании учебной работы учитываю аспекты использования и функции средств обучения для целенаправленного их применения, обеспечивающего эффективность процесса преподавания математики.
1. Педагогические средства:
1. Материально-техническая база - это система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения.
Сюда входят:
а) госбюджетное финансирование;
б) самофинансирование за счёт хозрасчётного тpyдa;
в) всё имущество школы, обеспечивающее педагогический и производственный процессы. Педагогические средства делятся на группы:
1. Школьное оборудование.
2. Учебно-лабораторное оборудование.
З. Учебно-наглядные пособия.
4. Организационно - педагогические средства воспитания и обучения.
5. Дидактическая техника. 1. Школьное оборудование - это все виды помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площадки, парты, учебные столы, доски, мел, ручки, учебники, инструменты и т.д.
2. Учебно-лабораторное оборудование - включает в себя создание системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных залов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в школе.
З. Учебно-наглядные пособия - это то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством дидактической техники: плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи, фотографии и т.д.
4. Организационно - педагогические средства воспитания и обучения (или вербальные средства) - учебные планы и программы, учебные пособия, методические рекомендации, экзаменационные материалы, карточки - задания и т.д.
5. Дидактическая техника - включает технические средства (устройства) ЭВМ, ТСО, вычислительная техника. Роль педагогических средств.
1. Они предназначены для хранения и быстрого использования содержания образования, для обогащения информационного обеспеченияпед. процесса. В этом смысле их можно рассматривать, как источник информации.
2. Они являются продолжением методов, служат для их вариации, обогащения. 3. Освобождают педагога от рутинной работы для творчества.
4. Развивают самостоятельность учащихся, помогают разнообразить работы учащихся.
5. Создают условия разработки педагогической технологии. Классификация педагогических средств во многом условная. Характеристика учебной базы организации пед.процесса в школе.
1. Учебная мебель - это классные доски, стеллажи, шкафы для книг, выставочные стенды, стулья, учебные карты, столы и т.д. На учебную мебель тоже существуют нормативы. Они проектируются с учётом возрастных и гигиенических, эргономических, эстетических, технико-экономических требований.
2. Учебники, учебные пособия, учебные принадлежности учащихся. Учебная книга излагает предметное содержание образования, определяет виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и других особенностей. Педагогическое целевое назначение учебника:
носитель содержания обучения;
средство мотивации и стимулирования обучения;
средство организации обучения;
средство воспитательного воздействия и т.д.
3. Учебный кабинет - помогает сконцентрировать большой объём информации, приспособить оборудование к специфике предмета, организовать научную самостоятельную работу учащихся, обогащать методику проведения занятий. В кабинете создаётся индивидуальный методический комплекс. 2. Основные виды дидактических средств - их функции и условия эффективного использования. Основные функции дидактических средств
Средства обучения (дидактические средства, учебное оборудование, наглядные пособия) являются только частью, но весьма существенной, кабинетного оборудования, включающего и мебель, различные приспособления, технические устройства (проекционную аппаратуру). Дидактические средства в преподавании математики представлен в основном следующими видами учебного оборудования:
1. Модели, лабораторные принадлежности.
2. Планшеты в кабинетах (статистические).
3. Изображения в виде рисунков, схем, таблиц.
4. Образцы готовой продукции.
5. Диафильмы и экранные принадлежности.
6. Печатные пособия, учебники, журналы, дополнительная литература.
7. Т.С.О., кодоскоп.
Общее оборудование кабинета:
1. Рабочее место учащегося.
2. Рабочее место учителя: стол с дополнительными экранами.
3. Классная доска с держателями для таблиц, с экраном и металлическая доска.
4. Приспособления для демонстраций
5. Чертежные и измерительные инструменты. Такая система оборудования, при планировании учебного процесса по данной теме, дает возможность избежать односторонней наглядности с учетом функциональных качеств каждого пособия, с целью эффективного использования оборудования целесообразно включающее в себя отдельные предметы из разных разделов приведенной классификации. Приведенная классификация отражает сложившуюся систему школьного оборудования по математике, хотя ее основанием является не содержание курса математики, а конструктивно-технические качества предметов учебного оборудования. Но как бы ни было хорошо оборудованы кабинеты математики, трудно переоценить роль классной доски в процессе обучения математике.
При самом прекрасном пространственном воображении ученик не сможет понять задачу. Доска у меня больших размеров, вмещает полностью весь материал, даёт учащимся наглядность оформления записей в виде таблиц и схем. Доски позволяют выполнить самостоятельную работу, работу над ошибками, алгоритм к решению задачи и т.д. Металлическая доска позволяет демонстрировать чертежи, модели с помощью магнитов. Интересно, продумано оформленная доска к уроку помогает разрешить дидактические цели, поставленные на данный урок. Модели.
Метод моделирования - один из методов познания, который используют при изучении основ математики. Объекты моделирования: геометрические тела, модели к задачам, учебные модели - служат для наглядности, иллюстрации отдельных свойств оригинала, который непосредственно изучается (модели призм). В кабинете имеются модели из органического стекла. По характеру взаимодействия сторон оригинала модели могут быть различные. Пример: каркасные, монолитные, непрозрачные, развёртки. Все модели на уроках геометрии мы используем объёмные (стереометрические). «Модель - это своеобразный сплав наглядности и понятия» - Давыдов. Учебные модели, несмотря на свою чувственно - наглядную форму, являются средствами формирования абстрактных понятий.
При изучении темы «Правильные многогранники», модели правильных многогранников позволяют учащимся самим делать определения и называть свойства правильных многогранников. По мере изучения геометрии возрастает роль моделирования, и формирование знаний теорем, свойств тел через моделирование даёт положительные результаты. Использование моделей облегчает учащимся понимание и решение геометрических задач. Для эффективного использования геометрических моделей на уроке необходимо их использовать с таблицами, чертежами.
Приём моделирования должен выбираться в зависимости от индивидуальных особенностей группы. В одной группе учащихся элемент конкретизации следует учесть, в другой - достаточно ограничиться одним чертежом. В одной и той же группе отдельным учащимся можно разрешить пользоваться пособием, а от других требовать возможность самостоятельно разобрать задачу без модели.
Пользование пособиями по математике предусматривает предварительную подготовку учителя к урокам и приобретение им навыков в свободном обращении с оборудованием. Неудавшаяся демонстрация отрицательно влияет на дисциплину, на отношение учеников к содержанию вопроса.
Методика использования моделей разнообразна: одни демонстрируются с целью поставить вопрос, разрешением которого занят класс, другие показывают динамику процесса, непрерывность изменения, многообразие форм, которые трудно себе представить без модели или показать только чертежом. Некоторые модели подтверждают результаты, полученные аналитическим или логическим путём. Отдельные группы фигур строятся на глазок учащимися, иные образцы, наоборот, показываются в собранном, готовом виде.
Демонстрация моделей предусматривает условия, при которых у учащихся должно получиться наиболее яркое и сильное зрительное впечатление. В этих целях демонстрируемая модель располагается на возвышении (стойка, подставка на столе) соответственно должен быть учтён размер пособия (например, всякий линейный отрезок не может быть менее 15 см); окраска его яркая (белая или чёрная), отсутствие раздражающего глаз и отвлекающего внимание чередование цветов. В отношении пособий не может быть единого методического решения. Приём должен выбираться в зависимости от индивидуальных особенностей группы. Лабораторные принадлежности:
Натуральные объекты - детали. Вычисляется Sб, Sn, V, и вес этих деталей. Используются измерительные инструменты и весы. Лабораторные работы заостряют внимание на главном, на вычислении V, Sб.
Цель: запоминают лучше формулы объёмов и площадей поверхностей тел.
«У математиков существует свой язык - это формулы» - С. Ковалевская. Средства обучения на печатной основе.
Пособия на печатной основе наиболее распространённые средства обучения. Включают таблицы:
- содержащие систематизированные числовые и другие данные по основным вопросам курса алгебры и геометрии;
- графики, изучаемых функций;
- схемы, служащие для наглядного изображения взаимосвязи между предметами и явлениями. Например, при изучении темы «Интеграл», «Пpoизводная» - предлагаются схемы задачи, которые можно решить при помощи интеграла и дифференцированием.
Имеются в кабинете:
Эскизы, рисунки на комбинацию геометрических тел, сами геометрические фигуры, изготовленные самими учащимися.
Портреты выдающихся учёных - математиков, которые демонстрируются при объяснении любой новой темы.
Карточки - для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний и умений учащихся. Набор опорных карточек имеется по многим темам, они помогают решить упражнения, ликвидировать пробелы в знаниях, для проведения активизации опорных знаний, для проведения устной работы с группой. Карточки отрабатывают знания основных формул.
Я широко использую раздаточные пособия для индивидуальной работы с учащимися. В кабинете имеются таблицы. По сравнению с экранными пособиями таблицы имеют определённые преимущества: не требуют для показа проекционной техники, при необходимости могут демонстрироваться длительное время и, наконец, при рациональном хранении могут быть быстро извлечены для повторного напоминания, сравнения в любой учебной ситуации. При помощи таблиц можно решить на уроке любую дидактическую задачу. Среди печатных дидактических средств первостепенное значение имеют учебные книги, учебники, сборники задач и упражнений, справочники, энциклопедии.
Важнейшим средством обучения являются учебники. Для меня учебники - это методические пособия, для учащихся - задачники, дидактические материалы по учёту и контролю знаний, справочники. Успешное овладение навыками самостоятельной работы учащихся с книгой, дидактическом материалом, учебником требует систематических упражнений, развивают у учащихся навыки самостоятельности в познании нового. Решают проблему «Учить учиться». Геометрический ящик (стереометрический).
Каждый учитель математики в своей работе сталкивается с определёнными трудностями в преподавании стереометрии. Например, даёшь определение угла образованного плоскостью и наклонной к ней, убедишься, что каждый ученик правильно понял определение, на модели покажет этот угол, но только стоит перейти к решению задач, как ряд учеников за данный угол принимают плоский угол грани, заключённый между боковыми рёбрами, принадлежащем основанию фигуры. Поэтому целесообразно, прежде чем переходить к решению стереометрических задач, дать задания всем ученикам при помощи пластилина и набора спиц сделать модель к задаче. При помощи геометрического ящика учащиеся самостоятельно конструируют модель к теореме о 3-х перпендикулярах и к другим теоремам. При помощи таких пособий легче доказываются все основные теоремы стереометрии. Работа с геометрическим ящиком нравится ребятам, вносит разнообразие в работу, они признают его помощь. Решение задач на сечение геометрических тел плоскостью провожу при помощи каркасных моделей (изготовленных самими учащимися) шнурков и пластилина). Учащиеся по модели определяют те линии, которые на чертеже в тетради будут обозначены пунктиром, от урока к уроку учащиеся всё реже прибегают к помощи геометрического ящика.
Среди различных видов учебного оборудования можно выделить главные и вспомогательные. Например, тема «Логарифм и его свойства». Таблица, кодоскоп, учебники, планшеты, дополнительная литература, портрет, карточки. При изучении отдельных вопросов тем, разделов курса математики обычно используются не одно, а несколько средств обучения с разными дидактическими функциями.
Под комплексом средств обучения понимают их совокупность, необходимую и достаточную для изучения какой - либо темы учебной программы. Комплекс также характеризуется определённой структурой, т.е. последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будет проводиться урок. В каждом комплексе нужно выделить главный, доминирующий компонент, с которым связаны в той или иной последовательности другие средства обучения, причём все они должны быть стасованными, дополняющими друг друга. Но использовать не более 4 средств. Избыток дидактических средств, равно как и недостаток, снижает эффективность в обучении. Из таких первичных комплексов к каждому уроку складывается вся система учебного оборудования кабинета. Всё зависит от конкретной дидактической ситуации. В зависимости от места, занимаемого в комплексе, один и тот же предмет учебного оборудования выполняет неодинаковую дидактическую роль.
Сейчас для меня доминирующую роль на уроках играет учебник и карточки для опорных знаний. Для того, чтобы разобрать комплекс, необходимо учитывать конкретные задачи обучения и воспитания, определять характер и объём информации, которая должна быть усвоена учащимися, провести элементарный анализ содержания материала, осуществить дробление его на небольшие самостоятельные шаги с учётом логической и дидактической последовательности. Важным является методическая разработка каждого шага, т.е. определение приёмов деятельности учащихся и методов преподавания, способов осуществления обратной связи и коррекции недостатков, состава средств обучения, систематизации, повторения, закрепления, применения и проверки знаний, приобретённых при выполнении этих шагов. При подготовке урока выполняю указанные операции. Чем основательнее осуществлено планирование урока, продумывание каждого этапа, тем эффективнее урок и тем быстрее достигается его цель.
Нужно всегда помнить, что каждое средство обучения является носителем определённого учебного содержания. Разнообразие методов и приёмов обучения предполагает разнообразие средств обучения. При этом один и тот же предмет обучения может выполнять неодинаковую функцию в различных учебных ситуациях. Большое назначение имеют личные качества учителя, для которого ближе те или иные приёмы, методы и организационные формы обучения. Вот поэтому к средствам обучения нужно относиться творчески. Главное заключается в том, чтобы поставленная цель или учебная задача были реализованы, хотя пути, методы и средства обучения, ведущие к этому, могут быть разными. Различное использование средств обучения обуславливается различными организационными формами учебно-воспитательного процесса. В настоящее время, наряду с уроками, применяются лекции, семинары, консультации.
Лекционная форма особенно эффективна в старших классах.
Семинарское занятие - это, прежде всего, активная деятельность самих учащихся.
При использовании средств обучения необходимо помнить о специфических чертежах каждой формы работы. Роль наглядных средств обучения.
Наглядность - один из основных принципов педагогики. Наглядные пособия занимают особое место среди вспомогательных средств обучения. При их помощи успешнее формируется воображение, облегчается изучение сложных вопросов, конкретизируются математические сведения, повышается интерес к работе, развиваются конструктивные способности учащихся. Всё это накладывает определённые требования на отбор пособия, его конкретизацию и методику использования на уроке.
Материал математики сложен - и поэтому иллюстрировать понятия безусловно необходимо. Мы не только должны развивать знания и навыки по предмету, но и научить применять полученные знания на практике, создать на уроках обстановку заинтересованности в работе. Все средства обучения облегчают восприятие материала.
Создание наглядных пособий самими учащимися, демонстрация их на уроках оказывают влияние на развитие учащихся:
1) учат отвлечённо мыслить;
2) дают навыки обобщения, техники вычисления и оформления.
Роль наглядности не только в том, чтобы разъяснить, облегчить обучение, конкретизировать, но и в том, чтобы сделать преподавание математики жизненным, тесно связанным с практикой. Наглядность позволяет на уроках осуществлять межпредметные связи с другими предметами, с практикой и с жизнью.
Подготовка к уроку - одна из наиболее ответственных составных частей работы учителя. Начинается она с анализа программы, темы и анализа уровня подготовки группы. Эта проработка начинается ещё с составления тематического планирования. Затем при поурочном планировании продумываю форму урока, тип, основные цели: образовательные, развивающие и воспитывающие. (Пример конспект урока) Продумываю методику их применения: будет ли это беседа, или будут только показывать пособия, а учащиеся на основе своих знаний и опыта раскроют сущность явления. Необходимо пояснить, в какой момент урока следует показать модель, таблицу, как учащиеся оформят её в тетради и т.д.
Для полного ответа на вопрос об оптимальности системы учебных средств по математике ведётся работа в 3-х основных направлениях: теоретическом, методическом и технико-конструкторском.
В процессе решения теоретических проблем являются основные 2 направления: определение психолого-педагогической роли учебных средств и их дидактической роли. Основной методической проблемой следует считать выяснение норм использования различных средств обучения, из взаимосвязанности. Необходимо разработать критерии, достаточно чётко определяющие роль и место каждого учебного средства в общей системе. Учитель должен распознать, с какого момента использование того или иного учебного средства, перестаёт оказывать положительное воздействие на процесс формирования математических знаний. При подготовке к уроку всегда помню, что «Через математические знания лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий!» Изготовление и использование учебно-наглядных пособий по математике.
Не все модели и таблицы мы можем закупить. Сейчас вообще магазин наглядных пособий нам ничего не поставляет и приходится выполнять модели, таблицы, карточки силами учащихся. В каждом классе находятся учащиеся, которые охотно выполняют задания.
Средства обучения незаменимы на первых уроках, дающих много определений и понятий. Каждое определение по геометрии должно ассоциироваться с определённым пространственным образом. Для тех учащихся, которые не могут установить соответствие между определениями параллелепипеда, призмы, я использую их знания из истории. В их памяти ярко запечатлены по картинке знаменитые египетские пирамиды. Они их никогда не назовут египетскими призмами.
Закрепление ведётся по готовым чертежам. Повторная демонстрация наглядного пособия носит характер не объяснительный, а уже для запоминания алгоритма задачи. Воспитательные аспекты использования средств обучения.
Как сказано выше, для решения задач, дальнейшего совершенствования учебной и воспитательной работы в школе большое значение имеет научное содержание средств обучения. Однако оценка средств обучения лишь как носителя определённого математического содержания без учёта научно - мировоззренческого воздействия недостаточна, т.к. следует стремиться использовать весь воспитательный потенциал средств обучения максимально. Глубокие математические знания у учащихся формируются не только в зависимости от того, какие знания они получают, на сколько эти знания доказательны и аргументированы, но и от того, как они усваиваются учащимися.
На множестве примеров учащиеся учатся давать толкование математическим понятиям. Система средств обучения может быть пополнена научно - популярной литературой, энциклопедией, журналами «Квант» и др. В учебных пособиях реализуются возможности показать учащимся на протяжении всего курса математики процессы превращения науки в производительную силу общества, для глубокого осмысливания фактов, показывая им перспективы применения научных данных в развитии химического производства (пример из «Кванта»). Средства обучения должны помочь учащимся систематизировать полученные знания и побуждать к применению их на практике. С историей математики знакомят учащихся средства обучения, модели, таблицы.
Я описала только некоторые средства обучения, которые я применяю, которые нашли место в моей работе. Для повышения эффективности своего труда трудно остановиться на найденных средствах обучения и с каждым годом находить новые пути и средства обучения, которые помогают совершенствовать учебно-воспитательный процесс, стимулировать внедрение новых эффективных форм и методов обучения. Главная задача учителя: дать прочные знания по математике, ведь через математические знания лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.
ЛИТЕРАТУРА 1. Программы средней школы М., «Просвещение».
2. Б.К. Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса».
3. «Кабинет математики».
4. И.И. Дрига «Кабинетная система образовательной школы» М., «Просвещение»,1981г.
5. «Типовые передачи учебно-наглядных пособий и учебного оборудования средней школы.» М., 1986г.
6. В.В. Першина «Пути изучения качества знаний» библиотека руководителей вечерней и заочной школы БВШ.
7. О.Б. Епишова «Учить школьников учиться математике».
8. Т.Н. Алешина «Урок математики: приложение дидактических материалов пр. Направления.», «Математика в школе» № 3 за 1987г.
9. Ю.П. Дудницын «Уроки математики: применение наглядных пособий и Т.С.О.». |
|
|