Главная страница

Конспект по теме «Умножение и деление алгебраических дробей»



Скачать 85.82 Kb.
НазваниеКонспект по теме «Умножение и деление алгебраических дробей»
Дата05.04.2016
Размер85.82 Kb.
ТипКонспект




опорный конспект по теме

«Умножение и деление алгебраических дробей»
Напоминаю: чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить числители (это будет числитель результата) и знаменатели (это будет знаменатель). То есть:

Например:



Всё предельно просто. И, пожалуйста, не ищите общий знаменатель! Не надо его здесь…

При умножении дроби на многочлен этот многочлен записывают в виде дроби и затем применяют правило умножения дробей:

15х².

Чтобы разделить дробь на дробь, нужно перевернуть вторую (это важно!) дробь и их перемножить, т.е.:

Например:



При делении дроби на многочлен этот многочлен записывают в виде дроби и затем применяют правило деления дробей:





Тема урока:

«Умножение и деление алгебраических дробей»
Форма урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:

  • Выработать у учащихся умение умножать и делить алгебраические дроби.

  • Создать условия для развития культуры общения.

  • Развивать математическую речь, алгоритмическое мышление.


Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица.

Метод обучения: проблемный, с самостоятельным поиском решения.
Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

Цель: познакомить учащихся с темой урока, создать условия для целеполагания.
Вступительное слово учителя:

- Доброе утро. Я рада вас видеть сегодня на уроке алгебры.

Целеполагание осуществляется методом «создания проблемной ситуации». Откроем вопросы для подготовки к уроку и выясним, на какие мы с вами еще не знаем ответа. С этой проблемой нам и предстоит сегодня разобраться.

- Итак, сегодня тема нашего урока – умножение и деление алгебраических дробей.

Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке, чтобы уметь умножать и делить алгебраические дроби?
Объясняет задание:

На ваших партах лежат карты урока, которые сегодня вам будут помогать работать. В карте на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу: каждое задание, верно выполненное, оценивается в 1 балл.

По окончанию работы вы подсчитаете количество баллов и согласно критериям, представленным в карте, вы поставите себе оценку за урок.

Цель: сформулировать задачи своей учебной деятельности на данном уроке.

Открывают вопросы для подготовки к зачету (приложение 1) и выясняют, на какие не знают ответа.
- Должны знать правила умножения и деления алгебраических дробей.

Изучают карты, задают вопросы.


Знакомятся с критериями оценки.




  1. Актуализация знаний учащихся

Цель: создать условия для усвоения нового материала.

- Сейчас приступим к повторению правил действий над обыкновенными дробями.

Давайте вспомним правила умножение и деление обыкновенных дробей, так же вспомним формулы сокращенного умножения – давайте их повторим.
Таблица формул сокращенного умножения вывешивается на доске (приложение 3).
- Выполняете первое задание в технологических картах. На выполнение задания дается 6 мин.
Подходит к слабым учащимся.
- Проверка по образцу (на доске).
Оцените свою работу. Прошу к оценки подходить объективно.

Итог выполненной работы и переход к новой теме учитель осуществляет в форме «вопрос - ответ» - словесный метод, способствующий решению поставленных целей и задач данного этапа урока.

- С какими дробями мы сейчас работали?

- В чем состоит различие обыкновенных и алгебраических дробей?

- Какими правилами вы сейчас пользовались?
- Можете ли их сформулировать?



Цель: вспомнить правила умножения, деления, сокращения обыкновенных дробей.

Вспоминают и повторяют правила умножение и деление обыкновенных дробей, как находится наименьшее общее кратное, формулы сокращенного умножения.

Выполняют задание, консультируются друг с другом.


Проверяют выполненные задания.

Оценивают работу.

Выставляют количество баллов.


С алгебраическими.
В обыкновенных дробях числитель и знаменатель представлен в виде чисел, а в алгебраических дробях рациональные выражения.

Правилами умножения и деления обыкновенных дробей.

Да.

Формулируют правила:

Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и перемножить их знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.




  1. Усвоение новых знаний

Цель: создать условия для усвоения правил умножения и деления алгебраических дробей.

- Применимы ли данные правила для выполнения действий алгебраических дробей?

- Запишем эти правила в виде формул: (учитель на доске)

- Прочитайте правила про себя и постарайтесь запомнить.

- Что общего вы заметили в правилах деления дробей?

- А теперь посмотрим, как нужно применять правила умножения дробей на практике.
Записывает образец выполнения задания - наглядный метод изучения материала.
Проверка по образцу на экране.
. Оцените свою работу на данном этапе урока, подсчитайте количество баллов.

Цель: сформулировать правила умножения и деления алгебраических дробей, показать их применение на практике.
Да.

Учащиеся записывают в тетрадях.

Читают правила в течении 2 минут.

- Сводятся к умножению дробей.

Остальные задания выполняют по образцу самостоятельно, при этом могут консультироваться с учителем . (2 мин.). Задания выполняют в карте.

Проверяют выполненные задания.

Оценивают свою работу.

Выставляют количество баллов.






  1. Формирование умений и навыков.

Цель: создать условия для формирования устойчивого навыка умножения и деления алгебраических дробей.
№1,2

№3,4
№5,6


Оцените свою работу, подсчитайте количество баллов.

Цель: выработать механизм применения правил умножения и деления алгебраических дробей.
Выполняют в парах
Выполняют с комментариями
Выполняют самостоятельно- Фронтальный опрос
Подсчитывают количество правильно выполненных заданий и выставляют количество баллов





  1. Подведение итогов.

Цель: найти пробелы в знаниях, наметить себе план работы на следующий урок.


Давайте подведем итог урока, ответим на вопросы для подготовки к зачету:

- Сформулируйте правило умножения дробей.


- Сформулируйте правило деления дробей.


На экране дается образец зачетного задания обязательного уровня по теме «Умножение и деление алгебраических дробей» (Приложение 4)
- Этот урок был первым, и на последующих уроках, вы, как всегда, можете рассчитывать на опорный конспект

- Вернемся к оценочным листам, подсчитайте количество баллов.

Поставьте себе оценку согласно критериям в ваших оценочных листах.
- Мне было с вами приятно работать. Прошу сдать технологические карты.

- Эти оценки будут выставлены в журнал.

- Спасибо за урок!

Цель: закрепить изученный материал, повторить правила умножения и деления алгебраических дробей.

Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и перемножить их знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.
Знакомятся с образцом заданий,

задают вопросы.


Подсчитывают количество баллов и выставляют себе оценку за урок, согласно критериям.








Домашняя работа: №523(в,г,д,ж), 524(д,е)


Тема: Умножение и деление дробей

Технологическая карта

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Инструкции

Количество баллов

1

Цель урока: усвоить правила умножения, деления алгебраических дробей, научиться выполнять умножение и деление дробей.







2

1) Как умножить дроби:

1 б. 1 б.

2) Как разделить дробь:
1 б.

3) Сократите дроби:

1 б. 1 б. 1 б.

4) Сократите дробь:

1 б.

В парах




3

Цель: формулировка правил умножения и деления дробей.

Сделай выводы.

Выполни действия:







4

Формирование навыков

Цель: выработать навык умножения и деления алгебраических дробей.
1 №2

3 №4

5 №6

1 балл присваивается только за самостоятельно решённое задание.





5

Подведение итогов

Подсчитай набранные баллы и оцени работу на уроке:

7 – 10 баллов: «3»;

11 – 13 баллов: «4»;

14 - 16 баллов: «5».




Самоанализ своей деятельности




О Ц Е Н К А ЗА У Р О К



Обязательный уровень по теме

«Умножение и деление алгебраических дробей »

  1. Выполните умножение:

; ; .

  1. Выполните деление:

; ; .

Вопросы для подготовки к уроку по теме «Умножение и деление алгебраических дробей »

  1. Приведите примеры обыкновенной и алгебраической дроби

  2. Сформулируйте основное свойство дроби.

  3. Сформулируйте правило умножения дробей.

  4. Сформулируйте правило деления дробей.