|
Учитель математики гбс(К)оу школы-интерната Учитель математики
ГБС(К)ОУ школы-интерната
Акимова А.Х. Индивидуально-дифференцированный подход при контроле качества знаний и умений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.
Успех в обучении математике школьников данной категории детей во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета специальных возможностей учащихся.
Состав учащихся одного класса с умственной отсталостью чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны.
В каждом классе имеются ученики, которые успешно усваивают математические знания, овладевают умениями в объеме программы коррекционной школы. Но есть школьники, которые усваивают только часть изучаемых знаний, умений, да и те отличаются фрагментарностью и непрочностью. Третья часть учеников испытывает значительные трудности в усвоении математических знаний и требует индивидуализации программы. Поэтому необходимо регулярно использовать дифференцированный подход на всех этапах урока, дифференцируя учащихся по возможностям усвоения математических знаний.
Процесс обучения математике постоянно сопровождается контролем. Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения изучаемого материала учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить.
При обучении детей математике, использую такие способы контроля как устный опрос, письменные работы. Устный опрос в основном носит индивидуальный характер, поскольку только третья часть учеников может успешно овладевать знаниями в условиях фронтальной работы.
Учитывая, что наполняемость классов детей с интеллектуальной недостаточностью небольшая, имеется возможность спросить за урок почти каждого ученика класса. Вопросы и задания готовятся заранее.
Письменная проверка знаний проводится на уроках математики путем организации самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельные работы проводятся после изучения каждой темы. Эти работы небольшие по объему и рассчитаны на 7-10 минут. Это связано с особенностями данной категории детей: недостаточным навыком в самостоятельной работе, быстрой утомляемостью и отвлекаемостью, недостаточным навыком саморегуляции и самоконтроля. Упражнения и задания для самостоятельной работы составляются с учетом психофизических особенностей учащихся. Они различны по степени трудности и объему.
Контрольные письменные работы проводятся после изучения раздела, в конце четверти и в конце учебного года. Это удобный и быстрый способ контроля знаний, умений и навыков учащихся при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ.
Математическое содержание контрольных работ дифференцируется с учетом возможностей усвоения математических знаний учащимися. Составляется несколько вариантов контрольных работ с содержанием заданий на одну и ту же тему. Каждому учащемуся предлагаются карточки. Упражнения и задания учитывают индивидуальные особенности каждого ученика, различаясь по количеству и структуре.
Учащиеся первой группы, как правило, уже овладевшие приемами самоконтроля и саморегуляции, могут самостоятельно справиться с контрольной работой. Эти дети осознают цель заданий, вникают в содержание работы, заинтересованы в результатах. Контрольные работы для данной категории детей содержат 3-4 задания. Все задания выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ. В ходе выполнения заданий, ученики данной группы допускают незначительные ошибки.
Ученики второй группы, со сниженным уровнем саморегуляции, не могут выполнить контрольную работу полностью самостоятельно. У данной категории детей отмечается несовершенство зрительных восприятий, моторики, не сформированы в полной мере навыки письма и чтения. Поэтому задания выполняются ими с направляющей помощью учителя.
Контрольная работа для учеников данной группы содержит примерно 2-3 задания. Помощь учителя предлагается ученику в строго дозированной форме.
Третья группа учащихся наиболее трудная. Эти дети имеют более выраженное снижение интеллекта. Данная категория детей отличается не только полной несформированностью процесса саморегуляции, но и крайней степенью общей психической незрелости. Эти учащиеся выполняют контрольную работу только с помощью учителя и при тотальном контроле с его стороны. Учащиеся данной группы, как правило, выполняют задания формально, не замечают ошибки и не заинтересованы в результатах работы. По ходу работы эти учащиеся отвлекаются больше других, постоянно спрашивают учителя: «Все? Я хорошо сделал?».
Контрольная работа каждого ученика тщательно проверяется и анализируется. Анализ дает картину усвоения знаний по теме или разделу, выявляет ошибки и трудности каждого учащегося. Анализируя результаты работы детей, учитель принимает во внимание, как степень трудности задания, так и характер помощи.
Работа над ошибками проходит на следующем уроке после контрольной работы. Совместно с учащимися анализируются задания, в которых были допущены ошибки. Ведется работа с каждым учащимся, который не справился с тем или иным заданием.
Оценивая письменные работы, необходимо подходить дифференцированно к каждому ребенку, учитывая не только его интеллектуальные, но и физические дефекты. Отметка выставляется каждому ученику. Большинство учащиеся данной категории детей не осознают значения оценок «5», «4», «3», «2» и воспринимают отметку как личное отношение учителя к себе. Поэтому учителю важно вырабатывать у учащихся умение критически оценивать собственные ответы и ответы товарищей. Этому способствует привлечение к анализу ответов самих учащихся.
Разнородность содержания самостоятельных и контрольных работ вызывает у учителя необходимость тщательно готовиться к предстоящей работе. Продуманная система содержания и организации проверочных работ позволяет учителю контролировать состояние знаний и умений, а также своевременно оказывать помощь в устранении имеющихся пробелов в знаниях. Методическая литература:
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В.В. Воронковой. – М., 1992.
Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов // Дефектология. – 2001. - № 6.
Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие/ Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
Эк В.В. Обучение математике учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2005.
|
|
|