|
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при контроле качества знаний и умений на уроках математики у учащихся начальной школы с множественным дефектом РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОЖЕСТВЕННЫМ ДЕФЕКТОМ
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.
Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребенка со сложным дефектом. Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.
Наличие у детей сенсорной (снижение слуха или зрения) и умственной недостаточности, а также патология двигательной сферы, наблюдающейся при детских церебральных параличах, нередко приводит к недоразвитию всех компонентов речи, имеющему во всех случаях этиопатогенетическую обусловленность и специфические проявления и требующему дифференцированных методов коррекционного воздействия.
Успех в обучении математике школьников данной категории детей во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета специальных возможностей учащихся. Состав учащихся одного класса со сложным дефектом чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны.
Учащиеся со сложной структурой дефекта обучаются по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (под ред. В. В. Воронковой) и получают нецензовое образование (3 и 4 варианты согласно СФОГС).
В таком классе имеются ученики, которые успешно усваивают математические знания, овладевают умениями в объеме программы коррекционной школы. Но есть школьники, которые усваивают только часть изучаемых знаний, умений, да и те отличаются фрагментарностью и непрочностью. Третья часть учеников испытывает значительные трудности в усвоении математических знаний и требует индивидуализации программы. Поэтому учитель регулярно использует дифференцированный подход на всех этапах урока, дифференцируя учащихся по возможностям усвоения математических знаний.
Контролем постоянно сопровождается процесс обучения математике. Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения знаний учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить.
При обучении детей с множественными дефектами математике, учитель использует такие способы контроля как устный опрос, письменные работы. Устный опрос в основном носит индивидуальный характер, поскольку только третья часть учеников может успешно работать в условиях фронтальной работы.
Учитывая, что наполняемость классов детей со сложным дефектом небольшая, учитель за урок имеет возможность спросить каждого ученика класса. Вопросы и задания готовятся учителем заранее.
Письменная проверка знаний проводится на уроках математики путем организации самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельные работы проводятся после изучения каждой темы. Например, «Прибавление числа 9». Эти работы небольшие по объему и рассчитаны на 7-10 минут. Это связано с особенностями данной категории детей: недостаточным навыком в самостоятельной работе, быстрой утомляемостью и отвлекаемостью, недостаточным навыком саморегуляции и самоконтроля. Упражнения и задания для самостоятельной работы составляются с учетом психофизических особенностей учащихся. Они различны по степени трудности и объему.
Контрольные письменные работы проводятся после изучения раздела, в конце триместра, а также в начале и в конце учебного года. Это удобный и быстрый способ контроля знаний, умений и навыков учащихся при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ.
Математическое содержание контрольных работ дифференцируется с учетом возможностей усвоения математических знаний учащимися. Учитель составляет несколько вариантов контрольных работ с содержанием заданий на одну и ту же тему. Каждому учащемуся предлагаются карточки. Упражнения и задания составляются учителем заранее с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, различаясь по количеству и структуре.
Учитель четко прочитывает каждому ученику все задания, записанные на карточке, выясняет, все ли слова понятны. Детям(2 и 3 группы), которые пользуются дидактическим материалом (палочками, счетами), разрешается и на контрольной работе пользоваться этими пособиями.
Учащиеся первой группы, как правило, уже овладевшие приемами самоконтроля и саморегуляции, могут самостоятельно выполнить все задания, представленные в контрольной работе. Эти дети осознают цель заданий, вникают в содержание работы, заинтересованы в результатах работы. Контрольные работы для данной категории детей содержат 3-4 задания: упражнения на сравнение или состав чисел, 3-4 примера и задачу. Все задания выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ. В ходе выполнения заданий, ученики данной группы допускают незначительные ошибки и исправляют их в соответствии с замечанием учителя.
Ученики второй группы, со сниженным уровнем саморегуляции, не могут выполнить контрольную работу полностью самостоятельно. У данной категории детей отмечается несовершенство зрительных восприятий, моторики, не сформированы в полной мере навыки письма и чтения. Поэтому задания выполняются ими на карточке под руководством учителя.
Контрольная работа для учеников данной группы содержит примерно 2-3 задания: упражнения на знания числового ряда, сравнение чисел и 2-3 примера. Помощь учителя предлагается ученику в строго дозированной форме. Вот некоторые примеры заданий из контрольных работ: « Назови числа. Подумай, какое число пропущено. Соедини точки с нужным числом», «Реши примеры. Соедини пример с нужным числом».
Третья группа учащихся наиболее трудная. Эти дети имеют осложненные формы олигофрении и при этом более выраженное снижение интеллекта. Данная категория детей отличается не только полной несформированностью процесса саморегуляции, но и крайней степенью общей психической незрелости. Эти учащиеся выполняют контрольную работу на индивидуальных карточкам только с помощью учителя и при тотальном контроле с его стороны. Для данных учеников обязательно использование дидактического материала. Чтобы заинтересовать учащихся в работе, ребенку предлагаются 1-2 посильных ему задания в игровой (занимательной) форме. Например, «Сосчитай, сколько грибочков у белочки. Соедини грибочки с нужной цифрой. Сосчитай, сколько грибочков у ежика. Соедини грибочки с нужной цифрой. Подумай, у кого больше грибочков», «Реши примеры, записанные на конфетах. Положи конфеты в коробку с нужным ответом (конфету и коробку соединяет линией)».
Учащиеся данной группы, как правило, выполняют задания формально, не замечают ошибки и не заинтересованы в результатах работы. По ходу работы эти учащиеся отвлекаются больше других, постоянно спрашивают учителя: «Все? Я хорошо сделала?».
Контрольная работа каждого ученика тщательно проверяется и анализируется. Анализ дает картину усвоения знаний по теме или разделу, выявляет ошибки и трудности каждого учащегося. Анализируя результаты работы детей, учитель принимает во внимание, как степень трудности задания, так и характер помощи.
Работа над ошибками проходит на следующем после контрольной работы уроке. Совместно с учащимися анализируются задания, в которых были допущены ошибки. Ведется работа с каждым учащимся, который не справился с тем или иным заданием.
Оценивая письменные работы, учитель подходит дифференцированно к каждому ребенку, учитывая не только его интеллектуальные, но и физические дефекты. Отметка выставляется каждому ученику. Большинство учащиеся данной категории детей не осознают значения оценок «5», «4», «3», «2» и воспринимают отметку как личное отношение учителя к себе. Поэтому учителю важно вырабатывать у учащихся умение критически оценивать собственные ответы и ответы товарищей. Этому способствует привлечение к анализу ответов самих учащихся.
Разнородность содержания самостоятельных и контрольных работ вызывает у учителя необходимость тщательно готовится к предстоящей работе. Продуманная система содержания и организации проверочных работ позволяет учителю контролировать состояние знаний и умений, а также своевременно оказывать помощь в устранении имеющихся пробелов в знаниях.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В.В. Воронковой. – М., 1992.
Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов // Дефектология. – 2001. - № 6.
Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2005.
|
|
|