|
Личностно-ориентированная технология на уроках математики Личностно-ориентированная технология на уроках математики.
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.
Для достижения поставленной цели имеется возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Использование технологий, которые способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и применять нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).
Применяю при изучении нового материала, уроке контроля, оценки и коррекции знаний, уроках обобщения.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения
На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно-ориентированного обучения. Это выражено в следующем:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание ситуации выбора и успеха;
создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
В учебнике И.И.Зубаревой тема «Решение задач с помощью уравнений» рассматривается в 6 классе, тем не менее, уже в главе I «Натуральные числа» 5 класса предлагаются задачи, которые можно решить с помощью уравнения. Далее такие задачи по мере нарастания трудности встречаются в отдельных пунктах учебника.
Проведение блока уроков «Решение задач с помощью уравнений» (в тематическом планировании можно выделить 3-4 часа за счёт резервного времени) наиболее целесообразно после изучения темы «Упрощение выражений». К проведению данного урока учащиеся уже умеют упрощать буквенные выражения, решать уравнения. В связи с этим на уроке перечисленным навыкам особого внимания не уделяется
При решении задач с помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение. О составлении уравнений несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.
Результатом деятельности учащихся на уроке является полное понимание сути решения задач с помощью уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения. Своеобразным «продуктом» деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Урок математики в 5 классе по теме
«Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для формирования умений решать задачи с помощью уравнений, выполнять действия по нахождению неизвестных компонентов уравнений, составлять план решения задач по заданным условиям и в жизненных ситуациях составлять собственные задачи по заданным условиям; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении уравнений и задач.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, уметь использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность. Тип урока – урок изучения нового материала. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. 2. Мотивация урока.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. 3. Постановка целей урока.
Ребята. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас, мы решали задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, на нахождение части от числа и числа по его части, на движение и многие другие. А вот каким способом решения мы займемся сегодня – нам поможет узнать следующее задание.
Разгадайте ребус.
Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям».
Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.
Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.
С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.
Учиться составлять уравнения к задачам.
Учиться составлять задачи.
Учиться определять тип задач.
Запишите в тетради тему урока: «Решение задач с помощью уравнений». 4. Устная работа.
Задание 1. Какое слово лишнее?
А) Километр, метр, сантиметр, длина, миллиметр, дециметр.
Б) Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.
В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков? Задание 2. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
а) х + 15=40; в) 8 – х = 2; д) х : 20 = 3;
б) у – 10 = 32; г) 70 : у =7; е) 25х = 100. 5. Изучение нового материала.
Задание 1.
В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.
1. Расшифруйте выражения:
а) х + у
б) x + 3
в) y – 2
г) x – y
2. Расшифруйте равенства:
а) х + у = 90
б) x + 5 = y
в) 3x = y
г) x – 15 = y + 25
Задание 2. Решите задачу.
Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 8 га больше другого.
Разбор задачи.
О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле)
На какие части можно условно разделить поле в задаче? (I участок, II участок)
Какая величина характеризует поле? (Площадь поля)
В чем она измеряется? (Гектарах)
Какова площадь поля? (24 га)
Какова площадь первого участка? (Неизвестна)
Какова площадь второго участка? (Неизвестна)
Какова зависимость между неизвестными величинами? (Площадь первого поля на 8 га больше площади второго участка)
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Решение.
Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 8 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.
х + х + 8 = 24
х + х = 24 – 8
2х = 16
х = 16 : 2
х = 8
Значит 8 га площадь второго участка.
8 + 8 = 16 (га) площадь первого участка.
Ответ. 8 га и 16 га. Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?
Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.
Решают уравнение.
Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.
6. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали. 7. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.
Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.
Проверим решение задачи.
Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.
Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).
Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).
По условию задачи весь путь равен 90 км.
Возможные уравнения:
2х + х = 90
90 – х = 2х
90 – 2х = х
Какое из уравнений является самым простым для решения? Решить № 577, 580 8. Рефлексия.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Я узнал…
Я почувствовал…
Я увидел…
Я сначала испугался, а потом…
Я заметил, что …
Я сейчас слушаю и думаю…
Мне интересно следить за… 9. Домашнее задание.
1) Для обязательного выполнения № 614, 618
2) Для выполнения по желанию учащихся (на карточке).
По тропинке вдоль кустов
Шли 11 хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, вам привет. 10. Конец урока.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело. Использованная литература.
https://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html
https://websib.ru/fio/works/store/%EA%EE%ED%EA%F3%F0%F1_%E1%EE%EB%E5%EB%FC%F9%E8%EA%EE%E2.htm
https://proshkolu.ru/user/rina72/file/481715/
https://mougimnazia3.edusite.ru/DswMedia/fizkul-tminutkinaurokax.doc
|
|
|