|
Оказание помощи детям с трудностями в обучении Оказание помощи детям с трудностями в обучении Кокарева О.В.
учитель – дефектолог МОБУ СОШ №35 г. Якутска На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в обучении». Если их рассматривать с точки зрения учителя, то это «трудности в обучении», а если с точки зрении ученика – тогда это «трудности учения».
Многим детям трудно учиться, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер. Эти дети нередко по одним предметам (чаще всего устным) могут быть успевающими, а по письму, чтению, математике – нет. Некоторые из них тянутся изо всех сил и успевают по данным предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического и психического. Это и есть дети с трудностями учения.
Трудности учения вызываются частичным отклонением в формировании высших психических функций, они обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому нелишне прибавить современную социокультурную ситуацию - состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения.
Исследованию проблемы развития высших психических функций посвящены труды Т.В. Ахутиной, Л.С.Выготского, Гальперина П.Я., А.Р.Лурия, Н.М. Пылаевой и др.
Развитие высших психических функций происходит неравномерно: у одних по сравнению с другими детьми развит слух, у других зрительное восприятие или ориентировка в пространстве. Когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может скомпенсировать слабые звенья, он начинает не соответствовать требованиям, что и замечается по его трудностям в учении.
Какими могут быть трудности? Некоторым ученикам трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они быстро устают, их работоспособность быстро угасает. Таким детям требуется повышение мотивации, дозировка заданий, смена видов деятельности, они могут сразу ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация усвоится. Другой вариант трудностей поддержания оптимального уровня бодрствования – это гиперактивность, или гиперактивность с удержанием внимания.
Еще одна категория встречающихся трудностей – это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Эти дети непоседливы, могут тянуть руку, не дослушав вопрос, но среди них могут быть и замедленные. Такие дети не сразу включаются в задание, им трудно планировать и планомерно выполнять свои действия. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упрощенный вариант выполнения действия, могут не довести действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом. Таким детям нужна постоянно организующая помощь педагога, так как самоорганизоваться им крайне сложно.
Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, ярко они проявляются в овладении грамотой, в решении мыслительных задач. На письме у таких детей могут быть: пропуски элементов букв, самих букв, слогов, слов; повторение предшествующих элементов букв, слогов и слов; контаминация двух слов; ошибки языкового анализа (недостаточность ориентировки ведет к ошибкам определения границ предложений, отсутствие большой буквы в начале слова); орфографические ошибки (учет орфограммы требует усложнения программы написания, зная правило, ребенок может не использовать его, упрощая таким образом программу).
Основной путь помощи таким детям – вынесение программы действия «наружу», работа по программе с постепенным переходом от совместного поэлементного действия, к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям.
Трудности в учении также могут быть вызваны отставанием в развитии функции переработки слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов) информации. При задержке развития этих функций страдают чтение и письмо, возникают фонематическая и акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. Следует учитывать, что недостаточной сформированности фонематического слуха обычно сопутствует бедный словарь и низкая слухоречевая память, это вытекает из трудностей переработки слуховой информации. В коррекционной работе с такими детьми необходимо развивать их словарь, и слухоречевую память. У таких детей требуется детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохранных звеньев.
Еще одна трудность – это трудность в переработке зрительно-пространственной информации. У таких детей трудности ориентировки на листе бумаги, колебания размера букв, устойчивая зеркальность, трудности запоминания словарных слов, пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Путь помощи таким детям – это высокая мотивация действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием.
Основная цель коррекционной работы по преодолению трудностей в учении в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и личностному развитию. Для того чтобы помочь детям необходимо как можно раньше начать коррекционную и развивающую работу.
Мною были подобраны упражнения, которые помогают преодолевать трудности в учении. В комплекс данных упражнений входит помимо интеллектуально-развивающих игр комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковая гимнастика. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Структура развивающих занятий:
- дыхательно-координационные упражнения, направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. Только в редких случаях человек способен управлять собственным дыханием, обычно он не задумывается о нем. Но, научившись контролировать дыхание, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции;
- массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему;
- графические диктанты направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, также развивают пространственную ориентировку и мелкую моторику;
- интеллектуально-развивающие игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия;
- симметрические рисунки направлены на развитее координации движений и графических навыков, активизацию межполушарного взаимодействия;
- пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций, а также подвижности и гибкости кистей рук;
- упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления (глазодвигательные упражнения) способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга. Упражнения являются энергетизирующими упражнениями, они повышают энергетический потенциал, насыщают мозг.
Развивающий и коррекционный эффект данных упражнений проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. Улучшаются графические навыки, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, внимания, зрительно-моторные координации, следовательно, происходит преодоление трудностей учения.
Литература:
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностй учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций //Собр.соч.: В 6 т. – М.;1983. Т.3. – С.5-328.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истатова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 349,[1]с. – (Психологический практикум).
Семенович А.В. Комлексная нейропсихологическая коррекция и абилитации отклоняющегося развития. – Москва, 2001.
|
|
|