Главная страница

Учебник по информатике для 5 класса, автора Л. Л. Босова «Информатика и икт»



НазваниеУчебник по информатике для 5 класса, автора Л. Л. Босова «Информатика и икт»
страница1/3
Пискунова Е.С
Дата25.02.2016
Размер0.67 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых занятий

«Информатика и ИКТ»

для обучающихся 5-7 классов

Обсуждено на заседании Составитель: Пискунова Е.С.

методического объединения учитель информатики МБОУ «СОШ № 65»

протокол № _______

от _______________

руководитель м/о

____________Дремина Е.И.
Утверждено Педагогическим советом:

Протокол № _______

от _______________

Директор МБОУ «СОШ № 65»

_______ Л.А. Пятибратова
Кемерово, 2014 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………..………………….....3

  2. Учебно – тематический план…………………………………………...11

  3. Содержание программ……………………………………………….…..19

  4. Список литературы ………………………………......................….........31

  5. Ключевые слова………………………………………………………….32



Пояснительная записка

Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы курса по информатике и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы Босовой JI. JI. / М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008

Рабочая программа 5-7 класса ориентированы на использование учебно-методического комплекса:

Учебник по информатике для 5 класса, автора Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009

Рабочая тетрадь для 5 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2009

Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса

«Информатика и ИКТ для 5-7 классов». / Л.Л. Босова - М.: БИНОМ:

Лаборатория знаний, 2009.

Учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Учебник по информатике для 7 класса, автора JI.JI. Босова «Информатика и ИКТ»

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Рабочая тетрадь для 7 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Дополнительная литература для учителя:

Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7 класс. - М.:ВАКО,2009. – 304 с. (В помощь школьному учителю)

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Изучение информатики в 5-7 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующей цели: сформировать у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Развить алгоритмическое мышление, творческих и познавательных способностей учащихся. Воспитать культуру проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувствовать ответственность за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией. Приобрести опыт планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

В основу курса информатики и ИКТ для 5-7 классах положены следующие идеи и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

На тему «Компьютер для начинающих» запланировано 6 часов вместо 8 часов, а на тему «Информационные технологии» запланировано 13 часов вместо 10 часов. Считаю, это необходимым, т.к. у большинства детей нет компьютера дома и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов.
5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые

окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

На тему «Компьютер и информация» запланировано 7 часов вместо 11 часов, т.к. практические работы данной темы обучающиеся могут выполнять на уроке после изучения теоретической части темы «Человек и информация», на которую запланировано 18 часов вместо 13 часов. Это необходимо, т.к. у большинства детей нет компьютера дома, и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов.

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Настоящая программа предназначена для обучения 7 «А» класса (общеобразовательная форма обучения) и 7 «Б» класса (класс компенсирующего обучения). Обучение проходит по одному календарно-тематическому планированию, но различие заключается в том, что в 7 «Б» классе на практическую работу отводится больше времени на уроке, чем в классе 7 «А».

На тему «Объекты и их имена» запланировано 11 часов вместо 6 часов. Считаю, это необходимым, т.к. данная тема наиболее сложная для изучения и её осмысления учениками 7 «А» и 7 «Б» классов, а без знания данной темы затруднено изучение темы «Информационное моделирование». Поэтому на изучение темы «Алгоритмика» запланировано 3 часа вместо 7 часов, но на этих уроках дети изучат обязательный минимум для 7 класса по данной теме.

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Программа рассчитана всего на 102 часа (из расчета - 34 часа в 5, 6, 7 классах).
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Программой для 5 класса предусмотрено проведение:

Контрольных и проверочных работ — 4 часа, практических работ — 16 часов.

Программой для 6 класса предусмотрено проведение:

Контрольных и проверочных работ - 5 часов, практических работ - 18 часов.

Программой для 7 класса предусмотрено проведение:

Контрольных и проверочных работ - 4 часа, практических работ - 13 часов.

Учебно-тематический план ( 5 - 7 классы)

5 класс

Номер

Содержание учебного материала

Количество

часов

Теория Практика

Компьютер для начинающих (6 ч)

.

1

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Зачёт по ТБ.

0,5

0,5

2

Информация. Компьютер. Информатика.

1




3

Практикум. Знакомимся с клавиатурой




1

4

Практикум. Осваиваем мышь




1

5

Практикум. Запускаем программы




1

6

Практикум. Знакомимся с компьютерными меню Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих»




1

Информация вокруг нас (15 ч).

7

Действия с информацией. Хранение информации.

1




8

Носители информации. Передача информации.

1




9

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

1




10

Текстовая информация.

1




11

Таблицы.

Проверочная работа по теме «Информационные процессы»





1

12

Наглядные формы представления информации.

1




13

Обработка информации.

1








14

Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор




1

15

Обработка текстовой информации

1




16

Практикум. Вводим текст




1

17

Редактирование текста. Поиск информации

1




18

Практикум. Редактируем текст




1

19

Практикум. Работаем с фрагментами текста.




1

20

Изменение формы представления информации.

1




21

Практикум. Форматируем текст




1

Информационные технологии (13 ч).

22

Практикум. Знакомимся с инструментами графического редактора




1

23

Практикум. Начинаем рисовать




1

24

Получение новой информации.

Проверочная работа по теме «Графический редактор»

1




25

Практикум. Создаем комбинированные документы




1

26

Преобразование информации по заданным правилам

1




27

Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор




1

28

Преобразование информации путем рассуждений

1




29

Практикум. Работаем с графическими объектами




1




30

Разработка плана действий и его запись

1




31

Логическая игра «Переливашки»




1

32

Контрольная работа по теме «Информационные технологии».

Практикум. Создаем анимацию на заданную тему




1

33

Практикум. Создаем анимацию на свободную тему




1

34

Итоговое занятие




1




Всего:

34

  1   2   3