|
Учебник по информатике для 5 класса, автора Л. Л. Босова «Информатика и икт» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых занятий
«Информатика и ИКТ»
для обучающихся 5-7 классов
Обсуждено на заседании Составитель: Пискунова Е.С.
методического объединения учитель информатики МБОУ «СОШ № 65»
протокол № _______
от _______________
руководитель м/о
____________Дремина Е.И. Утверждено Педагогическим советом:
Протокол № _______
от _______________
Директор МБОУ «СОШ № 65»
_______ Л.А. Пятибратова Кемерово, 2014 г.
Содержание:
Пояснительная записка……………………………..………………….....3
Учебно – тематический план…………………………………………...11
Содержание программ……………………………………………….…..19
Список литературы ………………………………......................….........31
Ключевые слова………………………………………………………….32
Пояснительная записка
Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы курса по информатике и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы Босовой JI. JI. / М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008
Рабочая программа 5-7 класса ориентированы на использование учебно-методического комплекса:
Учебник по информатике для 5 класса, автора Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
Рабочая тетрадь для 5 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2009
Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса
«Информатика и ИКТ для 5-7 классов». / Л.Л. Босова - М.: БИНОМ:
Лаборатория знаний, 2009.
Учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Учебник по информатике для 7 класса, автора JI.JI. Босова «Информатика и ИКТ»
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Рабочая тетрадь для 7 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Дополнительная литература для учителя:
Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7 класс. - М.:ВАКО,2009. – 304 с. (В помощь школьному учителю)
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение информатики в 5-7 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующей цели: сформировать у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Развить алгоритмическое мышление, творческих и познавательных способностей учащихся. Воспитать культуру проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувствовать ответственность за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией. Приобрести опыт планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
В основу курса информатики и ИКТ для 5-7 классах положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
На тему «Компьютер для начинающих» запланировано 6 часов вместо 8 часов, а на тему «Информационные технологии» запланировано 13 часов вместо 10 часов. Считаю, это необходимым, т.к. у большинства детей нет компьютера дома и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов. 5 класс
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые
окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
На тему «Компьютер и информация» запланировано 7 часов вместо 11 часов, т.к. практические работы данной темы обучающиеся могут выполнять на уроке после изучения теоретической части темы «Человек и информация», на которую запланировано 18 часов вместо 13 часов. Это необходимо, т.к. у большинства детей нет компьютера дома, и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов.
6 класс
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Настоящая программа предназначена для обучения 7 «А» класса (общеобразовательная форма обучения) и 7 «Б» класса (класс компенсирующего обучения). Обучение проходит по одному календарно-тематическому планированию, но различие заключается в том, что в 7 «Б» классе на практическую работу отводится больше времени на уроке, чем в классе 7 «А».
На тему «Объекты и их имена» запланировано 11 часов вместо 6 часов. Считаю, это необходимым, т.к. данная тема наиболее сложная для изучения и её осмысления учениками 7 «А» и 7 «Б» классов, а без знания данной темы затруднено изучение темы «Информационное моделирование». Поэтому на изучение темы «Алгоритмика» запланировано 3 часа вместо 7 часов, но на этих уроках дети изучат обязательный минимум для 7 класса по данной теме.
7 класс
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Программа рассчитана всего на 102 часа (из расчета - 34 часа в 5, 6, 7 классах). Контроль уровня обученности. Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Программой для 5 класса предусмотрено проведение:
Контрольных и проверочных работ — 4 часа, практических работ — 16 часов.
Программой для 6 класса предусмотрено проведение:
Контрольных и проверочных работ - 5 часов, практических работ - 18 часов.
Программой для 7 класса предусмотрено проведение:
Контрольных и проверочных работ - 4 часа, практических работ - 13 часов.
Учебно-тематический план ( 5 - 7 классы)
5 класс
Номер
| Содержание учебного материала
| Количество
часов
| Теория Практика
| Компьютер для начинающих (6 ч)
.
| 1
| Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Зачёт по ТБ.
| 0,5
| 0,5
| 2
| Информация. Компьютер. Информатика.
| 1
|
| 3
| Практикум. Знакомимся с клавиатурой
|
| 1
| 4
| Практикум. Осваиваем мышь
|
| 1
| 5
| Практикум. Запускаем программы
|
| 1
| 6
| Практикум. Знакомимся с компьютерными меню Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих»
|
| 1
| Информация вокруг нас (15 ч).
| 7
| Действия с информацией. Хранение информации.
| 1
|
| 8
| Носители информации. Передача информации.
| 1
|
| 9
| В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.
| 1
|
| 10
| Текстовая информация.
| 1
|
| 11
| Таблицы.
Проверочная работа по теме «Информационные процессы»
|
|
1
| 12
| Наглядные формы представления информации.
| 1
|
| 13
| Обработка информации.
| 1
|
|
14
| Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
|
| 1
| 15
| Обработка текстовой информации
| 1
|
| 16
| Практикум. Вводим текст
|
| 1
| 17
| Редактирование текста. Поиск информации
| 1
|
| 18
| Практикум. Редактируем текст
|
| 1
| 19
| Практикум. Работаем с фрагментами текста.
|
| 1
| 20
| Изменение формы представления информации.
| 1
|
| 21
| Практикум. Форматируем текст
|
| 1
| Информационные технологии (13 ч).
| 22
| Практикум. Знакомимся с инструментами графического редактора
|
| 1
| 23
| Практикум. Начинаем рисовать
|
| 1
| 24
| Получение новой информации.
Проверочная работа по теме «Графический редактор»
| 1
|
| 25
| Практикум. Создаем комбинированные документы
|
| 1
| 26
| Преобразование информации по заданным правилам
| 1
|
| 27
| Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
|
| 1
| 28
| Преобразование информации путем рассуждений
| 1
|
| 29
| Практикум. Работаем с графическими объектами
|
| 1
|
30
| Разработка плана действий и его запись
| 1
|
| 31
| Логическая игра «Переливашки»
|
| 1
| 32
| Контрольная работа по теме «Информационные технологии».
Практикум. Создаем анимацию на заданную тему
|
| 1
| 33
| Практикум. Создаем анимацию на свободную тему
|
| 1
| 34
| Итоговое занятие
|
| 1
|
| Всего:
| 34
|
|
|
|