Главная страница

Статья по теме «Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы VIII вида»



Скачать 46.51 Kb.
НазваниеСтатья по теме «Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы VIII вида»
Дата12.02.2016
Размер46.51 Kb.
ТипСтатья

ГБС(К)ОУ №46 «Центр РиМ»

Статья по теме «Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы VIII вида»

(опыт работы)

Учитель математики Аристархова Марина Алексеевна

Санкт-Петербург

Освоение учащимися экономических знаний в коррекционной школе является весьма трудным и в понимании и в осмыслении. Поэтому наиболее эффективным методом обучения являются игровые формы обучения. Использование игровых форм активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий. Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно. Почему деловые игры, практикумы так нужны в обучении?

Во-первых, при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни. Создаваемые в ходе игры ситуации, имитирующие реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность, познакомиться с деятельностью организаций и фирм.

Во-вторых, игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% материала, а во время деловой игры - около 90% .

В-третьих, всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.

На уроках экономики в 10-11 классах ведётся работа над правильным произношением специальных терминов, над внятностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением терминов, над предложением, над умением включаться в обсуждение совместных действий на практических занятиях. Самое трудное для учащихся – это усвоение экономических терминов, их правильное использование. Для лучшего их усвоения используется игровая форма подачи материала.

Работа над изучением экономических терминов включает в себя несколько этапов.

1.Знакомство с экономическим термином.

Зачеркнув буквы Б, Г, Ж получите зашифрованное слово (валюта)

БГЖВГЖАБГЖЖЛБЖГЮББГТЖГА

Учитель даёт определение этого экономического термина. А далее даётся задание с опорой на уже изученный материал.

Где определяются курсы валют?

А) в банке, Б) на торгах на валютной бирже, В) на торгах на фондовой бирже, Г) в магазине.

Ребята выбирают правильный ответ и учатся его аргументировать.

Также используется занимательный материал «Пойди по лабиринту и прочитай слова» (национальная валюта России?- рубль).

И закрепляется этот термин в решении задач.

- Костюм стоит 110 долларов. Сколько рублей нужно заплатить за этот костюм, если курс американского доллара по отношению к рублю составляет 30 рублей.

2.Закрепление и расширение знаний по данному экономическому термину – валюта.

- вписать в таблицу, какой валютой будет расплачиваться каждый из перечисленных туристов, если у него не окажется денег той страны, по которой он путешествует? (француз, англичанин, американец, россиянин, японец).

- дано неправильное определение валюты. Исправь его.

- уже дано определение экономического термина. Добавить, чего не хватает, или исправить его.

- найти 10 слов, обозначающих экономические понятия:

Рентген, баланс, валюта, демография, телепатия, выручка, себестоимость, флюорография, планирование.

- продолжить пары слов:

дорого – дёшево; оптом - … ; доход - … ; прибыль - …; поставщик - …; продавец - …; потребление - ….

- отгадать зашифрованные экономические термины.

Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки,

И получил одни… (убытки)

Судно по озеру плывёт

И тяжеленный груз везёт

Но стоит букву заменить –

Там сможешь акции купить. (Биржа)

Возьми ты первую из нот,

И к ней добавь ты слово «ход».

Получишь то, о чём мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (Доход)

- решение кроссвордов.

- использование сказок.

Как ты помнишь, Карабас – Барабас был хозяином театра. Как по - эконо мически можно назвать театр? Найди ответ в строке, вычеркнув буквы А , Г, Д.

ДСАОГБДСДТГВАЕНААНГОДГСТГТЬ

3.Включение изученных экономических терминов в игровые ситуации, деловые игры и практикумы.

Игра «Магазин».

В ней обыгрывается такой экономический термин как «товар».

Для того, чтобы сыграть в эту игру, классу надо разделиться на 2 команды: продавцов и покупателей. Команды встают лицом друг к другу. Первый член команды продавцов называет продукт питания, например, молоко. Первый член команды покупателей называет продукт на последнюю букву «о» - окорок, затем второй участник из команды продавцов говорят, например, капуста и т.д. Тот, кто не может быстро назвать на нужную букву продукт, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий. Он считается победителем.

Игра «Производительность труда».

Предположим, необходимо перенести 50 книг из коридора в класс. Организуются 2 бригады по 5 человек. Каждая бригада должна перенести по 25 книг. Одна бригада встаёт в «цепочку» и передаёт книги из коридора в класс по цепочке, а другая работает так: один член бригады берёт одну книгу и несёт её на место. Когда первый член бригады положит книгу, за ним второй человек берёт одну книгу и несёт её из коридора в класс на определённое место. Так делают все члены бригады. Кто быстрее справится с заданием и почему?

Практикум «Виды собственности».

Из перечня различных объектов собственности, приведённого в таблице, необходимо выбрать те, которые, по мнению учащихся, могут быть в личной (частной) собственности и в государственной собственности.

Название объекта личная собственность государственная

продукты питания собственность

одежда

ископаемые

леса

валюта

земельный участок

Для выполнения задания в каждой клеточке таблицы надо написать «да» или «нет» и суметь объяснить, почему предложен именно такой объект. Итогом работы над усвоением экономических терминов является создание экономического словарика (после окончания 11 класса).

Литература.

О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова «Экономика детям, большим и маленьким» 1, 2, 3, 4 выпуск М. «Просвещение», 1994 год.

Е.М. Минскин «От игры к знаниям», М. «Просвещение», 1992 год.

А.А. Люблинская «Детская психология», М. «Просвещение», 1971 год.

Н.И. Романова «Экономическая игротека», М. «Финансы и статистика», 1994год.

А.Б. Райзберг «Твоя экономика», М. «Просвещение», 1996 год.