Главная страница

Учебник по информатике для 5 класса, автора Л. Л. Босова «Информатика и икт»



НазваниеУчебник по информатике для 5 класса, автора Л. Л. Босова «Информатика и икт»
страница3/3
Пискунова Е.С
Дата25.02.2016
Размер0.67 Mb.
ТипУчебник
1   2   3

Содержание программ (5 - 7 класс)

5 класс

Компьютер для начинающих (6 часов)
Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации. Информатика как наука. Компьютер - универсальное средство для работы с информацией.

Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Практические работы

  • Знакомство учеников с учебником.

  • Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности, правила поведения и организация рабочего места в компьютерном классе.

  • Зачет по ТБ.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

Контроль ЗУН: тест по теме «Компьютер для начинающих»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • какой смысл вкладывается в понятие информации;

  • правила поведения, ТБ и организации рабочего места в компьютерном классе;

  • основные устройства компьютера

  • основные типы устройств компьютера: устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации

  • понятие программного обеспечения, операционной системы, прикладных программ

  • понятия графического интерфейса: рабочий стол, значок, ярлык

  • группы клавиш

  • принципы десятипальцевого набора текста.

Уметь:

  • работать с учебником.

  • взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;

  • освоить основные действия с мышью

  • запускать и закрывать программы через главное меню

  • перемещать объекты, оперировать с окнами

  • выполнять основные управляющие операции

  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

  • определять тип файлов по пиктограмме и расширению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект».

  • выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе

  • уметь организовать рабочее место в компьютерном классе

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера

  • запускать программы из меню «Пуск»;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Информация вокруг нас (15 часов)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Практическая работа №6 Ввод текста

Практическая работа №7 Редактирование текста

Практическая работа №8 Работа с фрагментами текста

Практическая работа №9 Форматирование текста

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные процессы»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знатъ/пониматъ:

  • основные действия оперирования с информацией

  • основные виды носителей информации;

  • схему передачи информации;

  • формы представления информации;

  • основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

Уметь:

  • сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации

  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

  • определять элементы текста

  • выделять информационный носитель и форму представления информации;

  • кодировать или декодировать информацию, используя таблицу кодов

  • читать информацию, представленную на координатной плоскости

  • представлять информацию в табличном виде

  • представлять информацию в виде графиков, диаграммы, схемы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать информацию;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить различные жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, обществе и технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • представлять информацию в различных видах.


Информационные технологии (13 ч)

Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа №11 Раскраска.

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

Практическая работа №13. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Практическая работа №14. Работа с фрагментами.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на заданную тему Практическая работа №16 . Создаем анимацию на свободную тему

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные технологии»
Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы обработки текстовой, числовой информации

  • основные операции с текстом

  • формы представления информации; способы систематизации информации

  • виды инструментов рисования

  • способы записи алгоритмов

Уметь:

  • выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора

  • осуществлять ввод тестовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

  • редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

  • систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы

  • форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта

  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта

  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта

  • создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру

  • создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию

  • структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

  • выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов

  • пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем

  • определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов

  • в презентации задать анимацию объектов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».


6 класс
Компьютер и информация (7 ч.).

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:


  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  • требования к организации компьютерного рабочего места

  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.

  • виды систем счисления

  • виды объектов текстовой информации

  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот

  • связь между единицами измерения информации.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

  • приводить примеры обработки информации на компьютере;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

  • сохранять документы

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора

  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию.


Человек и информация (18 ч.).

Содержание учебного материала

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Практическая работа №6. Создание таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая контрольная работа
Контроль ЗУН: тест по теме «Преобразование информации»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста

  • способы познания человеком мира через органы чувств

  • логические приемы оперирования с понятием

  • отличия текстового редактора и процессора

  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты;

  • правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом

  • возможности графического редактора Paint

  • виды определений, требования к построению родовидового определения.

  • требования к классификации, признаки классификации

  • виды суждений

  • правила получения умозаключений

Уметь:

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст;

  • создавать надписи

  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

  • создавать нумерованные списки

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках

  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы

  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов

  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы

  • устанавливать логические отношения

  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

  • классифицировать понятия по определенному признаку

  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

  • встраивать в текст, графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,

  • различать необходимые и достаточные условия,

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.


Элементы алгоритмизации(9 ч.).

Содержание учебного материала. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №14.Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №15. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 16. Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №17. Создание слайд-шоу

Практическая контрольная работа

Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования QBasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Контроль ЗУН: тест по теме «Формы записи алгоритмов»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • пошаговое исполнение алгоритма

  • способы описания алгоритмов,

  • понятие блок-схемы, обозначения блоков

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков

  • правила записи разветвленного алгоритма

  • понятие цикла, его разновидности

Уметь:

  • записывать алгоритм известными способами

  • составлять линейные алгоритмы

  • записывать алгоритмы различными способами

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм

  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами

  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы

  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры

  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

7 класс

Объекты и их имена (11 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества;

  • объектов на классы по заданному признаку;

  • объектов на классы по заданному признаку;

  • основные приёмы создания текстовых документов;

  • название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:


  • формулировать определения понятия объекта, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

  • классифицировать объекты по заданному признаку;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.

Контроль ЗУН:

тест по теме «объекты и их имена»


Информационное моделирование (19 ч).

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №8 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №9 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №10 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №11 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №12 «Графические модели»

Практическая работа №13 «Итоговая работа».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • различные стили выполнения словесных информационных моделей;

  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;

  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);

  • знать разные виды списков;

  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;

  • определение знаковой информационной модели;

  • правила оформления простых таблиц;

  • правила оформления сложных таблиц;

  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;

  • назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;

  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

  • создавать аннотацию и конспект известного материала;

  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

  • применять табличный способ при решении логических задач;

  • строить блок-схему к любому алгоритму;

  • строить графы к различным задачам;

  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;

  • применять табличный способ при решении логических задач;

Вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

Строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН:

тест по теме «Модели объектов», «Информационное моделирование»

Алгоритмика(4ч).

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить N раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум Работа в среде Алгоритмик

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;

  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;

  • СКИ Робот, среду действия Робот.

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

Список литературы :


  • Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 192 с.

  • Учебник для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 208 с.

  • Учебник для 7 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 229 с.

  • Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./.Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 – [текст]/ Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. 394 с.

  • Поурочные разработки по информатике: 7 класс./ Сухих Н.А. - Поурочные разработки по информатике / Н.А. Сухих, 2009-[текст] / Н.А. Сухих.- М.:ВАКО. 304 с. (В помощь школьному учителю)


Ключевые слова:


  1. Графические модели - это информационные модели, которые в наглядной форме представляют числовые и статистические данные.

  2. Графический редактор – это программа, позволяющая создавать, редактировать и просматривать изображения на экране компьютера.

  3. Диаграмма – это графический способ представления числовых данных, находящихся на листе, удобных для анализа и сравнения.

  4. Знаковые системы - совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.

  5. Информационные модели — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.

  6. Классификация – многоступенчатое, разветвленное деление логического объема.

  7. Математическая модель — приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики.

  8. Объектэто некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.

  9. Программа - это последовательность команд, предназначенная для исполнения компьютером.

  10. Системы объектов - сложный объект называют системой, а его части — компонентами (элементами)системы.

  11. Форматирование документа – это изменение его внешнего вида.

1   2   3