На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.
Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного - активного включения в предстоящую познавательную деятельность всех обучающихся.
Второй этап – презентация нового материала. Учительский монолог бывает, необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. Материал должен излагаться укрупненными блоками, монолог обязан включать в себя базовые знания (несокращаемой минимум) и пройденного за предыдущий, причем небольшой период времени.
В условиях данной модели обучения время на объяснение нового учебного материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.
Действия учителя на этом этапе работы могу включать:
-выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
-систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять;
-писк приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоение нового материала;
-стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения;
-готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
В старших классах новый материал поможет предподноситься в форме лекции учителя.
Выделяют три основных условия организации лекции:
1.обеспечение предварительного настроя учащихся на лекцию, для чего используют такие методы, как кратких обзор, занимательные вопросы, опыты и т.п.;
2.преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяснения;
3.составление конспектов в конце урока для того, чтобы у учащихся возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею. Слабые стороны лекции:
-скучная лекция способна породить пассивность
учащихся и погасить их интерес к теме, а часто и к предмету;
-разные ученики обычно понимают и усваивают услышанное в разном темпу, соблюдаемому лектором;
-не все учащиеся способны понять всю лекцию до конца.
Третий этап - практика под руководством учителя. Практика под руководством учителя проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала школьниками (если таковые обнаруживаются).
Действия учителя:
-задает вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебной материал понят, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.);
-остановливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей;
-выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.
Четвертый этап - независимая самостоятельная практика обучаемых.
Независимая практика- это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом.
В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:
-задать вопрос;
-переадресовать его от одного учащегося к другому;
-резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.
Необходимые изменения в поведенческом стиле учителя
Для того чтобы заговорили дети, все привычные варианты лидирования в общении с детьми учитель должен отбросить. Если не в обсуждение вопроса, молчат, значит, некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или учитель «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога - быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.
Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задает вопросы,
выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны раскрыть самостоятельно. Групповая дискуссия- это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания.
Именно эти наблюдения и позволяют учителю точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.
Основные действия учителя:
- держание дискуссии в тематических рамках;
использование различных приемов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа обучающихся.
Необходимые изменения в традиционном структуре урока
Традиционный урок предполагал в лучшем случае несколько ответов школьников на вопросы по только что услышанному объяснению нового материала. Все остальное предназначалось для домашней работы школьников.
Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала – на уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти (80%).
Таким образом, если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.
Трудность качественного обеспечения работы на этом этапе обучения связана с тем, что учителю очень важно не только самому владеть методической организации групповой дискуссии, чтобы определить, что и как поняли дети, что знают по данной теме, их взгляд по изучаемому вопросу, но и научить детей самих поддерживать дискуссию: правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы.
Пятый этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.
Первоочередной задачей является исключение откровенного принуждения. Эта проблема решается главным образом за счет изменения оценочной деятельности учителя и учащихся. В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применения индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейших процедурой ее согласования с педагогом. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Шестой этап – подведение итогов учебного занятия. Подведение итогов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на определенных этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.
Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
Седьмой этап – информация о домашнем задании. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае значительно сокращается
На таких уроках деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; даёт возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача – разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е. используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, главными чертами модульного обучения являются:
- чёткая постановка перед учащимися целей и задач;
- построение последовательной поэлементной процедуры достижения
целей и задач с помощью определённых средств обучения;
- обучение по образцам (учебным тетрадям, учебникам, практикумам), выполнение указаний учителя;
- организация самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение учебных задач;
- широкое применение различных форм контроля для проверки результатов обучения.
Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества явились решающим фактором в обновлении системы образования. К числу приоритетных направлений обновления образования относится введение профильного обучения в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников. Ведущей целью является повышение качества знаний. Одна из ведущих технологий при работе с профильными классами это технология модульного обучения.
Исследование проводилось на 10 классе в течении 5лет. В результате применения модульной технологии учащиеся этого класса сдали ГИА на5---9уч.; на4---5уч.; на3---5уч .
Результаты ЕГЭ
| 2004
| 2005
|
успеваемость
| 100
| 83
|
качество
| 87
| 48
|
Результаты ГИА
| 2009
|
успеваемость
| 100
|
качество
| 74
|
Литература
Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: «Педагогический поиск», 2003.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
Шамова Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.М.: « Педагогический поиск», 2003.
Журнал «Математика в школе» № 4 – 2001.
Журнал «Педагогическая техника» №2 – 2006