Главная страница

Технология модульного обучения на уроках математики



Скачать 196.69 Kb.
НазваниеТехнология модульного обучения на уроках математики
Батуева Е. М
Дата06.03.2016
Размер196.69 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Ясная

Реферат на тему: «Технология модульного обучения на уроках

математики»

Выполнила: учитель математики Батуева Е. М.

ст.Ясная, 2009

Оглавление










1.Актуальность темы.

2-4

2.Основная часть:




2.1.Психолого – педагогическое обоснование.

5-6

2.2.Цель модульного обучения.

7

2.3.Научные идеи.

8-9

2.4. Принципы

10

2.4.Системы действий учителя и ученика.

11-12

2.5.Действия учителя при составлении модуля.

13-20

3.Заключение.

21-22

4.Литература.

23

5.Приложения.




Разработки уроков.





АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Стратегическая цель государственной политики в области образования-

повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог найти свое место в жизни, чтобы был инициативным, умел ставить задачи, нести ответственность за свои поступки. Формирование всего этого в подрастающем поколении и есть личностная парадигма образования. (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Она ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими достижениями. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, ориентированную на обеспечение саморазвития и самореализацию. Данные задачи помогает нам осуществлять технология модульного обучения, разработанная профессором П.И. Третьяковым. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поэтому одной из технологий обучения в моей работе является технология модульного обучения.

Цель исследования состоит в повышении эффективности обучения математике в школе при использовании модульной технологии.

Объектом исследования является процесс обучения математике в школе.

Предмет исследования– влияние модульной технологии на эффективность обучения.

Гипотеза

Если:

- определить роль и место использования модульной технологии в курсе математики;

- изучить влияние технологии модульного обучения на повышение качества знаний

- сформулировать цели и методы отбора материала к содержанию модулей;

- разработать последовательность действий учителя при составлении модульной программы

то возможно повышение эффективности обучения математики в школе, и как следствие повышение качества знаний учащихся.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературных источников уточнить следующие понятия: «модульная технология обучения».

2. Разработать систему действий учителя и ученика при разработке модуля.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.

В процессе исследования использовались следующие методы:


  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

  • анализ современных педагогических программных средств обучающе-контролирующего типа;

  • наблюдение за ходом учебного процесса;

  • анализ качества усвоения нового материала, изложенного учителем и изученного самостоятельно;

  • анализ проверочных и контрольных работ учащихся;

  • анализ результатов ЕГЭ и ГИА.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практики нашего времени.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Основная цель технологии – создание оптимальных психолого – педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Важнейшая из них - сознание комфортного темпа работы для каждого ученика.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладение им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках) усвоение которых осуществляет в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу,

индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

У обучаемых происходить развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений, самостоятельности и пр.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем отличия состоят в следующем:

- содержание обучение представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы письменной форме как рационально действовать;

- меняется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуются процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

- ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целепологанию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

- отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
ЦЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Модульная технология конструируется на основе целого комплекса целей:

-включить каждого ученика в осознанную учебную деятельность;

-создать комфортный темп работы для каждого школьника;

-формировать у каждого ребёнка навыки самоорганизации, самоуправления, самообучения и самоконтроля;

-дифференцировать учебный процесс, как по объёму учебной работы, так и по методам (способам и приёмам ) приложения теории к практике.

Главным является содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

НАУЧНЫЕ ИДЕИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
-модульное обучение базируется на деятельностном принципе, только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника. Разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс;

- модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя он находится в зоне ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне;

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава);

- в основании модульной технологии находится и программированное обучение. Чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль- черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения. Рефлексия. Последовательность познавательной деятельности: потребность, мотив, цель, планирование, действие, рефлексия;

- интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств;

- опирается на теорию поэтапного формирования умственной деятельности;

- глубокая внутрипредметная и межпредметная связь.

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

- гибкости (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы);

- природосообразности (направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития);

- паритетности (сотрудничество, деловое общение) На учебном занятии два субъекта одного процесса действуют вместе, параллельно и сообща, являются партнерами в учебной деятельности, составляют тесный союз учителя и ученика и не один из них не должен стоять над другим. Они сотрудничают в процессе учебной деятельности.

СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА


Последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

Первый шаг- представление учебного курса как системы, т. е. первичное структурирование содержания.

-сначала учитель выделяет стержневые линии,

-следующее действие состоит в отборе содержания,

- отобранный материал сводится в таблицу.

Второй шаг – составляется технологическая карта.

Третий шаг – создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы;

-каждой модульной программе даётся название, которое отражает суть выбранной темы.

Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвёртый шаг – выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации т. е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг – градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель – интегрирующие дидактические цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг – построение самого модуля.

- построение модуля начинается с формулировки интегрирующей цели;

- затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе;

- определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений;

- наполняется содержанием предпоследний элемент модуля-резюме, обобщающее ход выполнения задания;

- составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля;

- продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МОДУЛЯ


При разработке модулей исхожу из принципов:

- частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

- реализована обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля;

- учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

- при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

- структура модуля соответствует логике учебного занятия.

Первый шаг – определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг – разбиение на учебные элементы.

Типы учебных элементов.

1.Текстовый УЭ - текст как носитель учебной информации. Он содержит указания: прочитать, выделить главное, составить конспект, таблицу и т.д.

2. Табличный УЭ – табличная форма размещения информации – компактна и удобна. Он содержит указания: определите, сравните, опишите и т. д.

3. Иллюстративный УЭ используется для того, чтобы составить образное представление об объекте или процессе. Он содержит указания: составьте рассказ, опишите и т. д.

4. Словесный УЭ – это вербальная установка на выполнение задания.

5. Электронный УЭ позволяет использовать в процессе занятий электронный учебник. Ученик знакомится с целью и заданием.

6. Смешанный УЭ – часто при создании УЭ используют несколько носителей информации.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвёртый шаг- определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг – формулирование рекомендаций учащимся.

Сложность работы учителя заключается в том, что процесс обработки новой информации учеником определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме. Поэтому основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе, следующие: «Как включается в работу, и откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях учителя и учащихся? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала, каков общий уровень мотивации класса и можно ли уже приступать к изучению нового материала?»

Основные действия учителя на этом этапе следующие:

-помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;

-организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;

-создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

Начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторение - живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказывания, каждое из которых позитивное:

  • похвалить ученика;

  • направить, уточнить;

  • заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.




Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определение содержания новой порции учебного материала и способы его выстраивания. Часто в таких классах школьники проявляют желание узнать больше того, что им предлагают программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.

На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.

Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного - активного включения в предстоящую познавательную деятельность всех обучающихся.

Второй этап – презентация нового материала. Учительский монолог бывает, необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. Материал должен излагаться укрупненными блоками, монолог обязан включать в себя базовые знания (несокращаемой минимум) и пройденного за предыдущий, причем небольшой период времени.

В условиях данной модели обучения время на объяснение нового учебного материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.

Действия учителя на этом этапе работы могу включать:

-выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

-систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять;

-писк приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоение нового материала;

-стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения;

-готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

В старших классах новый материал поможет предподноситься в форме лекции учителя.

Выделяют три основных условия организации лекции:

1.обеспечение предварительного настроя учащихся на лекцию, для чего используют такие методы, как кратких обзор, занимательные вопросы, опыты и т.п.;

2.преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяснения;

3.составление конспектов в конце урока для того, чтобы у учащихся возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею. Слабые стороны лекции:

-скучная лекция способна породить пассивность учащихся и погасить их интерес к теме, а часто и к предмету;

-разные ученики обычно понимают и усваивают услышанное в разном темпу, соблюдаемому лектором;

-не все учащиеся способны понять всю лекцию до конца.

Третий этап - практика под руководством учителя. Практика под руководством учителя проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала школьниками (если таковые обнаруживаются).

Действия учителя:

-задает вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебной материал понят, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.);

-остановливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей;

-выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Четвертый этап - независимая самостоятельная практика обучаемых.

Независимая практика- это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом.

В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:

-задать вопрос;

-переадресовать его от одного учащегося к другому;

-резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.

Необходимые изменения в поведенческом стиле учителя


Для того чтобы заговорили дети, все привычные варианты лидирования в общении с детьми учитель должен отбросить. Если не в обсуждение вопроса, молчат, значит, некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или учитель «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога - быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.

Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны раскрыть самостоятельно. Групповая дискуссия- это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания.

Именно эти наблюдения и позволяют учителю точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.

Основные действия учителя:

- держание дискуссии в тематических рамках;

  • использование различных приемов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа обучающихся.


Необходимые изменения в традиционном структуре урока


Традиционный урок предполагал в лучшем случае несколько ответов школьников на вопросы по только что услышанному объяснению нового материала. Все остальное предназначалось для домашней работы школьников.

Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала – на уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти (80%).

Таким образом, если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.

Трудность качественного обеспечения работы на этом этапе обучения связана с тем, что учителю очень важно не только самому владеть методической организации групповой дискуссии, чтобы определить, что и как поняли дети, что знают по данной теме, их взгляд по изучаемому вопросу, но и научить детей самих поддерживать дискуссию: правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы.

Пятый этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

Первоочередной задачей является исключение откровенного принуждения. Эта проблема решается главным образом за счет изменения оценочной деятельности учителя и учащихся. В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применения индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейших процедурой ее согласования с педагогом. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Шестой этап – подведение итогов учебного занятия. Подведение итогов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на определенных этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.

Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

Седьмой этап – информация о домашнем задании. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае значительно сокращается

На таких уроках деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; даёт возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача – разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е. используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, главными чертами модульного обучения являются:

- чёткая постановка перед учащимися целей и задач;

- построение последовательной поэлементной процедуры достижения

целей и задач с помощью определённых средств обучения;

- обучение по образцам (учебным тетрадям, учебникам, практикумам), выполнение указаний учителя;

- организация самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение учебных задач;

- широкое применение различных форм контроля для проверки результатов обучения.

Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества явились решающим фактором в обновлении системы образования. К числу приоритетных направлений обновления образования относится введение профильного обучения в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников. Ведущей целью является повышение качества знаний. Одна из ведущих технологий при работе с профильными классами это технология модульного обучения.

Исследование проводилось на 10 классе в течении 5лет. В результате применения модульной технологии учащиеся этого класса сдали ГИА на5---9уч.; на4---5уч.; на3---5уч .


  Результаты ЕГЭ

2004

2005

успеваемость

100

83

качество

87

48






Результаты ГИА 

2009

успеваемость

100

качество

74




Литература


  1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: «Педагогический поиск», 2003.

  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.:НИИ школьных технологий, 2005.

  3. Шамова Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.М.: « Педагогический поиск», 2003.

  4. Журнал «Математика в школе» № 4 – 2001.

  5. Журнал «Педагогическая техника» №2 – 2006