|
Сложение и вычитание десятичных дробей ГБОУ СОШ № 657
Конспект урока в технологии деятельностного метода (ТДМ)
Учитель (ФИО)
| Филькина Галина Анатольевна
| Предмет
| математика
| Класс
| 5
| Тема:
| Сложение и вычитание десятичных дробей
| Целевые установки:
| предметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение, умножение и деление обыкновенных дробей.
метапредметные:
Установить связь между изучаемым понятием и предметами другой области знаний. Развивать вычислительные навыки, учить сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, развивать познавательную деятельность, логическое мышление, смысловую память, математическую аргументированную речь.
Воспитывать уважение и интерес к предмету, самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Вырабатывать желание и потребности обобщать полученные факты.
| Оснащение урока (материалы к уроку)
| Учебник математики 5 класса Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов
Смарт доска, проектор.
|
№
| Этапы урока
| Содержание этапа
|
| Самоопределение к учебной деятельности:
Цель:1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.
- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”)
| Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. - Вспомните, какой был план изучения обыкновенных дробей? (Понятие дроби, сравнение дробей, действия с дробями, решение задач на дроби)
- Что мы научились делать с десятичными дробями? (Переводить в обыкновенные дроби и наоборот, читать, писать и сравнивать десятичные дроби)
-Какой следующий шаг мы должны сделать в изучении десятичных дробей? ( Научиться выполнять действия с десятичными дробями).
- Для того, чтобы научиться выполнять действия с десятичными дробями выполним устные упражнения.
|
| Этап актуализации и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение выражений, не выполняя вычислений, сложение и вычитание десятичных дробей, содержащих одинаковое число знаков после запятой;
2) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть десятичные дроби, содержащие разное число знаков после запятой.
| Что произойдет с десятичной дробью, если перенести запятую вправо на одну цифру? Влево на одну цифру? ( Дробь увеличится в 10 раз, дробь уменьшится в 10 раз)
Не выполняя вычислений, сравните выражения:
2, 003 + 1,02 и 2,31 + 1,21
(Вторая сумма больше, т.к. каждое слагаемое второй суммы больше соответствующих слагаемых первой суммы)
Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковыми?
1 2/10 + 2 5/10 2) 4 2/100 +5 7/100 3) 7 9/10 – 3 7/10
1,2+2,5 4, 02 + 5,07 7, 9 – 3,7
Найдите значения выражений во второй строке ( 3,7 ; 9,09; 4,2)
Как сложить и вычесть десятичные дроби, не выполняя перевод в обыкновенные дроби?
( Сложить и вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами). Индивидуальное задание:
Выполните действия, не переводя десятичные дроби в обыкновенные дроби:
а) 1,2 + 0, 3607 б) 4,002 – 1,2
|
| Этап выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сложения и вычитание десятичных дробей;
2) Согласовать цель и тему урока: сложение и вычитание десятичных дробей.
| Какое задание вы должны выполнить? ( Найти сумму и разность десятичных дробей)
Вы смогли выполнить задание? ( Ответы могут быть разными)
С каким затруднением вы столкнулись при выполнении задания? (количество разрядных слагаемых в числах разное)
Сформулируйте цель и тему урока. (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби. Тема урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей».)
Тема урока записывается на доске.
|
| Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель:1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной и с помощью эталона.
| В устной работе вы сделали предположение, как сложить и вычесть десятичные дроби, повторите вывод. (Сложить или вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами)
Докажите своё предположение, какие знания вам помогут это сделать. (Умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, смешанные числа, умение представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и смешанных чисел)
Следующую работу организовать в группах.
Задание группам.
1 группа – докажите, что 2,3 + 8,4 =10,7
2 группа – докажите, что 12,7 – 3,5 =9,2
3 группа – докажите, что 0,48+ 4,12=4,6
4 группа – докажите, что 9, 518 – 5, 236=4, 282 Учащиеся проводят доказательство, используя перевод в обыкновенные дроби.
- Сформулируйте правило сложение и вычитание десятичных дробей (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо сложить или вычесть разрядные единицы, как натуральные числа)
- Что общего вы заметили во всех примерах? (Количество цифр после запятой в числах и результатах одинаковое).
-Что надо сделать с дробями в примерах 1,2 + 0,3607; 4,002- 1,2 чтобы можно было использовать сформулированное правило? ( Надо сделать так, чтобы количество цифр после запятой было одинаковым).
- Какое правило мы можем использовать, чтобы уравнять количество цифр после запятой? (Приписывание нулей к знакам, стоящим после запятой, не изменяет десятичную дробь)
- Уравняйте количество цифр после запятой (1,2000+0, 3607; 4,002- 1,200)
Задание учащимся : найдите значение суммы и разности и докажите, что действие выполнено правильно.
После выполнения задания обсуждаются результаты 1, 200+0,3607=1,5607
4,002-1,2000= 2,802
- Что интересного вы заметили при выполнении действий с десятичными дробями?
- Как мы записывали натуральные числа при нахождении их суммы и разности? ( В столбик)
-Можно ли выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, записывая их в столбик?
( Можно, т.к. действия выполняем над разрядными единицами)
- Построим алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. 1.Уравнять количество цифр после запятой;
2.Записать числа в столбик по разрядам так, чтобы запятая была под запятой;
3.Выполнить действия, как с натуральными числами;
4.В результате поставить запятую под запятыми. - Мы достигли цели урока? ( Мы только составили алгоритм, но ещё не научились выполнять сложение и вычитание десятичных дробей)
- Что надо сделать, чтобы научиться складывать и вычитать десятичные дроби? (Потренироваться складывать и вычитать десятичные дроби, используя построенный алгоритм)
|
| Этап первичного закрепления
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
| № 1213(а, б, в) № 1214(а,) № 1219(в, г)
а)0,769+42, 389 а) 9,4-7.3
б) 5,8+ 22, 191 в) 8,1-5,46
в)95, 381 + 3,219 г) 96,3- 0,081
Вслух проговаривают решение по выведенному алгоритму. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.
Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.
|
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
- самостоятельная проверка по эталону;
- создание ситуации успеха;
- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки
|
Решите следующие примеры в тетради. № 1213 (г, д) № 1214 (д ,е)
г) 8,9021+ 0,68 д)88,252- 4,69
д) 2,7+1,35+0,8 е) 6,6-5,99 После выполнения работы учащиеся проверяют по эталону, фиксируют правильность выполнения задания, анализируют и исправляют допущенные ошибки.
|
| Этап включения в систему знаний и повторения:
Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с раннее изученным: представление десятичных дробей в виде суммы разрядных слагаемых;
2) повторить учебное содержание , которое потребуется на следующих уроках: сравнение десятичных дробей, координатный луч, координата точки.
| № 1231
24, 578= 20+4+ 0,5+0,07+0,008
0, 520001= 0,5+0,02+ 0,000001
№ 1232
а) 15, 379
б) 0,304
№ 1235
№ 1247 Сравнение чисел
а)12,567и 125,67
б) 7,399 и 7,4
|
| Этап рефлексии:
Цель: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
· Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности
· Соотнесение учащимися своих целей и результатов
· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности
| -Мы достигли цели урока?
-На чем основан алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
- Проанализируйте результат своей работы , ответив на вопросы:
« Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби?»
« Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм?»
« В самостоятельной работе у меня были ошибки?»
« Если были, то на каком этапе алгоритма я допустил ошибку?»
«Над чем необходимо поработать дома?» Домашнее задание: №1255(а, б, в) № 1256(а, б, в) № 1264
|
|
|
|