Главная страница

Повышение интереса и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы



Скачать 199.76 Kb.
НазваниеПовышение интереса и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Дата27.02.2016
Размер199.76 Kb.
ТипДокументы


Повышение интереса и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение.

Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.

Русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учеников. Так, количество учащихся, называющих русский язык в числе любимых предметов, нередко составляет лишь 7-10%.

По свидетельству учащихся лингвистические интересы школьников, число равнодушных к урокам русского языка составляет примерно четвертую часть учащихся. Интерес к русскому языку у старших подростков значительно снижается, а количество высказываний о безразличии к русскому языку как учебному предмету возрастает от класса к классу.

Эти факты свидетельствуют о том, что проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из наиболее серьезных в современной методике. Важность ее определяется, прежде всего тем, что отношение учащихся к нашему предмету в какой-то мере отражает их отношение к родному языку, а «по отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

Сознавая, какое мировоззренческое, воспитательное и образовательное значение имеет русский язык («предмет предметов», как называют его), учителя-словесники пытаются преодолеть равнодушие школьников к урокам русского языка, стремятся пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.

Учитель знает, что не так трудно добиться интереса к отдельному уроку, теме, внеклассному мероприятию по русскому языку. Постоянный и устойчивый интерес к предмету, глубокое уважение и любовь к родному языку формируется значительно дольше, сложнее и складываются в процессе каждодневной, будничной работы на уроках.

На современного школьника обрушивается шквал информации: кино, телевидение, театр, компьютеры, сама школа. Все это необходимо осмыслить, упорядочить. Для непоседливых ребят 10-12 лет процесс понимания должен быть активным, деятельным, а итог - выразиться в конкретном результате. Учитывая эти психологические особенности, интересно предложить ученикам игровые формы анализа произведения.

Игра отнюдь не предполагает упрощение содержания, но помогает заинтересовать учеников, организовать анализ как творческое действие, претворение в художественный образ эстетических впечатлений и размышлений о произведении. С другой стороны, творческая задача делает переход к анализу мотивированным - заинтересовывает результатом, и тогда у читателя возникает необходимость, потребность вновь обратиться к тексту.

Так при изучении сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева» в 5 классе творческая деятельность учащихся начнется с задания нарисовать эскиз обложки, обсудив заранее, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки.

Что можно изобразить? Чем заинтересовать читателя? Роль художника-иллюстратора заставляет школьников задуматься над произведением. В ходе этого переходим к анализу. Урок проходит как игра в «Художественный совет».

Все иллюстраторы в группах обсуждают свои обложки. Затем каждая группа лучшие обложки представляют на суд «Большого художественного совета»- класса, объясняя свой выбор. Организуется выставка, на которую выбираются лучшие эскизы. Методика групповой работы позволяет активно высказаться каждому учащемуся. Созданные учениками обложки отражают тематику, конфликт и образы сказки.

Сопоставляя образы Снежной королевы и незлой колдуньи, можно выполнить следующие задания. Чтобы дети почувствовали обаятельное колдовство незлой волшебницы, предложив склеить ее домик. Это задание выполняется с удовольствием, пятиклассники проявляют много выдумки и фантазии.

Далее ученики читают сказки цветов. Описывается характер цветка с учетом его облика и названия. Формируется исполнительская задача - выразить характер героя.

На заключительных уроках, посвященных сказкам Г-Х. Андерсена, можно предложить ученикам прочитать свои сказки.

Воспитание интереса к русскому языку, как школьному предмету, является сложной педагогической проблемой, успешное решение которой во многом зависит от целого ряда методических, психологических и лингвистических факторов. Но, прежде всего настоящий интерес к изучению русского языка у учащихся возникает в том случае, если уроки становятся уроками родного языка, на которых раскрываются его выразительные ресурсы, оцениваются его достоинства и изобразительные возможности. Одним из эффективных путей выяснения этих свойств родного языка, является постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых явлений (лексических, словообразовательных, грамматических, орфографических и т.д.), последовательное осуществление семантического (смыслового) подхода к анализу разных фактов языка. Истинная любовь к родному языку проявляется не столько в способности восхищаться его красотой и безграничными возможностями, сколько в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей собственной речи, в стремлении к гармоническому единству смысла и формы в высказываниях, что достигается главным образом умением отбора языковых средств. При изучении темы «словообразование» основная цель заключается не только в том, чтобы получить навыки в разборе слова по составу, но и в формировании представления о корне, приставке, суффиксе и окончании, как значимых частях слова. Внимание к значению морфем, в частности к значению корня, воспитывается в ходе выполнения таких заданий, когда для анализа предлагаются слова, которые имеют совпадающие по звучанию, но разные по значению корни, что и определяют разницу в значении этих слов.
Задание: Из данных слов выпишите однокоренные к существительному нога:

ножницы, подножка, сороконожка, ножки (стула), подножный (корм), босоногий, ножны, безногий, ножичек, ножевая (рана), ножовка.
Задание: Сколько групп однокоренных слов выделяется в приведенном списке слов?

Пара (лошадей), пар (из кастрюли), паровик, попарно, запарился, паровоз, парная (баня), напарник, испариться, непарный, отпарить.
Задание: Докажите, что в словах графский и графика разные корни. Запишите по два-три однокоренных слова к каждому.
Задание: Запишите к каждому слову по 2-3 однокоренных Выделите корни в каждой группе слов и сравните их.

l.Mup (согласие)-

2.Мир (вселенная)-

Дети с удовольствием делают под ними надписи: Маленький - большой; Смеется- плачет; Пришел- ушел.

И отвечают на вопрос учителя о том, что общего у этих трех пар слов (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). Учителю остается лишь познакомить детей с термином «антонимы» и предложить им проверить правильность их поиска по учебнику.
«Открытие темы» урока «самостоятельные и служебные части речи».

На доске слева записаны самостоятельные, а справа - служебные части, составляющие в совокупности начало «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (название сказки ученики должны вспомнить без помощи учителя).

Сначала открывается правая сторона доски. Учитель читает предлоги, союзы, частицы. Выясняется, что они лексического значения не имеют, т.к. не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и членами предложения не являются - ведь к ним нельзя задать вопрос. Следовательно, они выполняют только служебную функцию при (здесь открывается левая половина доски) самостоятельных частях речи.

При чтении слов на левой части доски выясняются смысловые функции в предложении. На доске и в тетрадях записывается тема урока. Сформулированная самими учащимися: «самостоятельные и служебные части речи». Далее обращается внимание на то, что при отсутствии служебных частей речи связного текста мы лишены. И только совокупность самостоятельных и служебных частей речи дает нам возможность создать текст, доступный для понимания.

Учитель или лучший чтец класса читает пушкинские строки, передавая голосом их музыкальность, чистоту, грусть. Прикасаясь к прекрасному, ученики должны научиться видеть его, наслаждаться им -это одна из важнейших задач родного языка.

Закрепление. Игра. Опять погружаемся в мир Пушкинской сказки. Теперь это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Игра, направленная на закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи, развивает одновременно литературную интуицию, память, воображение.

Учитель называет части речи- учащиеся за определенный промежуток времени (например, минуту) записывают по памяти как можно больше слов этой части речи из «Сказки».

1 тур - существительные: старуха, старик, корыто, невод и т.д.

  1. тур - прилагательные: морская, синяя, золотая и т.п.

  2. тур - числительные: тридцать (лет), три (года), в третий (раз).

  3. тур - местоимения: он (закинул), (отпусти) ты (старче) меня.

  4. тур- глагол: жил, пряла, ловил.

  5. тур- наречие: (море) слегка разыгралось, еще пуще (старуха

вздурилась)

  1. тур- предлог: (старик) со старухой.

  2. тур- союз: ( 30 лет) и (три года), (служат ей бояре) да (дворяне).

  3. тур-частица: не (хочет).

Победивший в каждом туре приносит очко своей команде.
Фрагмент домашнего задания:
-Представьте себе, что Вам нужно рассказать детям о сказках Пушкина так, чтобы им захотелось эти сказки прочитать. Для этого излагается письменно краткое содержание любой сказки. Надписать над словами, к какими частям речи они относятся, неизвестные пропустить. Надо рассказать о самом интересном в сказке, но судьба героев не должна быть раскрыта до конца.

Например, так:

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» говорится о том, что эта царица решила погубить молодую, добрую царевну. Царевна была такой милой, такой красивой! А мачеха царевны любила только себя и завидовала красоте девушки.

О том, как семь богатырей и королевич Елисей, любивший царевну, не дали совершиться страшной несправедливости, о том, как были наказаны злоба и жестокость, вы узнаете, когда прочитаете сказку.

По теме «Имя существительное, как часть речи» можно обратиться к творчеству советского сказочника Е.Шварца. Предложить ученикам вспомнить его сказки: «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Голый король».

Задача всех этих приемов на уроках русского языка научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

Поддерживать интерес к предмету помогают нетрадиционные задания:

  • Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам

  • Уточнение определений школьного учебника

  • Разработка наглядных пособий

  • Различные творческие задания

  • Написание стихов, рассказов, сказок, сценариев, сочинений на лингвистическую тему

  • Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала и повторение основных лингвистических терминов

  • Задания на основе материалов, газет, радио, телевидения

  • Исправление ошибок, редактирование текста

  • Постоянные задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости: анализировать тексты газет, журналов, художественных произведений, определяя условия постановки знаков препинания, букв в словах. Такие задания ориентируют учащихся еще и на самообразование.

  • Придумывание и решение лингвистических задач

  • Изучение ономастики (раздел лексикологии, изучающий собственные имена) не только заинтересует учащихся, но и будет способствовать развитию речи, мышления, познавательных интересов.

Изучением этого материала можно заниматься на факультативе «Наши имена», который посвящен именам собственным всех основных разрядов -именованиями людей, географическим названиям, названиям народов, разнообразных произведений материальной и духовной культуры, именованиям персонажей русской художественной литературы и устного народного творчества, кличкам животных, названиям космических объектов. С этим большим и необычным языковым материалом учащиеся встречаются на каждом шагу - в школе и в жизни, - и он обычно вызывает у них живой интерес.

Этот интерес надо поддерживать и развивать, разнообразя содержание, формы и методы работы не только на уроке, но и во внеурочное время.

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в русских народных песнях делает их еще более выразительными и напевными:

-Сохнет, вянет во поле травушка

-Сизый голубочек сидел на дубочке,

очи его ясны, брови его черны,

личико его беленько.
-При долинушке калинушка стоит, на камне соловей-птица сидит. У зари-то, у зореньки много ясных звезд, А у темной ноченьки им и счету нет.
Таким образом, в процессе смыслового анализа перед учащимися раскрывается богатство родного языка, многообразие выразительных средств и возможностей его словообразовательной системы. Привитие учащимся интереса к русскому - необходимое условие качественного овладения русским языком. Объектом его формирования может служить слово. От качества этого этапа в развитии речи зависит судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащихся или останется в их пассивном запасе.

Знание- это не только обучение, но и воспитание. Отсутствие интереса к предмету возникает в том случае, если знания формальны, если они не находят применения в жизни, быстро забываются. При наличии же интереса знания усваиваются легко и прочно. Учащихся привлекает все новое, необычное. Таким качеством обладает этимологический анализ слова. Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает учеников ясностью своего значения и правописания.

Противник - против,

Ухищрение - хитрый,

Унижаться - низко.

Другое удивляет необычной историей: (копейка от копье).

Третье - неожиданными родственными связями (акварель- акваланг-аквариум). Это повышает орфографическую грамотность, обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор.

Начинать работу по воспитанию интереса к слову с помощью этимологического анализа нужно с простых этимологии:

  1. Передайте своими словами значение слов: комочек- маленький ком, шестнадцать- шесть + дцать (десять).

  2. Почему так названы предметы: окно (от око «глаз»), клеенка (от клеить), белье (от белый).

Давать более подробные исторические справки.

Например, слово подражать произошло от слова драга (дорога) с помощью приставки -по-. (Идти той же дорогой, что и кто-либо).

Под влиянием этимологического анализа у учащихся возникает интерес к слову, желание пользоваться словарями. Все это позволяет сделать вывод о целесообразности применения этимологического анализа в качестве средства, прививающего интерес к русскому слову.

Современный урок русского языка может быть радостным и интересным. Он может активизировать творческие силы ученика. Он может не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения. Почти на каждом уроке может быть использован текст. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной категории детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.

Если на ранних этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные работы, диктанты, разборы предложений будут восприниматься ими как что-то лично им необходимое, нужное, интересное.

Органической частью урока может стать игра.

В начале такого урока класс должен быть разделен на две команды с яркими, запоминающимися названиями. Игровые моменты могут возникать на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми заранее. Например, дома ученики подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды- соперницы. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употребленные в переносном значении; определить спряжение глаголов; выделить главные члены предложения.

Во время выполнения заданий представителями команд класс работает над текстом.

По окончании работы составы команд-противниц (т.е. практически весь класс), наблюдавших за дуэлью своих представителей и проверявших друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс - очки за правильные замечания, минус - очки за ошибки. Подсчет очков определяет команду-победительницу на сегодня - но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует учеников, делает живой взаимопомощь, потому что руководит ими естественно желание помочь своей команде.

  1. В.И.Разумова « Пробуждение интереса к изучению русского языка», РЯШ№5, 1988г.

  2. Никитин «Смысловой анализ как средство воспитания интереса к уроку русского языка» № 2, 1994г.

3. Покровский Л.П. «Воспитание интереса к урокам
русского языка».


  1. Подгаецкая «О повышении интереса к изучению Русского языка в школе».

  2. Гдалевич «Как сделать урок интересным?»

  3. Подшибякина Н.А. «Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку».

  4. РЯШ№1, 1991г., №1,2, 2001г.

  5. Т.А.Костяева «Тесты и проверочные работы по русскому языку», 7 класс, Москва, «Просвещение», 2000г.

  6. В.Я.Коровина «Читаем, думаем, смотрим», Вопросы и задания по литературе 7 кл., Москва, «Просвещение», 1996г.




  1. «В мире литературы», Москва, «Дрофа», 1998г.

  2. «Вокруг тебя- мир», Книга для ученика, Москва, 2000г.

  3. Д.Д.Воронцов, А.П.Маслов «Любителям российской словесности», СПб, 1994г.

  4. А. О. Орг «Олимпиады по русскому языку»

  5. А.Е.Брусина «Опыты словесного творчества», СПб, 1994г.

  6. А.Г.Кутузов, Л.В.Колосс «Как войти в мир литературы», Москва, «Дрофа», 1997г.

  7. Т.Л.Служевская «Уроки русской словесности», СПб, 1997г.

Воспитание интереса к русскому языку, как школьному предмету, является сложной педагогической проблемой, успешное решение которой во многом зависит от целого ряда методических, психологических и лингвистических факторов. Но, прежде всего настоящий интерес к изучению русского языка у учащихся возникает в том случае, если уроки становятся уроками родного языка, на которых раскрываются его выразительные ресурсы, оцениваются его достоинства и изобразительные возможности. Одним из эффективных путей выяснения этих свойств родного языка, является постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых явлений (лексических, словообразовательных, грамматических, орфографических и т.д.), последовательное осуществление семантического (смыслового) подхода к анализу разных фактов языка. Истинная любовь к родному языку проявляется не столько в способности восхищаться его красотой и безграничными возможностями, сколько в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей собственной речи, в стремлении к гармоническому единству смысла и формы в высказываниях, что достигается главным образом умением отбора языковых средств. При изучении темы «словообразование» основная цель заключается не только в том, чтобы получить навыки в разборе слова по составу, но и в формировании представления о корне, приставке, суффиксе и окончании, как значимых частях слова. Внимание к значению морфем, в частности к значению корня, воспитывается в ходе выполнения таких заданий, когда для анализа предлагаются слова, которые имеют совпадающие по звучанию, но разные по значению корни, что и определяют разницу в значении этих слов.
Задание: Из данных слов выпишите однокоренные к существительному нога:

ножницы, подножка, сороконожка, ножки (стула), подножный (корм), босоногий, ножны, безногий, ножичек, ножевая (рана), ножовка.
Задание: Сколько групп однокоренных слов выделяется в приведенном списке слов?

Пара (лошадей), пар (из кастрюли), паровик, попарно, запарился, паровоз, парная (баня), напарник, испариться, непарный, отпарить.
Задание: Докажите, что в словах графский и графика разные корни. Запишите по два-три однокоренных слова к каждому.
Задание: Запишите к каждому слову по 2-3 однокоренных. Выделите корни в каждой группе слов и сравните их.

l.Mup (согласие)-

2. Мир (вселенная)-