|
Ролевая игра на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Ролевая игра на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Жарова Галия Шамратовна учитель математики стаж 37 лет В современной школе педагоги отмечают снижение познавательной активности учащихся. В большей степени это связано с тем, что увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить, увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Школьники очень часто сталкиваются с тем, что материал учебника сложен, часто труден для понимания, что вызывает у большинства учеников неприязнь к предмету. Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Учителю необходимо подумать о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Переход современного образования в нашей стране на новые федеральные образовательные стандарты требует изменения ключевых задач образования, которые заключаются в обновлении его содержания и методов обучения, следовательно, достижения высоких и качественных результатов. Использование учителем компетентностного подхода в образовании дает возможность для повышения уровня мотивации в процессе обучения математике. Основы образованности и мировоззрения закладываются в школьном возрасте, особое место, в силу возрастных особенностей, в структуре компетенций учащихся занимают коммуникативные компетенции. Успешное решение проблем коммуникации и социального взаимодействия с окружающими людьми, группами, общностями выступает функцией компетентности субъекта в сфере общения и социальных отношений. Основные критерии сформированности коммуникативной компетенции таковы:
- умение оценивать свою позицию в соответствии с позицией и интересами
партнера;
– умение вступить в контакт с другим человеком;
– умение реагировать на попытку окружающих вступить в контакт;
–умение принимать и оказывать сочувствие и поддержку от окружающих;
– умение реагировать на справедливую и несправедливую критику;
– умение обратиться к окружающим с просьбой;
В математике коммуникативная компетентность выражается :
- в умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач;
- в умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеурочной деятельности;
- в умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.
Эти умения можно формировать и развивать в процессе обучения школьников. В решении многих из этих вопросов помогают игровые технологии. Игра- форма деятельности, в которой учащиеся проявляют наибольшую активность. В ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства. Игры содействуют развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность, воспитание чувства коллективизма. На современном этапе немаловажная роль отводится играм на уроках математики –актуальному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно, то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
-освоение содержания той или иной предметной области;
-развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
-формирование информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.
Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на такие дидактические принципы:
-в игре взрослый работает на паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
-игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
-игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
-игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
-игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий. Это такой вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Рассмотрим специфику ролевых игр и их значение в формировании коммуникативных компетенций школьников. Основу структурных компонентов ролевых игр составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реального общения, что очень важно сейчас, когда многие дети общаются только виртуально. Эффективность игрового обучения вызывается взрывом мотивации, игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и с учителем, разрушает барьеры. Ролевые игры дают возможность неуверенным в себе ученикам быть более раскованными. В играх школьники овладевают такими моментами как умение общаться, начать беседу, поддержать ее, прервать тактично собеседника, в нужный момент согласится с его мнением или опровергнуть его. Учитель часто должен просто правильно направлять действия, не давя сильно на их мнение. Организуя на уроках математики ролевые игры, следует учитывать, что правила игры должны быть четко сформулированы, понятны, а содержание математического материала доступно детям. Для того, чтобы ролевая игра способствовала выполнению педагогических целей, она должна дать достаточно информации и материала для мыслительных операций, и они должны быть удобны в использовании. Каждый ученик должен быть включен в игру, активно участвовать в игре, чтобы не терялся интерес к игре, следовательно, к процессу обучения. Во время игры следует требовать от учащихся четких, грамотных математических рассуждений, умения слушать товарищей, умения высказывать свое мнение.
По мере сложности ролевые игры делят на три группы: 1) имитационные – они направлены на имитацию определенного профессионального действия;
2) ситуационные – они связаны с решением какой –либо узкой конкретной проблемы ,игровой ситуации?
3)условные - они посвящены решению каких –либо конфликтов (учебных, производственных…)
Методика разработки ролевых игр включает в себя следующие этапы:
подготовительный;
игровой;
заключительный;
анализ результатов игры.
На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределяются роли. выбирается жюри или экспертная группа, формируются команды игроков, проводится инструктаж участников. А также решаются вопросы, связанные с предварительным изучением содержания игры: знакомство с темой, проблемой и заданиями, сбор и анализ материала, подготовка сообщений, подбор реквизита, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему, осознанием проблемной ситуации в группах каждым участником, между группами. Оно имеет внутри групповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщений, а также межгрупповой: заслушивание сообщений, оценка решения
На заключительном этапе вырабатывается решение по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы.
При анализе результатов ролевой игры определяются степень активности участников, уровень знаний и умений, высказываются пожелания и рекомендации..
Отметим, что проведение ролевой игры на уроке связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере: в игре условность должна сочетаться с серьезностью. Кроме того, она предусматривает и элемент импровизации. Если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, игра не достигает цели и превращается в скучную инсценировку. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотивации к учению. Использование игровых ситуаций бывают уместны очень часто, но превращать каждый урок в игру конечно не стоит. Требования к организации игры на уроке:
- игра должна быть построена на интересе.
.- игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой. Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- в играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми различными: уроки суды, воображаемые путешествия, пресс- конференции, дискуссии на основе распределения ролей и т.д. На таких уроках ученики выступают в качестве экспертов, судей, историков, сказочных героев, экскурсоводов, архитекторов и т.д.
Следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена самая сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащегося. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая ее хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать и изготавливать такие игры самостоятельно. Для этого можно объявить конкурс на лучшую игру. Каждую придуманную игру нужно проверять в действии.
Актуальность применения ролевых игр на уроках математики в том, что:
- в них заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- эти формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
-ролевая игра развивает детскую наблюдательность , умение ориентироваться в необычных ситуациях, дети прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей , приобретая новые знания, активно помогают в этом друг другу;
- включение в урок ролевых игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- ролевые игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
- используя ролевые игры возможно осуществлять развитие коммуникативной компетентности на уроках математики.
-такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся.
-нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, усиливается мыслительная деятельность.
Итак, с помощью ролевых игр можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, в ней создается положительный эмоциональный настрой, содействующий успеху, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, она влияет на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, является основой эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. – 2009. – № 2
6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1980.
7. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2008
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / - М.: Сентябрь, 1996 |
|
|