Главная страница


Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть успешным



Скачать 98.69 Kb.
НазваниеОриентация на успех: каждый ученик имеет право быть успешным
Дата02.03.2016
Размер98.69 Kb.
ТипДокументы

В основе моей педагогической концепции лежит развивающее обучение с направленностью на становление индивидуально-творческой личности ребёнка. Ядром педагогической философии является убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться.

Ключевая идея моей деятельности – создание позитивной и успешной школьной культуры. Считаю своей миссией максимальное развитие способностей каждого ученика.

Моя задача не только развивать познавательный интерес, но и удовлетворять его на самом высоком уровне: выход на новые качественные показатели результативности учебно-воспитательного процесса. Передо мной и сейчас стоит вопрос: чему учить, как учить и ради чего учить.

Одной из основ моей философии является принятие на себя ответственности за результаты своего труда.

Обобщив свой собственный опыт и опыт коллег – выработала собственную стратегию деятельности, которая основана на личностно ориентированном обучении. Это позволило мне создать необходимые условия для развития индивидуальных способностей школьников, активизировать свою и их деятельность, повысить эффективность учебного процесса.

В работе я придерживаюсь пяти принципов:

  • воспитывающее обучение: учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

  • ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть успешным;

  • ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

  • сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблема, радуемся успехам;

  • учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

В 2006 г. опыт работы по теме «Формирование положительной мотивации на уроках математики» обобщён и занесён в банк передового опыта РМЦ. Спектр технологий и методик, которые использую в работе. Они наиболее адекватны поставленным целям и дают положительные результаты: технология проблемно-развивающего обучения, УДЕ, личностно ориентированного обучения (Якиманская И.С.) игровые технологии (Вербитская А.А., Борисова Н.В. и др.), дифференцированный подход к обучению, использование возможностей компьютера, ИКТ в учебном и воспитательном процессе, КСО (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко), модульное (В.М. Монахов).

Применение новых информационных технологий способствует более эффективному овладению ЗУН, включению учащихся в воспитание через их собственную деятельность, приводит к экономии времени на изучение учебного материала, к формированию у детей важнейших умственных действий. Провожу нетрадиционные уроки с приоритетным воспитательным потенциалом.

Выбор профиля обучения – непростая задача для школьника. В этом ему призваны помочь, в частности, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Вела последние три года два элективных курса «Избранные вопросы математики» (модифицированный) и авторский «Жить – значит решать задачи». Они объединены общими идеями выявления и дальнейшего стимулирования интереса к предмету не только за счёт расширения содержания, но, прежде всего, посредством демонстрации областей приложения полученных знаний, что требует от меня широкого использования в обучении прикладных аспектов. Мотивацию изучения предмета связываю с будущими профессиями. После 9 класса многие ученики продолжают образование в профильном математическом классе.

В реализации находится разработанная мной надпредметная программа «Знай и люби свой край». Это программа достижения межпредметных образовательных результатов в рамках совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных задач. Обращение к этой программе позволило мне реализовывать инновационный тип обучения. Программа позволяет учащимся занимать не только активно-исполнительскую, но и инициативную позицию в учебном и воспитательном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать самому ответы на вопросы. Это один из вариантов ЛОО.

Примеры уроков, где дети выполняли презентации, помогали составлять задачи «Юбилей района и села в задачах» 2008г. 6кл., урок – информация «Знатные люди района. Числовые выражения». 6кл. 2008г., «68 Регион. Решение задач». 5кл. 2007г.

Внеклассные мероприятия «Поле чудес. 365 лет с. Староюрьева», «Что? Где? Когда? 80 лет району», КВН « 70 лет Тамбовской области» 5кл. 2006г.

Эта работа позволяет повысить уровень обученности детей и по другим предметам, так как основана на межпредметности и стимулирует познавательную деятельность, предусматривает как коллективную, так и индивидуальную форму работы.

В этом учебном году продолжает реализацию программа дополнительного образования «Математическая мозаика» с новым набором детей. Внеклассные занятия, которые дети посещали и посещают с желанием и интересом, веду свыше 30 лет. Имею богатый по содержанию и формам проведения занятий материал. Математический кружок (9 классы) 2006г награждён Дипломом издательства дома «Первое сентября» за представленную исследовательскую работу «Математика и оборона страны» на конкурс исследовательских работ «Портфолио», награждена Дипломом и я как руководитель группы. Опыт внеклассной работы показывает, что успех в работе учителя определяется не только высоким уровнем учебной деятельности ученика на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочной деятельности. Считаю, что ценность внеклассных мероприятий не столько в проведении, сколько в активной подготовке к ним всего класса. Тогда любой вечер или викторина станет ступенькой в математику. Всю свою деятельность занимаюсь пропагандой математических знаний, как теперь принято говорить, созданием положительного «имиджа» математики в сознании учащихся.

Считаю, что уровень познавательного интереса детей на моих уроках высокий. Побуждаю учеников к саморазвитию, стимулирую их деятельность.

На урок дети идут без страха, читают дополнительную литературу, задают много проблемных вопросов, выполняют творческие работы, работы исследовательского характера (написать сочинение по заданной теме, выполнить рисунок, сочинить сказку с математическим сюжетом, приготовить пособие для урока, написать заметку в газету, подготовить доклад, сообщение, презентацию и др.)

Использую разные формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, соревнования, игры, викторины, которые позволяют ученикам проявлять свою смекалку, выдумку, находчивость. Наибольший результат дают творческие домашние задания в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные задачи, кроссворды, танграммы.

Способы активизации познавательной деятельности таковы: применение нетрадиционных форм урока (много авторских), использование нетрадиционных форм занятий: интегрированные, комбинированные, проектные, применение проблемно-задачного подхода, игровых форм приёмов и методов; внедрение развивающих дидактических приёмов, средств; всех методов мотивации и стимулирования.

Гуманитаризацию я вижу как усиление взаимосвязи с гуманитарными науками. Стараюсь интегрировать знания, когда это возможно, связываю темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор. Жизнь настоятельно требует сегодня сделать эстетику не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания. На уроках и внеклассных мероприятиях все свои усилия направляю на реализацию и этой цели.

Для современной жизни характерны расширения контактов между деловыми людьми. Способности к общению развиваю с 5 класса, в том числе в процессе формирования учебной деятельности: обмен опытом учащихся, активное взаимодействие учащихся между собой и учителем, сотрудничество внутри группы. Работая в группе, дети комфортнее чувствуют себя на уроке, снижается уровень их тревожности, растёт уверенность в своих силах. Между учащимися в группе неизбежно возникают межличностные отношения, и от того каким они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала стало мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Есть внутреннее ощущение педагогического оптимизма – вера в ученика и его способности. Мой девиз «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». Принципы «не навреди», «ничего никогда не делай за ученика». Могу лишь направлять, подсказывать, иначе ученик ничему не научится.

Важным в моей деятельности является выполнение таких задач по отношению к ученику, как: развивать веру в успех, считать ошибки нормальным явлением, сделать процесс обучения ощутимым, признавать и видеть достижения каждого, учить детей управлять собственной деятельностью, научить работать в группе, в коллективе.

Класс активен в общешкольных мероприятиях, дети участвуют в школьных, районных, областных конкурсах. В «досье успеха» более 60 грамот. Братищева Катя ещё в 5 кл. (2007г.) заняла III место в районом конкурсе презентаций, посвящённых юбилею области, награждена Грамотой за участие в областном конкурсе.

В 6 кл. (2008г.) она победитель школьного конкурса «История семьи – история России», участница районного краеведческого праздника, награждена грамотой за работу «Горжусь своим дедушкой»,финалист всесоюзного конкурса «Математика и проектирование».

В 2009 г. – 1 место в районной и областной научно – практической конференции «Грани творчества», 2010г. – участница этой конференции.

Плужников Ваня выполнял презентацию для новогоднего общешкольного праздника, постоянно готовит с группой ребят презентации для классных часов, уроков, призер межрегиональной заочной олимпиады «Авангард». О других детях можно сказать немало хорошего.

В наше непростое время школа как никогда нуждается в мудром, понимающем, неравнодушном родителе. Без этого очень трудно выжить нашему школьному дому. И слава богу, что у меня есть такие родители, и я не испытываю дефицита в их добрых словах, моральной поддержке. И я благодарна им за помощь в реализации моих идей и проектов, за консолидацию всех воспитательных средств. Одна семья в 2008 г. награждена Грамотой администрации района за достойное воспитание детей, четыре семьи – Грамотами и благодарственными письмами администрации школы.

Наиболее эффективными формами работы с родителями, применяемыми мною, являются экскурсии, походы, конкурсы, дни здоровья, обзор литературы по семейному воспитанию. Сотрудничество с родителями также позволяет стимулировать процесс всестороннего развития личности. «В каждом ребёнке солнце, так дайте же ему светиться», - привожу я родителям слова Сократа. Совместная познавательная деятельность с родителями обогащает личный опыт ребёнка, позволяет сплотить детей и их родных. Взаимодействуя с родителями, выполняя различные задания, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия и ценности, формируется отношение ребёнка к самому себе, его самооценка. Поэтому участие родных, значимых взрослых особенно важно для усвоения необходимого для жизни социального опыта, повышения авторитета взрослых. Практикую родительские субботники, уроки родительства, где обсуждаем важные проблемы класса, обсуждаем прогноз «погоды» в классе, знакомлю родителей с картой успеха класса и каждого ученика (досье успеха).

Генеральная линия моих действий: попробуй сам предложи ученикам поделись с коллегами найди единомышленников объедини усилия.

С 1995 г. по 2009г. была руководителем творческой группы учителей района, цели которой: создание мотивации к повышению педагогического мастерства, повышение оптимального уровня профессиональной квалификации, развитие критического мышления. Условия сотрудничества: инновационная открытость и активность учителей, готовность к осуществлению педагогического самообразования. Работали над темой «Профессиональная компетентность педагога», провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Сегодня путь педагога к ребёнку лежит не только через деятельность, но и через развитие себя как личности. «Тот, кто мало знает, малому может и научить» (Я.А.Каменский). Считаю, что в людях знанье – оружие, опыт – клад. Большое место в своей деятельности отвожу самообразованию. Сейчас работаю над темой «Повышение профессиональной культуры на основе активного использования информационных технологий» (2-ой этап). Поняла, как велики дополнительные возможности использования ресурсов информационного образовательного пространства. Стараюсь идти в ногу со временем, изучая и осваивая возможности компьютера, мультимедиа и оргтехники. Компьютер становится для учащихся не только средством изучения информатики, но и помощником в усвоении знаний, обеспечением развивающего досуга учащихся.

Мой опыт востребован среди коллег не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который помогает увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.

Я нормально контактирую с окружающими. Эмпатия помогает мне избежать серьёзных конфликтов, а если случаются, то регулируются довольно спокойно. Эмоционально отзывчива. Мне присуща чувствительность к нуждам и проблемам окружающих. К людям отношусь с неподдельным интересом и к себе чувствую уважение. Без предубеждений выслушиваю противоположную точку зрения и приветствую критику высказанных предложений.

Избрана членом областной общественной палаты на второй срок, член районного общественного совета. Стремлюсь быть выше жизненных невзгод. Постоянно культивирую у себя стремление рефлексировать. Размышляя, что удалось и что следует усилить, я способна в следующий раз сделать лучше. Шаг за шагом усовершенствую те аспекты деятельности свои и учеников, которые могут быть улучшены. По мере обретения опыта выделяю всё больше и больше критериев, как для оценки успешности уроков, так и для обозначения собственных ошибок. Рефлексия помогает мне корректировать ошибки и работать более успешно, достигая лучших результатов. Интеллектуально честна с собой, признаю ограниченность своих знаний.

Лестница, ведущая к мастерству, творчеству, совершенству ещё далеко не закончилась. Есть проблемы, требующие изучения, осмысления, разрешения. Актуальны слова В.А. Караковского «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня». Я озабочена тем, как сделать, чтобы зёрна большого таланта в детях взошли, расцветали и крепли. Какую диагностику провести, чтобы ответить на вопросы: происходит ли развитие учащихся, если нет, то почему, что нужно сделать, чтобы это происходило? Какие более эффективные методики использовать в работе с трудными, неблагополучными семьями и их детьми? Как добиться устойчивого интереса к учению у всех учеников? Как повысить уровень воспитанности «трудных» подростков? Как уменьшить возможное влияние негативных факторов социальной среды? Как возместить недостаток семейного тепла?

Не использована ещё возможность познакомиться с опытом коллег на форумах, в Интернет – сообществах для учителей, нет банка электронного сопровождения уроков, не владею информационными технологиями в совершенстве.

Говорю себе: Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И всё сначала начинай!

Не так легко, не так всё это просто,

Но пусть в тебе горит огонь живого

Огромного, святого недовольства самим собой!